Проект" Пыть-Ях жемчужина Югры"
проект

Сокоренко Оксана Александровна

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае,  композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, а также округ, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается родному городу и округу – Югре, который является Родиной наших воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pyt-yah_zhemchuzhina_yugry.docx73.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр        развития ребёнка - детский сад «Фантазия»

Проект по познавательному развитию

«Пыть-Ях – жемчужина Югры»

для детей старшего дошкольного возраста  

Разработчики:

    Сокоренко О.А.

Дульцева О.П.

                                               г.Пыть-Ях

2018 -2019г

                                                     

                                           Содержание

Паспорт проекта

Пояснительная записка

Цель и задачи проекта

Принципы построения проекта

Этапы реализации проекта

  Условия реализации проекта

Уровни освоения проекта

Содержание проекта

Планирование непосредственно-образовательной деятельности   поооознакомознакомлению с родным краем детей 6-7 лет

Взаимодействие с педагогическим коллективом ДОО

Взаимодействие с родителями воспитанников

Взаимодействие с родителями по ознакомлению с родным краем

Ресурсное обеспечение проекта

Ожидаемый результат

  Библиография

  Список художественной литературы для чтения детям


       Проект «Пыть-Ях – жемчужина Югры»   по познавательному развитию  детей старшего  дошкольного возраста в  рамках проектной деятельности детей группы «Колокольчик»

Разработчики: Сокоренко О.А.; Дульцева О.П..

Организация: МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»

Населенный пункт: Ханты – Мансийский автономный округ г. Пыть-Ях

1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Воспитательно-образовательный проект «Пыть-Ях – жемчужина Югры»   по познавательному развитию  детей старшего  дошкольного возраста

География

Город Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Авторы проекта

 Сокоренко О.А.; Дульцева О.П.

Воспитатели МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»

Тип проекта

Воспитательно-образовательный

Срок реализации

1 год

Уровень реализации

Дошкольное образование

Цель проекта

 Осуществление комплексного подхода к воспитанию у дошкольников интереса к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить  мыслить, фантазировать;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;

-  формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него;  развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края;

- создавать  условия  в ДОО: кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические;

- создавать  преемственные связи ДОО, родителей, музея;

- использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников  потребности  в  духовном  развитии,  развитии  интереса  к  истории  родного   края;

- отслеживать   результативность  деятельности всех  участников образовательных отношений с  помощью системы мониторинговой деятельности;

- повышать инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов,  методических разработок, участие в  мероприятиях по данной проблеме);

- создавать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей,     формированию гражданско-патриотических чувств;

-создавать условия для равноправного взаимодействия ДОО и семьи по привитию детям    старшего дошкольного возраста любви к родному городу.

Направленность проекта

Проект «Пыть-Ях – жемчужина Югры»   - комплексная система ознакомления старших дошкольников с родным краем.

Проект подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями. Он предполагает деятельность с детьми,  родителями, музеем «Эхо Югры».

Основное содержание деятельности с детьми по проекту строится по нескольким блокам:

1 блок – «Мой родной город»

2 блок – « Коренные жители ХМАО»

3 блок – « Жители леса»

4 блок – « Наши пернатые друзья»

5 блок – « Растительный мир Югры»

6 блок – « Мы друзья природы»

Ожидаемые результаты

-Участник воспитательно-образовательных отношений имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях; 

- имеет представление о жизни коренных народов Югры;

- знаком с национальным орнаментом;

- умеет  творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

- владеет исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы; владеет   навыками поисковой деятельности;

- умеет  выступать перед аудиторией;

- способен  организовать свою деятельность;

- любит родной край, уважительно относится к коренным народам;

- осознаёт себя коренным жителем, наследником богатой истории и культуры Югры;

- знает животный и растительный мир своего родного края;

- бережно относится к природе  края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения, учится сохранять и преумножать богатство родной земли;

-у детей сформируется национальное самосознание, мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;

- формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, религий, убеждений, языка;

- осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в ДОО, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси;

- может адаптироваться в любом регионе России, независимо от национальности;

- чувствует свою сопричастность к миру, осознаёт родовую связь с природой.

 

2. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой  Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Ханты-Мансийского автономного  округа. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной  культуры. В этой связи успешность развития ребенка старшего дошкольного возраста при знакомстве с родным городом и краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному детству.

                                              Актуальность проекта

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе и крае,  композиторы пишут музыку, художники пишут картины, тем самым прославляя город, край и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, а также округ, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается родному городу и округу – Югре, который является Родиной наших воспитанников.

