Консультация "Приобщение детей к театральному искусству как одному из видов фольклора."
консультация

Покацкая Татьяна Романовна

Театральная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx90.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к театральному искусству как одному из видов фольклора

«Каков  ребёнок в игре, таков во

многом он будет в работе, когда

вырастет.  Поэтому   воспитание

будущего  деятеля   происходит,

                                                                                                                       прежде всего в игре».

А.С.Макаренко.

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и сказками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевидение и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё то доброе и тёплое, что греет душу. Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления

 детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет посвоему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях

можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления

скрытых талантов и потенций.

.

        Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). в народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи. В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру (в определении Д.Б.Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль

театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его,поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяю-

щий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность

(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова,

Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть

из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над

внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности,продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является театральная деятельность в детском саду.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

         

Основные принципы и подходы

Наблюдения позволили установить, что содержание театрализованной деятельности и методы работы с детьми требуют совершенствования. Зачастую педагоги не понимают специфики детского творчества и поэтому строят процесс обучения на основе копирования детьми заданного ими образца. Ребенок податлив и доверчив, и, кроме того, ему значительно проще повторить действия педагога, чем самостоятельно создавать образцы героев. В результате репетиции вызывают переутомление, гасят искренность чувств, лишают ребенка свойственной ему образности и импульсивности. Абсолютно недопустимы всякое «натаскивание», перегрузка детей информацией, психологическая напряженность во время репетиций и выступлений. Итак, каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагог обеспечить ему свободу действий. Чтобы ребенок освоил театрализованную деятельность, ему нужны зрители. Кто может стать более заинтересованным зрителем, нежели родители? Они внимательно наблюдают за происходящим на сцене, поддерживают актеров аплодисментами.

Основные виды работы с родителями:

• Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)

• Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Волшебный костюм», фото выставка «Моя семья в театре», «Домашний спектакль»)

• Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Я и папа», «Расскажем стихотворение вместе»)

• Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

    1 этап: Организация социокультурной предметно-развивающей среды

 создание условий для развития творческих способностей детей и взрослых, являющихся  социокультурной средой, в которой разворачивается театральная  деятельность

                                          2 этап: Организационно-исследовательский

 Изучение воспитательных возможностей ребенка и детского сада в контексте театральной деятельности;

                                      3 этап: Поддерживающе-развивающий

Стремление узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досугов с детьми и получить опыт театральных постановок в детском саду; помощь в развитии творческих способностей, социально-коммуникативных компетенций всех участников  театра в детском саду; возрождение традиций русского народа.

 встречи с творческими коллективами, театральными студиями; совместную информационно-исследовательскую деятельность детей и взрослых (проекты , этнографические экспедиции); совместные творческие проекты, направленные на изготовление декораций, сценических костюмов, масок кукол; организацию театральных постановок с участием детей, родителей и педагогов в ДОУ.

                                 4 этап: Конструктивно-рефлексивный

 Реализация самостоятельных творческих  проектов  в детском саду, так и домашних условиях (возрождение традиций домашних постановок); проведение оценки достижений взрослых и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.

Рефлексия, анализ совместных достижений в театрализованной деятельности .

Знакомство с различными видами театра, техниками создания театральных кукол (персонажей настольного театра, пальчикового театра, тростевых кукол, би-ба-бо и др.). формировать навыки кукловождения.

Вызвать у детей и взрослых интерес к театру посредством знакомства с некоторыми видами театра (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный), обыгрывание русских народных сказок на развитие эмоциональной сферы ребёнка; использование игр-драматизаций;

                             Основные направления работы с детьми

                                                    Театральная игра

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Методические рекомендации по организация театрализованной деятельности детей Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды. К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты.

Виды театров:

1. Би-ба-бо

2. Настольный театр

3. Фланелеграф

4. Конусный театр

5. Пальчиковый театр

6. «Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны

7. Театр «Козявочка»

8. Теневой театр

9. Театр на трубочках

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами.

 Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

         Театр как средство развития воспитательного потенциала дошкольника, приобщения к миру театра и художественным ценностям. Театр как форма передачи опыта предшествующих поколений и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа создающим определённый жизненный уклад окружающей ребёнка  микросреды.

