"Мои первые шаги" практика работы с детьми и родителями в группе раннего возраста
материал

Абукова Ирина Геннадьевна

В материале представлен опыт работы в группе раннего возраста с детьми и родителями. Опыт работы по включению родителей в образовательный процесс ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_kansk_19g.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои первые шаги» практика работы с детьми и родителями в группах раннего возраста»

Абукова Ирина Геннадьевна

Тасеево 2019 год


1. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

Так говорил Лев Толстой о детях раннего возраста.  

И с этим трудно не согласиться.

 

2. Сейчас внимание уделяется открытию групп для детей раннего возраста.

Все мы знаем, что адаптация детей раннего возраста к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Не будем забывать и о адаптации родителей к условиям, требованиям детского сада. Большинство родителей боятся, переживают о том, как их маленький ребенок будет себя чувствовать без их опеки, особенно если это первый ребенок в семье, ребенок с особенностями в развитии. Поест ли он, поспит, не обижают ли его, чем он занимается в течение всего дня?  Очень важно, чтобы переход для детей и родителей был органичным и не травмирующим.

Коллектив нашего детского сада хочет, чтобы ребенок и родители чувствовали себя в этот период комфортно и ходили в детский сад с удовольствием, чтобы они стали непосредственными участниками образовательных отношений, помогали в построении образовательной среды. А педагоги, в свою очередь, поддерживали образовательные инициативы семьи. Для этого мы реализуем в нашем детском саду практику «Мои первые шаги».

Работая с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой дети раннего возраста приходят в детский сад не подготовленными, т.е. они боятся горшка, не умеют есть самостоятельно, сосут соски, бутылочки и грудь мамы. Дети боятся других детей, реагируют плачем на их приближение,  поэтому им очень тяжело адаптироваться к условиям детского сада.

Родители переживают за своих детей, не знают как себя вести с плачущим ребенком в детском саду, как им помочь адаптироваться к условиям ДОУ. Необходимо отметить и то, что в группе появился ребенок ОВЗ.

Встала проблема выбора средств, форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах адаптации, развития и воспитания детей раннего возраста.

Мы для себя поставили цель - включение всех участников образовательных отношений (дети, родители, воспитатели и специалисты ОУ) в жизнь группы.

Задачи:

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательных отношений в ДОУ;

- легкая адаптация всех участников образовательных отношений группы раннего возраста к условиям ДОУ;

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации, развития и воспитания детей;

- объединение усилий семьи ребенка инвалида и образовательной организации для успешной социализации.

Реализация практики осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Дети посещают группу с родителями в  первые дни прихода в детский сад. Ребенок ОВЗ посещает группу с мамой.

Благодаря этому дети и родители знакомятся с педагогами, группой и режимом ОУ. Чувствуют себя спокойнее и увереннее. Педагоги могут ближе познакомиться с детьми и родителями.

2 этап: Все мы знаем, что педагоги в группах раннего возраста не проводят или проводят, но очень редко, совместные мероприятия с родителями. Причина кроется в том, что дети раннего возраста на таких мероприятиях плачут, увидев родителей, их потом невозможно организовать. В результате ДОУ остается закрытой системой для родителей детей раннего возраста.

Мы на данном этапе решили, что необходимо наоборот чаще проводить совместные мероприятия с детьми и родителями, чтобы детский сад стал открытым для семьи (удобное время для посещения мероприятий большинством родителей). На этом этапе ведущую роль выполняют педагоги (организуют мероприятия и проводят его с детьми и родителями). Родители участвуют в мероприятиях со своими детьми.

Это дает возможность педагогам показать родителям формы, приемы, средства организации совместной деятельности с детьми. Родители включаются в образовательный процесс группы. Дети учатся взаимодействовать сазу со всеми участниками образовательных отношений. Семья ребенка ОВЗ принимает участие в совместных мероприятиях.

Сложность данного этапа: на первых мероприятиях дети плачут, родители не знают как себя вести с детьми, не могут их успокоить, дети плохо включаются в организованную деятельность. После нескольких мероприятий данная проблема исчезает.

