Статья на тему: "Социализация детей дошкольного возраста".
статья (средняя группа)

Исаева(Ризаева) Диана Зейнудиновна

Дошкольный возраст - яркая , неповторимая страница в жизни ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации.

Согласно ФГОС дошкольного образования, социализация и коммуникативное развитие дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие.

Статью написала воспитатель средней группы Исаева Диана Зейнудиновна 28.04.2019г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре, к человеческим ценностям.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, социализация и коммуникативное развитие дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Социализация детей дошкольного возраста включает в себя такие понятие как развитие личности, формирование правил и норм, обучение. И все эти процессы происходят под воздействием как учебной, так и воспитательной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном возрасте имеет свои особенности, так как пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возраста ребенка и определяются типом ведущей деятельности.

Главным в личностном развитии ребенка до года выступает общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности позволяют воспринимать и усваивать информацию о внешнем мире, формировать шаблоны поведения.

От года до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Поэтому важно создать условия для возможности детского общения, водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в детский сад. Общаясь дети учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе- дружить, делиться, сопереживать.

Для детей от 3 до 6 лет главным средством познания мира становится собственная речь. Ребенок учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать полученные знания.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Ребенок постепенно учится вести себя в соответствии с требованиями общества, учиться согласовывать эти требования с собственными потребностями.

Основным фактором социального развития ребенка является социальная среда, а процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических


процессов - памяти, мышления, речи. Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в ДОУ будет более эффективным, если родители будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс. Только в случае тесного взаимодействия педагогов и родителей возможно соблюдение преемственности в содержании педагогического процесса. Результатом ранней социализации является готовность детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. В последние годы в ДОУ широко используются программы: «Я - Человек» С.И.Козлова, «Наследие» Я.М.Новицкая, «Дружные ребята» Р.С.Буре, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина. Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели:

  • создавать условия для полноценного социального развития детей;
  • продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании;
  • определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам);

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. В игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация. Ребенок в игре выполняет одновременно две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Игра имеет значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, отношения к труду, а так же для коррекции отклонений в поведении детей.

Одна из форм - театрализованная игра, еще одно из эффективных средств социализации дошкольника, поэтому в детском саду ей уделяется особое значение. Театрализованная игра поможет повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами


этикета, традициями. В процессе театральной игры у дошкольника формируются коммуникативные навыки, он учится уступать, договариваться, сообща принимать решения, и самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.

Решение задач развития  эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...

Статья. Проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье отражаются проблемы обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

статья "нужен ли театр детям дошкольного возраста"

Нужен ли театр детям дошкольного возраста...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста. Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, жел...

Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста. Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, жел...

Статья "Трудовое воспитание у детей дошкольного возраста"

Статья посвящена трудовому воспитанию у детей дошкольного возраста.  Основной целью ознакомления детей с трудом взрослых является воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желан...