 

                                            МБДОУ  детский сад №84 «Снегурочка»

                                   

                                     Консультация

 «Приобщение детей к театральному искусству как    одному из видов фольклора»

                                                                                         Воспитатель: Покацкая Т.Р.

                                                                       2016 год.

Театрализация в детском саду

План

 

1. Развитие детей в театрализованной деятельности

а) Что такое театр и его истоки

б) Значение и специфика театрального искусства

в) Приобщение детей к театрализованной деятельности

г) Характеристика театрализованных игр

д) Классификация театрализованных игр

2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

а) Формы организации театрализованной деятельности

б) Младшая группа

в) Средняя группа

г) Старшая группа

д) Подготовительная группа

3. Кукольный театр

а) Виды театров

б) виды кукол

в) Организация уголка театрализованной деятельности

4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности

а) Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

б) Основные направления работы с детьми

5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями


1.Развитие детей в театрализованной деятельности

 

а) Что такое театр и его истоки

 

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Античный театр - театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, стран Ближнего Востока (VI в. до н. э. IV- V вв. н. э.) В эту пору возникло европейское театральное искусство. У всех народов мира с древнейших времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти обряды дали жизнь драме и театру Греции, Рима. В Греции они были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог, а значит – активная мимика, действие. В Риме на праздниках урожая пелись весёлые, потешные песни, в которых редко звучали актуальные темы, социальные мотивы; исполнялись танцы (пластическая культура движения, жеста). Таким образом, у истоков театра – народное искусство, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. В Древней Греции театр состоял из орхестры (круглая площадка, на которой выступали актеры, и хор вокруг которой располагались зрители), зрительных мест, скены (место переодевания и выход актёров к зрителям, которая находилась за пределами круга орхестры). Позже, к скене стали пристраивать параскении, где хранилось имущество театра; пароды – проходы между сценой и местами для зрителей. Древнегреческий актёр (мог быть только мужчина) мог по ходу спектакля играть несколько ролей, меняя маски.

Греки придумали представлять сказания о своих богах и героях в живых лицах, поняли, как поучительно и занятно может быть театральное зрелище. где вместо рассказчика перед слушателями выступали те самые люди, о которых рассказывается в сказке (мифе). От греков мы позаимствовали и само слово " театр", которое по-гречески произносится театрон и означает " зрелище ".

В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты.

 

б. Значение и специфика театрального искусства

 

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 

в. Приобщение детей к театрализованной деятельности

 

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

 

г. Характеристика театрализованных игр

 

Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).

 

д. Классификация театрализованных игр

 

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.


2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

 

а. Формы организации театрализованной деятельности

 

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

 

б. Младшая группа

 

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).

Катя: Я - кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).

Я спрашиваю у детей:

- хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

 

в. Средняя группа

 

Ребёнок постепенно переходит:

- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;

- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

- игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";

- постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Театрально - игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

 

г. Старшая группа

 

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

 

д. Подготовительная группа

 

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Например, упражнение на звуковое воображение:

Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.

Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:

- ящерка;

- ветерок;

- макаронина;

- рыбка;

- книжка;

и т. д.


3. Кукольный театр

 

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

 

а) Виды театров

 

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелёграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

- картонажный;

- магнитный;

- настольный;

- пяти пальцев;

- масок;

- ручных теней;

- "живых теней";

- пальчиковый теневой;

- книжка-театр;

- театр кукол для одного исполнителя.

 

б. Виды кукол

 

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол:

марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы-перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров. Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).

 

в. Организация уголка театрализованной деятельности

 

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.


4. Роль педагога в организации театрализованной деятельности

 

а. Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности

 

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

 

б. Основные направления работы с детьми

 

Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).


5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями

 

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений. Например, интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка»:

занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».

Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.

Мышка: Вот так хатка-невеличка,

Из овчины рукавичка

На дороге лежит.

В рукавичке буду жить.

Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.

Заяц: Серый зайчик-побегайчик

Я по ельничку бежал,

Я от шороха дрожал,

Я дорогу к своей норке

С перепугу потерял.

Ой, рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: Я – мышка-норушка.

Заяц: Я – зайчик - побегайчик. Пусти и меня.

Мышка: Иди ко мне жить.

Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.

Лиса: По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса.

Ищет норку – где-нибудь,

Приютиться и уснуть.

Что это? Рукавичка!

Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: Я – мышка-норушка.

Заяц: Я – зайчик - побегайчик. А ты кто?

Лиса: Лисичку – сестричку пустите в рукавичку.

Мышка: Иди к нам жить.

Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.

Медведь: Трещат кусты под лапою,

Под лапою мохнатою.

Иду, бреду по ельничку,

По хрусткому валежничку.

Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: Я мышка – норушка

Заяц: Я – зайчик - побегайчик.

Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто?

Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить.

Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно

Медведь: А что же мне делать?

Сказочница показывает медведю белую рукавичку.

Медведь (опускает голову) нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку.

Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами.

Дети разрисовывают каждый свою рукавичку.

После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенные рукавички медведю.

Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

«Театральная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б. М. Теплов

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Особенности его эмоционально-личностного развития;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Обобщая исследования А.В.Запорожца, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьев пришёл к заключению, что дошкольное детство-это период первоначального фактического складывания личности, период развития личных « механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство субъекта-единство личности (ЛеонтьевА.Н.,1995). В связи с этим развитие творческого потенциала ребенка-это, прежде всего развитие его души. От этой цели нельзя отстраниться, как бы трудна на практике она не оказалась. Игнорирование её-это одна из причин, может быть даже главная, неспешности многих инновационных для дошкольных учреждений. Этот вывод согласуется с мнением Е.Л.Яковлевой (1997), которая пишет о существование противоречия между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития-с другой. С одной стороны, практически все современные теоретические концепции признают и подчёркивают роль личностных факторов как одного из важнейших компонентов творческой одаренности, а с другой стороны, большинство людей и программ обучения и развития творческих способностей ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие. И все они остаются в рамках одной и той же парадигмы: творческость отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту, а в качестве продукта выступает решение задачи.

 Л.С.Выготский писал о дошкольном возрасте как о периоде интенсивного формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям идеально данным образом, усвоенным от взрослых. Процесс становления отношений взрослого и ребёнка в этом возрасте-это процесс формирование личного сознания ребёнка. Эльконин указывал, что здесь большую роль играет открытие и осмысление ребёнком во второй половине дошкольного возраста своих собственных переживаний. И ребёнок общается со взрослым не только по поводу внешних событий и действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний. Речевое общение приводит к тому, что ребёнок вынужден называть свои внутренние состояния, а следовательно, отделять одно от другого и обобщать их. За счёт речевого общения возникают понимание собственных переживаний и осмысленная ориентировка в них. Открытие для себя своих переживаний к концу дошкольного возраста делает мир

переживаний предметов внутренний деятельности ребёнка. На это указывали Эльконин и Божович, которые писали, что ребёнок в дошкольном возрасте проходит путь от «я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, тесно связанной и координированной с внешней деятельностью, а отсюда оставался один шаг до отделения внутренней деятельности и внутренних переживаний от внешней деятельности и внешних отношений.

 Проблема эмоциональности в театрализованной игре исследовалось многими психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Л.С.Зеньковский, А.В.Запорожец, Эльконин, Л.И.Неверович, В.Т.Кудрявцев, Л.П.Стрелкова и др.)

 Среди различных видов детских игр игра «в театр», игра-драматизация занимает особое место. Сравнивая эти игры с обычными,

повседневными сюжетно-ролевыми ( «магазин», «в школу» ), нетрудно заметить существенную разницу между ними не только в сюжетах, но и в характере игровой деятельности. Если театрализованные игры имеют заранее известное содержание в процессе своего развития, то сюжетно-ролевые обретают его. В театрализованной игре каждый персонаж наделён своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живёт, с кем встречается и что говорит (Жуковская Р.Н. 1963Г.)

 Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, т.к. в них не создаётся ничего нового.

 Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребёнка. Нет основания утверждать отрицая возможность творческих проявлений детей в театрализованных играх, насколько театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью. (Ветлугина Н.А.,1972)

 Театрализованные игры названы так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

 Развитая игра-драматизация-это уже способная «предэстетическая» деятельность. Её главными признаками являются, с одной стороны, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она не отражает обобщенно действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него, с другой стороны, то, что это и непосредственное подражание, не

непосредственное имитирование: наоборот мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребёнка. Вторым главным признаком истиной игры-драматизации является не только то, что ребёнок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берёт, но и то, как он это делает, открывает, насколько совершенна

передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей (Леонтьев. А.Н.,1972)

 Характерным для игр, особенно игр-драматизаций, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету, и реальных отношений участников совместных игр. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений ребёнка не тождественны. При вполне благополучном, или, как говорят, положительном, сюжете могут проявляться весьма неблагополучные реальные взаимоотношения. (ЕвсюковаА.В.1960)

 Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой- либо другой деятельности быть самостоятельным, по своему усмотрению обучается со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные

предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.

 Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра

для обновления самостоятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнёров, выбирать средства для реализации своих замыслов. ( Менджерицкая Д.В.,1982)

 Ребёнок в театрализованной игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремиться передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере театрализованной игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда», как надо перевоплашаться. Известный кинорежиссёр Г.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий

ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство называется игрой). И так, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры-театральной иллюзией.» ( Кино и дети, 1971г.)

 Л.С.Выготский писал, что драматургия-это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах, таких как сочинение, импровизирование и инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребёнок в театрализованной игре и артист, и зритель, воспринимающий роли, он же и декоратор - рисует картины, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый «бросовый» материал, он и техник-изобритатель-создаёт новые модели

костюмов. Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой

затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством. (Выготский Л.С. 1991г.)

 Наблюдение за театрально-игровой деятельностью дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении характеров персонажей, так и в изображении их поступков. Это общее, типичное ложиться в основу исполнения роли, и при этом ребёнок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия у самих исполнителей и у зрителей. (Художественное творчество…..1974)

 Значение театральной деятельности для развития творческого потенциала дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку задание создавать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребёнок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих-новое в себе. (ВетлугинаН.А. 1987)

 При выполнении творческого задания создания драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, широко использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на положениях Н.Н. Подьякова (1977) о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский

театр предполагает расширение содержаний воспринимаемой действительности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа. Безусловно, значимыми являются овладение социальными средствами воплощения образа и варьирование их использования в собственном творчестве ребёнка.

 Важной линией развития эмоционального опыта в возрасте 5-7 лет является его участие в коррекции эмоциональной сферы и, прежде всего, в развитии эмоционального контроля и особых нравственных переживаний и чувств Л.С.Выготский указал на то, что в воображении мышление выступает в форме, обслуживающей эмоциональные процессы. Эта линия развития воображения

непосредственна, связана с нравственным воспитанием ребёнка, если под воспитанием понимать не только усвоение правил поведения, но и формирование определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему.

 Театрализованная детская игра является одним из эффективных средств, активно будящих деятельность эмоционального воображения. Игра-драматизация-это такая деятельность, которая требует от ребёнка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действии содержания сказки. Дети должны видеть его в партнёрах по игре, персонажах сказки с их правами, характером, настроением, меняющимся по ходу события действия. Для того чтобы это произошло, каждый участник игры должен быть до предела выразителен: жесты, мимика, телодвижения, голос каждого ребёнка должны говорить об эмоциональном состоянии каждого персонажа, о его умении по мере развития действия. (Васильева Л.Г. 1987)

 В театрализованной игре особенности представлений выразительных движений персонажей говорят не только о значительных индивидуальных различиях детей, но и о богатстве их выдумки, разнообразии творческих элементов, вносимых детьми в представляемые образы. Образы многих детей выступают как результат деятельности творческого эмоционального воображения. Их творческое развитие идёт не в сторону ухода от образа текста, а в сторону более глубокого чувствования, проникновения в образ, преобразования и обогащения его. Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в театрализованной игре разные события, вводят новые действия. Это делает создаваемые детьми образы яркими, динамичными, выразительными. (Бондаренко А.К. 1983)

 Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей,

нравственному развитию дошкольника, формированию эмоционального опыта и эффективного воображения, способствующего пониманию ребёнка смыслов человеческих отношений, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание. Однако такое большое значение для развития творческого потенциала ребёнка игры-драматизации обретают только в том случае, если они обогащены, амплифицированы психолого-педагогическими средствами развития сценического образа в процессе его создания и воплощением ребёнка.