3 этап: Родители принимают непосредственное участие в мероприятиях группы. Родители понимают значимость и важность участия в них. На данном этапе используем в работе с родителями технологию «Семейный праздник» Кудрявцевой Елены Александровны. Родители принимают участие в разработке и подготовке к праздникам, развлечениям, театральным постановкам – играют роли, готовят костюмы, атрибуты, организуют и проводят игры с детьми. На данные мероприятия приглашаются все члены семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, братья и др.) В группе организуются чаепития.

Использование в работе технологии «Проектная деятельность в ДОУ» (А.И. Савенков)

Реализованы проекты:

 «Капитошки учатся играть» (с участием инструктора) (развитие двигательных умений)

«Рисуем и творим» (нетрадиционное рисование, лепка, аппликация) для развития моторики.

«Учимся играя» (сенсорное развитие) 2 направления работы – дети и родители. Родители принимают участие в обогащении и развитии среды в группе. Опыт работы по взаимодействию с родителями в развитии среды группы был представлен в 2018 году на Канской педагогической конференции на выставке дидактических пособий.

«Мы живем в прекрасном крае!» (является формируемой частью программы ДОУ) опыт представлен на V педагогической конференции г.Канска, на фестивале педагогических практик «Под знаком качества» г.Бородино 2016г.

Также мы используем в работе с детьми и родителями для реализации практики технологию «Портфолио дошкольника».

Используем формы работы с родителями:

- походы

- макетирование

- Оформление выставок, альбомов, предметно – развивающей среды группы – родители понимают значимость и важность данных мероприятий для развития детей.

- Участие с детьми и педагогами в конкурсах ДОУ, муниципальных, всероссийских – родители хотят  демонстрировать свои и детские достижения, видеть результат работы.

Можно сделать промежуточные выводы:

Использование данных технологий для реализации практики «Мои первые шаги» дает:

  • Анализ адаптационных листов, анкет  показал 100% легкая адаптация всех  участников образовательных отношений группы раннего возраста к условиям ДОУ;
  • Родители непосредственно принимают участие в разработке и подготовке к мероприятиям группы.
  • Родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий для развития детей.
  • Родители участвуют в оформлении образовательной среды группы, являются непосредственными участниками образовательных отношений.
  • Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности на определенном этапе, трудности.
  • Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития.
  • Наблюдается динамика позитивной социализации семьи и ребенка ОВЗ.

4 этап:

Построение образовательного процесса в группе с учетом запросов и предложений родителей.

Формы работы:

  • Анкетирование
  • Родительские собрания

 Мы узнаем:

-  что интересует родителей, какие трудности в развитии и воспитании детей у них возникают;

  • какие темы и направления работы им интересны;
  • какие мероприятия, праздники, конкурсы, темы выставок, темы работы над портфолио они предлагают организовать.

Результат:

  • Педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов и запросов родителей;
  • Родители получают возможность непосредственно участвовать в жизни группы, получать ответы на интересующие их вопросы;
  • Родители занимают активную позицию к процессу развития и воспитания детей.

Оценка эффективности практики:

  • Опыт работы по реализации практики востребован педагогами ДОУ.
  • Опыт работы представлен педагогам района.

Развитие практики

  • Педагогический коллектив ОУ в группах дошкольного возраста реализует практику «Страна добрых отношений»

Цель – включение родителей ОУ в образовательный процесс.

Для оценки эффективности практики используем «Дневник личных достижений семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по тематической неделе «Книжкина неделя» с детьми и родителями в группе раннего возраста №2

План мероприятий по тематической неделе «Книжкина неделя»  с детьми и родителями в группе раннего возраста №2...

Методика музыкально-игровых занятий совместно с детьми и родителями в группе раннего возраста

Методика музыкально-игровых занятий  «Музыка с родителями в детском саду» рассчитана на  музыкальное  развитии детей от 2 до 3 лет....

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Презентация "Первый раз в детский сад" для родителей воспитанников групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду...

Перспективное планирование работы и взаимодействия с родителями в группе раннего возраста

Перспективное планирование работы и взаимодействия с родителями в группе раннего возраста...

Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста "Малютка".

Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста «Малютка».Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги. Представляем Вашему вниманию «Опыт дис...