                                   Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей является пробуждение у  детей старшего дошкольного возраста интереса к  культуре народов Севера через знакомство с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формирование у детей навыков адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

                                                           Проблема

Анализ результатов диагностического обследования воспитанников старшего дошкольного возраста  показал:

- у 30% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера;

-нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории Севера.

Результаты анкетирования родителей показали:

- «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 10% опрошенных  ответили – «Ловля оленей»;

-80% респондентов не могли вспомнить ни одну игру;

-из национальных праздников 10% назвали праздник «Вороний день»;

-100% родителей считают нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.

                                                  Противоречия

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

- между необходимостью деятельности в ДОО, как условия формирования интересов к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующих методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

- между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера ханты и манси. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной деятельности с дошкольниками в этом направлении.

3. Цель и задачи проекта

Цель:  осуществление комплексного подхода к воспитанию и приобщению дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить  мыслить, фантазировать;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;

- формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него;  развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края;

-создавать  условия  в ДОО: кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические;

- создавать  преемственные связи ДОО, родителей, музея;

- использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников  потребности  в  духовном  развитии,  развитии  интереса  к  истории  родного   края;

- отслеживать   результативность  деятельности  всех  участников образовательной организации   с  помощью системы мониторинговой деятельности;

- повышать инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов,  методических разработок, участие в  мероприятиях по данной проблеме);

- создавать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско-патриотических чувств;

- создавать условия для равноправного взаимодействия ДОО и семьи по воспитанию у детей     старшего дошкольного возраста любви к родному городу.

4. Принципы построения проекта

При выстраивании педагогических отношений по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем положены следующие принципы:

Принцип историзма

 - Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Пыть-Яхе и Ханты-Мансийском округе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации

 - Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации

- Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае  с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности

 - Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем города. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Пыть-Яха и округа.

 

5. Этапы реализации программы

 

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование знаний родителей и их представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях;
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

2 этап - основной, включает в себя:

  1. непосредственно-образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом;
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста;
  4. экскурсии по городу;
  5. пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

3 этап - заключительный, включает в себя:

1. мониторинг детей;

2. анкетирование родителей;

3. выводы и предложения.

6. Условия реализации проекта

 

Реализация проекта «Пыть-Ях – жемчужина Югры»   предусматривает проведение одного интегрированного занятия в месяц, предусмотренного в разделе «Познавательное развитие», но материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей. Дидактические игры,  разработанные по темам проекта, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки. В педагогическом процессе широко используются ИКТ. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда – мини-музей «Моя Югра». В работе с детьми используется опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно- ориентированного обучения, сотрудничества, технология  проектного обучения, игровые технологии.

Участниками образовательных отношений являются:

 воспитанники, родители, педагоги.

Организация образовательных отношений:

  • Группа: подготовительная.
  • Срок реализации программы: один год.
  • Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Для решения цели и задач проекта создаются организационные условия, которые будут отвечать, корректировать, направлять деятельность по реализации проекта. Все участники проекта выполняет определенные функции:

  • воспитатели осуществляют образовательные отношения; формируют знания о своём городе, родном крае, животном и растительном мире Югры, о жизни и быте коренных жителей - ханты и манси; формируют предпосылки научного мировоззрения, используя в своей деятельности разнообразные формы, методы и приемы;
  • профильные специалисты (по музыкальной деятельности) оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников посредством классической музыки в современной обработке и т.д.;
  • инструктор по физической культуре проводит физкультурно-оздоровительную работу с учётом регионального компонента;
  •  родители и законные представители принимают участие в совместной деятельности ДОО и семьи; в организации экскурсий, выездов на природу.

                                   7. Уровни освоения задач проекта

  • Низкий. Не сформировано представление о местоположении города и его реке. Ребенок испытывает трудности в ответе о родственных связях, не знает свой адрес, адреса родственников. Не может назвать профессии родителей. Выражено отставание в понимании компонентов трудового процесса (построение наглядно-схематических и мысленных моделей: профессия – цель труда - материал – инструменты – результат труда).              

Отставание в знаниях по изученным блокам, хотя ребенок имеет представления об отдельных темах. Не может отразить изученную тему в игровой и продуктивной деятельности.