 В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

 Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм-драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. (Художественное творчество…1974г.) К ним относят речевую, интонационную выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме можно приобщить детей к воплощению специального образа разными способами.

Приложение:

Обыгрывание этюда, потешки, мини- сценки в индивидуальной работе.

Этюд.

По стихотворению А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришёл Молчок.

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел.

С нами песенок не пел.

А потом, глядим привык:

Словно зайка скок да прыг!

До чего ж я осмелел.

Даже песенку запел!(песенка).

***

Потешка.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому,

Волчонку зубастому,

Петушку горластому,

Кукареку!

***

Мини- сценка.

По стихотворению Л. Корчагиной.

Был бы ёж ты хорош,

Только в руки не возьмёшь!

Нехорош? Ну и что ж!

Без иголок я не ёж!

***

Игра- драматизация «Кошки – мышки!»

Эта ручка – Мышка,

Эта ручка – Кошка,

«В кошки – мышки поиграть,

Можем мы немножко».

Мышка лапками скребёт,

Мышка корочку грызёт.

Кошка это слышит

И крадётся к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка всё сидит и ждёт,

«Что же Мышка не идёт?».

***

Сказка «Репка»

Жили были дед, баба , да внучка !

Вот раз баба с внучкой пошли кашу варить.

А дед решил репку посадить!

ДЕД: Пойду-ка я, посажу репку! Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Вот и выросла репка, сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

ДЕД: Пора репку из земли тянуть!

Тянет, потянет, а вытянуть не может! Позвал дед бабку!

ДЕД: Бабка иди помогать, репку тянуть!

БАБКА: Иду, иду, сейчас помогу!

Бабка за дедку, дедка за репку -

Вместе: Тянем, потянем, вытянуть не можем.

Позвала бабка внучку.

БАБКА: Внучка беги нам помогать, репку тянуть!

ВНУЧКА: Бегу, бегу, Вам помогу!

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку -

Вместе: Тянем, потянем,  вытянуть не можем.

Позвала внучка Жучку.

ВНУЧКА: Жучка, помоги нам репку тянуть!

ЖУЧКА: Гав-гав, помогу, уже к вам бегу!

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –

Вместе: Тянем, потянем,  вытянуть не можем.

Позвала Жучка кошку.

ЖУЧКА: Кошка помоги, с нами репку потяни!

КОШКА: Мяу – мяу, к вам на помощь иду!

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –

Вместе: Тянем, потянем,  вытянуть не можем.

Позвала кошка мышку.

КОШКА: Мышка, где ты, к нам беги, помоги!

МЫШКА: Пи- пи, уже спешу, вам всем помогу!

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку —

ВМЕСТЕ: Тянем–потянем - и вытянули репку.Все остались довольны и счастливы! Дружно репку из земли вытащили! Теперь каша из репки бабка сварит  вкусную да сладкую! А сказке конец, а кто слушал молодец!

«Режим будущего школьника»

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Режим - это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

Огромное значение в поддержании работоспособное первоклассника имеет сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность сна -10-12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время.

Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном с соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах - основной источник материала для построения тканей.

Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмен веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

Углеводы, имеющиеся в сахаре. крупе, картофеле мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергий. Если потребление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.

Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному, росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 111. 4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пищу усваивается плохо.

Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, пережевывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды, заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и последующем пищеварении.

В распорядке дня дошкольника строго предусматривают режим питания который не должен нарушаться. Ребенок старшего возраста овладевает рядом гигиенических навыков, которые помогают ему сохранять здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать правила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние и самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая что мышцы ребенка 6-7 лет недостаточно развиты, характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5-7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Примерные комплексы упражнений можно взять из следующих книг: Лескова Г. П. , Буцинская П. П. , Васюкова В. И. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» - 1981,  Осокина Т. И. , Тимофеева Е. А. «Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников» - 1971

Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши, шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

"Развитие творческих и музыкальных способностей детей средствами театрального искусства"

Презентация по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Чуриловой....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой...