Развитие и поддержка детской инициативы на примере сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
учебно-методический материал (средняя группа)

Проценко Дарья Максимовна

 

·        Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни и развитии детей 4-5 лет.

·        Детская инициативность ярче всего проявляется именно в игре. Она является важнейшим показателем детского интеллекта, его развития.

·        «Творческая инициатива» - включенность ребенка в сюжетно-ролевую игру, как основную деятельность дошкольника.

·        Участие педагога в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и поддержка детской инициативы на примере сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

  • Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни и развитии детей 4-5 лет.
  • Детская инициативность ярче всего проявляется именно в игре. Она является важнейшим показателем детского интеллекта, его развития.
  • «Творческая инициатива» - включенность ребенка в сюжетно-ролевую игру, как основную деятельность дошкольника.
  • Участие педагога в игре.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 4-5 лет является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора и игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к их попыткам внимательно, с уважением;
  • Участвовать в играх детей по их приглашению в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
  • В случае необходимости руководства игрой, использовать приемы опосредованного руководства (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр).

Игра – это освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. В возрасте 4-5 лет дети с увлечением выстраивают сюжеты, стремятся к проигрыванию самых разнообразных ролей, становятся все более инициативными. Возросшие возможности позволяют ребенку самостоятельно выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов и использовать в игре различные атрибуты.

В средней группе осуществляется переход от игры с предметом к играм со сверстниками. Ребенок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия.

Для того, чтобы у ребенка проявлялось соответствующее роли поведение, его действия должны отражать характер данной роли. Так. Если ребенок берет роль на себя роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад и т.д.). Ролевые действия отражают жизненный опыт детей. Поэтому задача педагога заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, меряет температуру, выдает лекарства).

Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу и магазин, в которых детям наиболее просто воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.

Например, в игре «Магазин» шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, кладовщиков, работающих на складе.

        Задачами сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» выступают:

  • Знакомство с особенностями профессиональной деятельности работников магазина;
  • Развитие диалогической речи;
  • Формирование навыков согласования своих действий с другими сверстниками;
  • Воспитание аккуратности, общительности, вежливости.

На подготовительном этапе возможно провести экскурсию в магазин, с целью наблюдения за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой.

Поскольку у нас такой возможности не было, мы обратились за помощью к родителям, которые работают в магазине. Ребята расспрашивали их  об их профессиональных обязанностях. Так же, каждый из детей постарался рассказать о том, как он совершает покупки в магазине со своими родителями.

Из рассказов детей мы выявили некоторые сходства и различия в посещениях магазинов семьями. Например, чаще всего дети и родители бегом несутся в магазин после детского сада. Немногие предпочитают семейные вылазки по выходным в большие гипермаркеты. И совсем небольшая часть посещают рынки.

Исходя из опыта детей, мы предложили им создать свой собственный супермаркет, в котором были бы те товары, которые они считают важными для жизни. В этом контексте открылась совершенно новая проблемная ситуация: каким образом можно создать те или иные товары. Появилось огромное поле для реализации творческих возможностей детей. Самостоятельно созданные хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, мороженое и другие. Использовались приемы оригами, папье-маше, лепка из соленого теста и другие.

Сама игра предполагает инсценировку таких сюжетов:

  • Выбрать и купить нужный товар;
  • Получить консультацию у продавца;
  • Правильно упаковать покупки;
  • Вернуть некачественный товар.

Здесь возникла вторая трудность: каждый хочет быть кассиром или продавцом. Дети нашли следующий выход из положения: несколько отделов, в каждом из которых свой продавец-консультант, кладовщик. Так же, по предложению детей была введена роль упаковщика. Атрибуты были придуманы и созданы вместе с детьми.

Принимая участие в игре, мы стараемся строить игру таким образом, чтобы взрослые имели возможность последовательно менять свои роли. Чтобы дети научились изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, могли менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры, мы стараемся использовать многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно взаимодействует со всеми другими (кассир).

Когда ребенок делится своими предложениями в ходе игры, мы всегда их принимаем. Как это можно сделать: педагог, вступая в ролевое взаимодействие с ребенком, активирует ролевой диалог и «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Важнейшей частью работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО, являются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Безусловно, ведущим видом деятельности у ребенка является игровая, но в наших силах самостоятельно насыщать и наполнять ее информацией, важной для полноценного развития современных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИЕ

Проект "Всем на свете нужен дом" Рассмотрены такие основные понятия как самостоятельность, детская активность и инициатива на примере изодеятельности (рисование, лепка и аппликация) в старшей группе....

Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"

Стендовый доклад "Технологии развития и поддержки детской инициативы"...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...

Детский совет – как средство развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности.

Данный проект является результатом применения педагогической технологии «Детский совет» как средства развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности....