Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста
статья

Киселёва Диана Александровна

В статье рассматривается способ развития речи детей посредствам дидактических игр. Приведены примеры игр, способствующих развитию различных сторон речи дошкольников: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя речи, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Д.А. Власова

БДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400», г. Омск

Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается способ развития речи детей посредствам дидактических игр. Приведены примеры игр, способствующих развитию различных сторон речи дошкольников: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя речи, связной речи.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, ирга, дидактическая игра.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, у многих дошкольников выявляют различные речевые нарушения. В то время, речь является одним из наиболее мощных факторов стимулов развития ребенка в целом. Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно общаться. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе. Следовательно, любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными [1].

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как одна из основных образовательных областей [4]. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.

Конечно, с детьми с нарушениями речи работает логопед, но я, как воспитатель логопедической группы также способствую развитию речи своих воспитанников. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью и основным средством воспитания и обучения детей является игра (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин). Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Фридрих Фрёбель, Мария Монтессори.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста. 

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка [2].

Многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева). Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др. Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Что же такое дидактическая игра?

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. (К.Н. Поливанова)

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов)

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности. 

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. Дидактические игры способствуют обогащению и закреплению словаря, формированию грамматических категории, развивают связную речь, словесное творчеств, коммуникативные навыки, расширят знания об окружающем мире.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами, такие как «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т. д.)                                  

- настольно-печатные («Рассели по домикам», «Веселая азбука», «Где спрятались буквы», «Скажи по-другому», «Что не так?»)

- словесные игры («Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Придумай конец сказки», «Повтори скороговорку», «Назови первый звук своего имени» и т. д.) [3].

В выборе дидактической игры для развития речи ребёнка я использую принцип взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Представлю варианты игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: «Японская печатная машинка», «Светофор», «Прятки со звуком», «Испорченный телефон»; «Повтори», «Похоже – не похоже»; «Поймай звук». Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): «Переезд», «Вершки - корешки», лото «В мире растений», «Отгадай загадки». Игры для развития грамматического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Размытое письмо», «Живые слова». Игры для развития связной речи: «Расскажи по схеме», «Где начало рассказа», «Найди картинке место» [3].

По результатам наблюдения и диагностик, проводимых нами, видна положительная динамика развития речи детей, на которую повлияло и использование в работе дидактических игр. В дальнейшем планирую продолжать работу над созданием картотек дидактических игр для развития речи детей, наполняя их не только уже существующими играми, но и своими разработками.

Использование дидактических игр является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. У детей повышается уровень понимания речи, активизируются средства общения, становится шире и богаче словарный запас, развиваются навыки связной речи.

____________________

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  2.  Удальцова Е.И., "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников" -  Минск, 1976 г.
  3.   Аверина О.Г. Картотека дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/10/24/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-rechi-u-detey      
  4.   Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.                                                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольника процесс очень важный, ведь развитая речь будущего ученика-это хорошая основа для его полноценного развития и обучения. Сделать этот процесс интересным и увлекатель...

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

laquo;Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....

Презентация "Использование дидактических игр в развитие речи детей дошкольного возраста"

laquo;Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности».В.А. Сухомлинский....

Использование мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли. Поэтому так важно заботиться о с...

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

В консультации рассматриваются компоненты системы речевого развития с использованием дидактических игр...