Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования
статья

Морозова Наталья Юрьевна

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Н.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №72 Приморского района

Санкт-Петербурга

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, поддержки детской инициативы.

Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию  обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, наиболее результативным является метод проектов. Именно проектная методика позволяет, на основе полученных воспитателем в ходе непосредственно образовательной деятельности, беседы, сведений об интересующих ребенка вопросах, увидеть его склонности и способности. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, способствует формированию у ребенка навыков сотрудничества.

Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность  позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала,  интересы дошкольников. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.

Тематика проектов, как правило, самая разнообразная. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра, то, начиная с младшего возраста, используются игровые и творческие проекты: «Моя самая первая игрушка», С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений.. В старшем дошкольном возрасте возникает потребность в утверждении личности ребенка в коллективе. Дети склонны действовать «напоказ», соперничать между собой. Пользуясь проектной методикой, в этой возрастной группе решаются эти и другие проблемы. Дети с удовольствием и достоинством рассказывают и защищают свои проекты, тем самым развивая коммуникативные навыки.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

Первый этап - подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой, а дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

В отношении детей:

  • обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • привлекает детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечивает эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка,
  • способствует сохранению и укреплению здоровье детей.

 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать, творческие способности и коммуникативные навыки,  Участие в проекте помогает ему осознать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, проявить индивидуальность, сформировать нравственные качества.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования

Статья намтему:«Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального образования»...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуальное сопровождение ребенка дошкольного возраста. Однако, несмотря на разнообразие методик, н...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в колл...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

В методической разработке рассматривается образовательный проект  как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и ро...

Статья "Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования"

Статья о проектной деятельности в дошкольном образовании....

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей. Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. ...

Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования

Главным принципом современных преобразований являетсяориентация на индивидуализацию обучения. Под этим термином понимается процесс раскрытие индивидуальности ребенка в специально организованной образо...