  • Средний. Сформировано представление о том, что город является малой Родиной. Ярко выражено стремление к самостоятельности в получении знаний. Ребенок различает большое число объектов расположенных в нашем городе. Вычленяет характерные и существенные признаки предметов под руководством воспитателя. Знает и различает исторические и культурные объекты. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства, но недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники. Стремится аргументировать свои суждения. Располагает некоторыми сведениями о транспорте и его значении для жителей города.
  • Высокий. Ребенок самостоятельно может рассказать о городе, в котором родился и живет. Осознает значение культурных и исторических объектов  в истории нашего города. Знает правила дорожного движения. Выражает стремление к экспериментированию, познанию, творчеству. Ребенок знает основные объекты живой природы нашего города и значение труда взрослых по благоустройству. Познавательное отношение к миру устойчиво. Охотно вступает в общение. Отличается высокой речевой активностью. Умеет сам выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров в игровой и продуктивной деятельности по изученному материалу.

 

8. Содержание проекта

Непосредственно-образовательная деятельность развивает у детей способность видеть красоту и гармонию родного края, знакомит с традициями народов севера, развивает такие психические процессы, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Непосредственно-образовательная деятельность по воспитанию любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих блоков:

1 блок – «Мой родной город»

2 блок – «Коренные жители ХМАО»

              3 блок – «Жители леса»

4 блок – «Наши пернатые друзья»

5 блок – «Растительный мир Югры»

6 блок – «Мы друзья природы»

9.Планирование непосредственно-образовательной  деятельности

 детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Тема

месяца

Тема непосредственно-образовательной деятельности

Цели непосредственно-образовательной деятельности

Совместная с родителями, педагогами и детьми непосредственно-образовательная деятельность

 Мой родной           город

(сентябрь)

1. Город «Пыть-Ях»

 

Формировать комплексное представление о своем городе, местностях, расположенных на его территории. Познакомить с историей  развития города Пыть-Ях, первыми улицами.

Учить ориентироваться по плану улицы, на которой расположен детский сад.

  1. Коллективная аппликация «Мой город».
  2. Беседа «Как появился город Пыть-Ях?».
  3. Беседа «Улицы родного города».
  4. Наблюдения за транспортом.
  5. Экскурсия на близлежащую улицу.
  6. Графическое изображение плана знакомой улицы.
  7. Чтение стихотворений о городе местных авторов.

2. «Река Обь самая большая река в Югре»

 

Углубить представления детей об Оби, её пути на по территории Югорского края.

  1.  Рассматривание карты, глобуса.
  2.  Рассматривание альбома «Откуда берёт начало река Обь?».
  3. Рассматривание альбома «Подводный мир реки Обь».
  4.  Беседа: «Красная Книга» (кто занесён в неё).

3. «Я - юный Пыть-Яховец»

Расширять и обогащать знания детей об истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках.

  1. Коллективное изготовление коллажа «Достопримечательности Пыть-Яха ».

 Итого по блоку «Мой любимый город»:   3 занятия

Жители леса (октябрь)

1. «Медвежий праздник»

Продолжать знакомить детей с животными Севера. Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси. Показать детям отношение народов севера к медведю, как к священному животному, их веру в могущество и силу этого животного.  Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных.

  1. Викторина: «Северный край».
  2. Рисование медведя.
  3. Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги».

 

2.«Священные животные коренного населения Югры»

На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. Дать понимание того, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями.

1.Презентация  о коренных жителях Югры.

2.Рисование жилища коренных народов Югры.

 

3. «В гостях у северных животных»

Продолжать знакомить детей с животными Севера. Закрепить  знания о жизни животных  в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных  по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память,  интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным  и  желание им помочь в трудное время.

   1.Викторина «Животные          «Югры».

 

4. «Лиса»

Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае.  Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

  1. Рассматривание фотоальбома «Животные Югры».
  2. Рассматривание фотоальбома «Красная книга».

Итого по блоку «Жители леса»:   4 занятия

Наши пернатые друзья

(ноябрь-декабрь)

1. «Праздники ханты и манси»

«Вороний праздник»

Расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.

  1. Чтение произведения «Как весна на Север пришла»  И.Соколов – Микитов.
  2. Рассматривание фотоальбома « Народные традиции ханты».

2. «Житель Севера – глухарь».(2 занятия)

Расширять знания детей  о жизни глухаря, его повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Воспитывать заботливое  отношение к птицам.

  1. Аппликация  «Глухарь».
  2. Рассматривание картины: «Глухарь».

 

3. «Лесной житель клёст»

 

Расширять знания детей  о жизни клеста, его повадках, способах передвижения. Познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года. Воспитывать заботливое  отношение к птицам.

