Проект: "Моя малая Родина".
проект

Панова Светлана Юрьевна
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: "Моя малая Родина".

Автор: Панова Светлана Юрьевна.

Воспитатель

МАДОУ Детский сад № 50 "Колобок" п. Рефтинский.

pde2@yandex.ru

                                                          

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

        Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

        Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

        Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством  расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

        Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

 Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

 Воспитывать у детей:

-        стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

-        стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

-        воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.    воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

-        Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

 Формировать у детей:

-   чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

-    представление о России как о родной стране;

Развивать у детей:

 -        познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление)

-        представления о национальной культуре,

 Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

  • проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего посёлка;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

        Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

        В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область

«Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

1. Патриотизм -  к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2.Социальную солидарность –свобода личная и национальная,доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного посёлка, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста при взаимодействии с родителями:

Цель

Форма взаимодействия (требуется помощь родителей)

 «Моя семья»

Старшая группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанности к своей семье.

3. Знакомить детей с понятием «родословная»,

4.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

 «Мой посёлок»

Старшая группа

1.Продолжать знакомство детей с родным посёлком, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

3.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

4.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

 «Природные и культурные объекты города»

Старшая группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения посёлка, расширить представление о значении местного водохранилища и реки Рефт

2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.

Экскурсия с родителями на местный водоём.

Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

 «Транспорт, промышленность нашего города»

Старшая группа

1. Углубить представления детей о транспорте города,

2. Познакомить с промышленными предприятиями посёлка (Рефтинская ГРЭС, Рефтинская птицефабрика)

3. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

4.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.

С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

 «Архитектура нашего города»

Старшие группы

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.

4.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

 «Воинская слава России»

Старшая группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

5.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

 «Природа родного края»

Старшаягруппа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки, озера и моря в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

4.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

5.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

6.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

«Достопримечательности нашего города»

Старшаягруппа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района.

2. Познакомить с гербом и флагом посёлка Рефтинский

3. Развивать чувство любви к родному городу.

4.Познакомить с историей государственного герба России.

Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Семейная викторина « Памятники нашего города».

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка.

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях посёлка, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории посёлка, уважение к знаменитым землякам.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по посёлку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» − личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для работы с семьёй предлагаются следующие формы:

Формы работы с семьей

Особенности, рекомендации

Посещение семьи ребенка

Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию

Беседы (индивидуальные, групповые)

Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей.

Консультации

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год..Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца

Совместная экскурсия

Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

Нетрадиционные формы работы с семьей

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников через знакомство с Родиной ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

        

        «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, к прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. – 215с.
  3. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  5. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1
  6. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализ. госуд. прогр. Издательство Аркти, Москва, 2004. - 181с.
  7. Дошкольникам о защитниках отечества. Мет. пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Сфера, Москва, 2005. -191 с.
  8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  9. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
  10. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. – 2008. - №2.
  11. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
  12. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9.
  13. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. – 2009. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект "Моя малая Родина".

Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...

Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "

laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...