Использование мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста
консультация

Ефремова Елена Юрьевна

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в речи детей.

     В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

     В научных исследованиях советский педагогов  Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, и др. уделяется особое внимание дидактической игре для развития речи.  Благодаря использованию дидактических игр обучение проходит в доступной и интересной для детей игровой форме.

     Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду.

     Так как же заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия?

     Готовясь к занятиям, я стала  задумываться: «Как улучшить образовательный процесс. И в голову приходит мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко).

   Мультимедийные игры - это палочка-выручалочка для педагога, т. к. они многофункциональны, занимательны и современны.

   Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи. Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

    Занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.
     Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.
      Мультимедийные игры направленны на развитие всех компонентов речевой системы: 1) воспитание правильного звукопроизношения; 2) развитие словаря; 3) формирование грамматического строя речи; 4) развитие связной речи.

 

1.  Компьютерные игры для развития словаря

  

 Игра «Посуда»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о предметах посуды, их назначении; активизировать в речи названия посуды; вводить в словарь детей обобщающее слово «посуда».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Аналогичным способом можно играть в игры: «Мебель», «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

 

Игра «Назови одним словом»

Дидактические задачи: активизация в речи

обобщающих понятий «посуда», «одежда», «обувь» и др.; развитие операций обобщения и классификации.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

 

Аналогичным способом можно играть в игры:  «Четвертый лишний», «Овощи-фрукты»

 

2.Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи

 

Игра «Найди звук р»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «р»; упражнять в выделении звука «р» в словах.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

 

Аналогичным способом проводятся игры и на другие звуки: «Найди звук л»,  «Найди звук с».

 

Игра «Дифференциация звуков р-л»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звуков «р», «л»; упражнять детей в дифференциации звуков «р», «л».

Игровые задачи: поселить в домики картинки; собрать картинки в корзинки; помочь рыбке добраться до реки.

 

Аналогичным способом проводятся игры и на дифференциацию  других звуков: «с-ш», «з-ж» и др.

 

3.Компьютерные игры для развития грамматического строя речи

 

Игра «Предлоги»

Дидактические задачи: упражнять детей в пространственной ориентировке; формировать умения образовывать предложно-падежные формы существительных; упражнять в использовании предлогов в, на, за, под и т.д.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

 

Игра «Скажи правильно»

Дидактические задачи: упражнять детей в образовании форм существительного множественного числа, Родительного падежа; согласовании существительного и прилагательного.

Игровые задачи: последовательное, аркадное выполнение заданий.

 

 

4.Компьютерные игры для развития связной речи

 

Игра «Настоящий друг»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

 

Игра «Любимая игрушка»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

 

      Компьютерные дидактические игры помогают сделать учебные задания увлекательными, создают радостное рабочее настроение, повышают познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Освоение ИКТ, мультимедийных игр  жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrio_doklad.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в речи детей.

     В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

     В научных исследованиях советский педагогов  Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, и др. уделяется особое внимание дидактической игре для развития речи.  Благодаря использованию дидактических игр обучение проходит в доступной и интересной для детей игровой форме.

     Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду.

     Так как же заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия?

     Готовясь к занятиям, я стала  задумываться: «Как улучшить образовательный процесс. И в голову приходит мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко).

   Мультимедийные игры - это палочка-выручалочка для педагога, т. к. они многофункциональны, занимательны и современны.

   Использование компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране компьютера привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи. Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

    Занятия с дошкольниками с помощью компьютерных технологий очень интересны и многоплановы, свободно внедряются и совмещаются с работой по программам дошкольных образовательных организаций. Играя в компьютерные игры, дети не замечают, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие ребята с удовольствием отвечают на вопросы.
    Многие согласятся, что большинство родителей мало уделяют внимания речи своих детей, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, скудности словарного запаса воспитанники теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.
      Мультимедийные игры направленны на развитие всех компонентов речевой системы: 1) воспитание правильного звукопроизношения; 2) развитие словаря; 3) формирование грамматического строя речи; 4) развитие связной речи.

1.  Компьютерные игры для развития словаря

   

 Игра «Посуда»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о предметах посуды, их назначении; активизировать в речи названия посуды; вводить в словарь детей обобщающее слово «посуда».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Аналогичным способом можно играть в игры: «Мебель», «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Игра «Назови одним словом»

Дидактические задачи: активизация в речи

обобщающих понятий «посуда», «одежда», «обувь» и др.; развитие операций обобщения и классификации.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Аналогичным способом можно играть в игры:  «Четвертый лишний», «Овощи-фрукты»

2.Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи

Игра «Найди звук р»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «р»; упражнять в выделении звука «р» в словах.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Аналогичным способом проводятся игры и на другие звуки: «Найди звук л»,  «Найди звук с».

Игра «Дифференциация звуков р-л»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звуков «р», «л»; упражнять детей в дифференциации звуков «р», «л».

Игровые задачи: поселить в домики картинки; собрать картинки в корзинки; помочь рыбке добраться до реки.

Аналогичным способом проводятся игры и на дифференциацию  других звуков: «с-ш», «з-ж» и др.

3.Компьютерные игры для развития грамматического строя речи

Игра «Предлоги»

Дидактические задачи: упражнять детей в пространственной ориентировке; формировать умения образовывать предложно-падежные формы существительных; упражнять в использовании предлогов в, на, за, под и т.д.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Игра «Скажи правильно»

Дидактические задачи: упражнять детей в образовании форм существительного множественного числа, Родительного падежа; согласовании существительного и прилагательного.

Игровые задачи: последовательное, аркадное выполнение заданий.

4.Компьютерные игры для развития связной речи

Игра «Настоящий друг»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

Игра «Любимая игрушка»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

      Компьютерные дидактические игры помогают сделать учебные задания увлекательными, создают радостное рабочее настроение, повышают познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Освоение ИКТ, мультимедийных игр  жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.