  1. Изготовление клеста из бумаги и бросового материала.
  2. Рассматривание наглядного материала о птицах.

4. «Сова, совушка – мудрая головушка»

 

 Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес  к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Развивать интерес к выполнению поделки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

  1. Рисование совы.
  2. Рассматривание альбома: «Ночная хозяйка леса».

Итого по блоку «Наши пернатые друзья»:   5 занятий

Коренные жители ХМАО

(январь-февраль)

1. «Одежда ханты»

Дать детям представления о национальной одежде ханты. Показать, что потребность в удобной и тёплой  одежде вызвана суровыми климатическими условиями. Научить детей отличать мужскую и женскую одежду. Вызвать интерес к национальной одежде коренных народов севера.

1. Рассматривание иллюстраций национальной одежды ханты.

2. «Ханты и манси -таёжные жители»

Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище-чуме. Воспитывать уважение к жизни коренных народов. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.

  1. Изготовление чума из палочек и искусственного меха.
  2. Рисование чума.
  3. Рассматривание альбома «Ханты».

3. «Как ханты к зиме готовятся»

Продолжать знакомить детей с образом жизни ханты и манси.  Формировать представления о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обосновать их переезд с одного места на другое. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения.

  1. Чтение хантыйской сказки «Ай нёрум хо».

4. « Транспортные средства коренных народов»

Познакомить воспитанников с транспортными видами передвижения северных народов - оленьими упряжками. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей.

  1. Рассматривание иллюстраций и фотографий оленьих упряжек.
  2. Рисование «Транспорт северных народов».
  3. П /игра « На оленях мы помчимся».

 

 

 

 

5.« Одежда народов «Югры» 2 занятия

Продолжать знакомить детей с коренным населением Югры. Познакомить детей с национальной одеждой ханты и манси. С некоторыми видами орнамента, которыми украшают свою одежду, обувь, с предметами быта.

 Рассматривание картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта.

 

6. «Творчество коренных народов Югры»

Дать детям представление о народном творчестве, тесно связанным с духовными традициями хантыйского и мансийского народа. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре коренных народов Югры».

  1. Чтение легенды о глухаре.
  2. Загадывание загадок  ханты и манси.

 

7. «Берестяная посуда»

 

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством коренного населения. Познакомить детей с историей возникновения посуды у коренного населения Югры. Дать понятия о бересте, познакомить с её свойствами. Познакомить с процессом изготовления посуды из бересты.

  1. Рассказ воспитателя о берестяной посуде, о её прочности.
  2. Рассматривание иллюстраций посуды из бересты.

 

8. «Рыболовство»

Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Югры». Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством. Показать способы и приёмы рыболовства. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей.

  1. Рассматривание альбома «Рыболовство».
  2. Чтение рассказа «Рыбаки» перевод А. Смольникова.

 

9. «Охотоводство»

Формировать представления детей о промыслах ханы и манси -охотоводстве. Показать его необходимость для выживания людей. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей.

  1. Рассматривание плаката «Охотоводство».
  2. Чтение рассказов Е.Чарушина «Лисичкин хлеб», «Заяц», «Белка».
  3. Чтение рассказа А.М. Конькова «Югорским ребятам о наших зверятах».
  4. Знакомство с хантыйской сказкой «Почему бурундук полосатый».
  5. Лепка (коллективная) «Зверинец».
  6. Д/и «Распредели обязанности».
  7. Ручной труд «Лиса» (оригами).
  8. Рисование «Рыбаки».

 

10. «Оленеводство»

Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Югры. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – оленеводством. Показать его необходимость для выживания людей. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей.

Уточнить знания детей об олене, его питании, миграции, образе жизни, пользе.

  1. Беседа: « Какой он северный олень?».
  2. Рисование: «Олень».
  3. Беседа: «Как люди ухаживают за оленями».

 

11. «Путешествие в страну «Олению»

Расширить представления детей о коренном населении Югры. Продолжать знакомить и их бытом, основным промыслом. Поддерживать и развивать интерес к истории родного края.

  1.  Лепка оленя.
  2. Чтение рассказа А.М. Конькова «Бабушкины сказки».

Итого по блоку «Югра и ее жители»:   12 занятий

Растительный мир Югры(март-апрель)

1. «Ягодка – брусничка»

Формировать представление  детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

  1. Рисование ягод брусники.
  2. Рассматривание презентации:

«Растительный мир Югры».

2. «Югорский край - лесной край

(2 занятия)

Познакомить детей с флорой и фауной Югры. Рассказать об изобилии растительного мира в тайге. Югра - лесной край, где растут хвойные, смешанные леса. В лесу много грибов и ягод, водятся разные животные.

  1. Рисование  леса, животных.
  2. Рассматривание иллюстраций грибов, ягод, деревьев, животных.

 

3. Природа ХМАО

 

 Обобщать представление детей об основных группах растений и животных, объяснить природоведческие понятия («кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «птицы», «рыбы», «звери», «среда обитания», «приспособления», «живое», «неживое».

Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (город ), учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды.

 

  1. Рисование «Таёжные деревья».
  2. Лепка «Дары тайги».
  3. Деятельность в опытно-экспериментальном уголке с объектами неживой природы (песок, вода).  Цель: уточнить представления детей о том, что лес - это сообщество разных растений и животных. Дать понятия о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произрастания, строением растений. Учить детей проводить опыты и делать выводы.

4. «Полезные свойства клюквы»

Формировать представление  детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой клюквой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

 1.Рисование кустика с клюквой.

5. «Растительный мир Югры»

 Уточнить представления детей о том, что тайга - это сообщество разных растений и животных. Дать понятия о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произрастания, строением растений. Учить детей производить опыты и делать выводы.

  1. Сбор гербария.
  2. Составление макета «Растительный мир Югры».
  3. Просмотр слайдов с изображением тайги.
  4. Чтение произведения Л.Кошиль «Чудо природы».
  5. Рассматривание иллюстраций деревьев, трав, кустарников и шишек нашей местности.

 

6. «Пихта»

Познакомить детей с пихтой, с хвойным растением, которое занесено в Красную книгу. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них.

  1. Рисование пихты.
  2. Рассматривание фотоальбома «Наши хвойные красавицы».

Итого по блоку «Растительный мир Югры»:   7 занятий

Мы друзья природы (май)

1. Викторина: « В природе всё взаимосвязано»

 

Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Объяснить детям значение понятия «экологическая катастрофа».

  1. Рисунки детей на тему: «Кедр».
  2. Викторина «Сибирь матушка – Север батюшка».

2. Что мы знаем о природе нашего края»

(2 занятия)

Закрепить  с детьми полученные знания о красоте родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях коренного населения, их истории и культуре. Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом. Создавать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения, повысить интерес родителей к познанию нашего края.

  1. Экскурсия в этнографический музей «Эхо Югры».
  2. Чтение произведения Н.Смирнова «Синий бор».
  3. Чтение ненецкой сказки «Хозяин ветров».
  4. Составление альбома «Азбука Пыть-Яха».
  5. Рассматривание фотоальбома Г.Я. Парфентьев «Мир детства»

 

Итого по блоку «Мы друзья природы»:   3 занятия

 

Итого: 34 занятия

10. Взаимодействие с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации

 

Цель: повышение образовательного уровня педагогов в воспитании у детей любви к родному краю. Основными направлениями деятельности являются:

-знакомство и внедрение в практику деятельности ДОО новых технологий в области познавательного развития детей дошкольного возраста;

-создание информационной базы по педагогическим образовательным технологиям по воспитанию  у детей патриотических чувств к малой Родине;

-внедрение современных методов мониторинга патриотического и духовно - нравственного воспитания  дошкольников;

-пропаганда этнической и культурной жизни народов Югры  (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы);

-оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми.

Формы работы с педагогами:

- беседы;

- семинары – практикумы;

- компьютерные презентации;

- анкетирование;

- круглые столы;

- мастер – классы;

- групповое, индивидуальное консультирование;

- предоставление методических рекомендаций в виде памяток.

11.Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Одним из основных направлений деятельности по формированию познавательных и духовно- нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста является работа с родителями. Данная проблема решается «всем миром»: семья, детский сад, общественность.

Задачи работы с родителями:

-повышение педагогической культуры родителей;

-изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

-вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через консультации, семинары;

-духовно - нравственное просвещение родителей;

-включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

-проведение родительских собраний, конференций,  семинаров–практикумов, консультаций;

-анкетирование родителей;

-беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по темам месяца;

-дни открытых дверей;

-экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей и их родителей;

-показ непосредственно-образовательной деятельности для родителей;

-совместная непосредственно-образовательная деятельность для детей и родителей;

-круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога, др.);

-родительский клуб «Юный югорчанин» (семинары проходят 1 раз в квартал);

-организация совместных дел.

 

12.Взаимодействие с родителями по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста

месяц

Содержание работы

сентябрь

1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения и для мини-музея ДОУ.

2. «Дом, в котором я живу». Выставка рисунков, макетов,

поделок.

3. Викторина «Моя родина». Участники: педагоги, родители и дети.

октябрь

1. Провести консультации на следующие темы: 
«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»,
«Куда повести малыша в выходной день».

2. Создание альбома с помощью детей и их родителей:

 «Наши земляки – покорители Севера».

3. Создание мини-музея: «Игрушки народов Югры».

ноябрь

1.Провести семинары-практикумы для родителей:
«Родной свой край люби и знай!»,
«Знакомим детей с природой родного края».

2. Оформление выставки детских рисунков к празднику «Мой любимый край – Югра».

3. Провести консультации для родителей:
 «От любви к природе – до любви к Родине».

декабрь

1. Организовать вместе с родителями фотовыставку 
«Мы из Пыть-Яха» (фотографии детей в самых красивых местах города).

2. Экологическая  акция «Елочка зеленая иголочка».

3. Создание мини-музея совместно с родителями:
 «Я живу в Югре», «Малая Родина – Пыть-Ях», «Знаменитые люди города».

январь

1. Провести викторину «Что? Где? Когда?» (соревнуются команды детей подготовительной группы и родителей – кто лучше знает родной город, край, с вручением призов, дипломов).

2. Выставка-конкурс поделок из природного материала.

3. Выставка познавательной и художественной литературы для родителей: «Югра – моя малая Родина!».

февраль

1. Создание фотоальбома совместно с родителями: « Что знают дети о профессиях нефтяника, бурильщика, геолога, газовика, строителя».

2. Изготовление фотоальбома: «Мой любимый край».

3. Творческая гостиная  для родителей: «Эпос народов ханты и Югорские мотивы».

март

1. Создание фотоальбома совместно с родителями: «Природа Югры – богатство страны» (о природе родного края, растениях и животных, населяющих наш округ и об основных природных богатствах).

2. Консультация для родителей: «Обряды и традиции коренных народов».

3. Создание фотоальбома совместно с родителями: «Оформление красной книги ХМАО».

апрель

1. Консультация для родителей: « История возникновения родного города» (как называется наш город, почему его так назвали, что означает это название).

2. Составление коллажа совместно с родителями:

«Как мы отдыхаем в родном городе Пыть-Яхе».

3. Семинар-практикум для родителей: «Игрушки ханты»

(мастер-класс по изготовлению кукол).

май

1.Составление коллажа совместно с родителями: «Чем знаменит наш город, достопримечательности города, красивые места, памятники знаменитым людям,
предприятия города, история их возникновения».

2. Выпуск газеты для родителей «Я живу в Югре».

3. Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов ХМАО».

 

13. Ресурсное обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение:

- нестандартное оборудование;

 Информационное обеспечение:

- мониторинг  эффективности деятельности по всем направлениям;

- подготовка информационного материала для родителей;

- создание и внедрение новых форм деятельности с родителями, эффективно способствующих положительной динамике по всем разделам.

 Программно-методическое обеспечение:

- разработка программно-методического комплекса для родителей и педагогов.

14. Ожидаемый результат

- Ребёнок имеет представление о родном городе, символике, достопримечательностях; 

- имеет представление о жизни коренных народов Югры;

- знаком с национальным орнаментом;

- умеет  творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

- владеет исследовательскими навыками, умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, владеет навыками поисковой деятельности;

- умеет  выступать перед аудиторией;

- способен организовать свою деятельность;

- любит родной край, уважительно относится к коренным народам;

- осознаёт себя коренным жителем, наследником богатой истории и культуры Югры;

- знает животный и растительный мир своего родного края;

- бережно относится к природе  края, к тому, что окружает детей и близко им с рождения, учится сохранять и преумножать богатство родной земли;

- у детей формируется национальное самосознание, мировоззрение, нравственно – патриотическая позиция, которая проявляется на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;

- формируется позитивное восприятие национальных различий других культур, религий, убеждений, языка;

- осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в ДОО, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси;

- сможет адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности;

- чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.

                                          15. Библиография

Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.

Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

История геологического поиска. Под ред. А.Шевченко. М., Пента, 2003.

Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.

Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.

Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.

Мазуренко М.Т., МоскалюкТ.А. Краски северного лета СПб., Алфавит, 1997.

Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.

Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.

Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.

Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.

Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.

Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.

Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.

Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007

Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:

Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.

 

16. Список художественной литературы для чтения детям:

Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.

Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.

Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.

Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.

Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.

Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.

Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проект "Югра -жемчужина Сибири"

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Презентация к проекту "Пыть-ях жемчужина Югры"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...