Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального общего образования
    статья на тему

    Статья намтему:«Проектная деятельность как средство преемственности дошкольного и начального образования» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Г.А.Котова,

    воспитатель ГБОУ  Школа  № 1161

    г. Москва

    Е-mail: cotowagalina@yandex.ru

    Проектная деятельность  как средство преемственности дошкольного и начального общего образования

     «Школьное обучение никогда не начинается

     с пустого места, а всегда опирается на определенную

     стадию развития, проделанную ребенком».    

                                                                                                           Л.В. Выготский

    Аннотация статьи:   Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования -  это непрерывное образование ребенка. Дошкольная ступень формирует фундаментальные личностные качества ребенка, сохраняет радость детства. Школа подхватывает достижения дошкольника и развивает его потенциал. Преемственность между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Многие навыки формируются с детства, такие как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.                      

    Ключевые слова: преемственность, коммуникативность,  интеграция, адаптация,     предметно-развивающая среда, воспитательно-образовательный процесс, творческий потенциал.  

            Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, переход от одной ступени образования  к другой. Надо организовать единый развивающий мир – дошкольного и начального образования. Необходимо также учитывать физическое развитие детей, познавательную активность, умственные способности, творческое воображение, коммуникативные умения [1. с. 25].

             Готовность ребенка к школе является одним из ключевых моментов в реализации преемственности. Создания базовой культуры личности ребенка происходит благодаря дошкольному образованию. Развитие интегративных  качеств дошкольника – это результат сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, а  также родителей и самих воспитанников. Все полученные качества необходимы для обучения в школе.

                   Нельзя забывать о психической готовности детей к освоению программ первой ступени (дошкольного образования). Дошкольник развивает любознательность (познавательная активность), творческие способности (умственные, художественные),  коммуникативность. Благодаря преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной  школы, дети, которые  приходят в первый класс, могут и хотят учиться, у них присутствует учебная и познавательная мотивация [5. с.42].

              Дошкольников  следует знакомить со школой: рассказывать о Дне знаний, проводить экскурсии по школе, устраивать встречи с первоклассниками, играть в школу, читать художественную литературу о школе и т.д. Единый образовательный процесс включает  важные задачи, которые связывают дошкольные и школьные годы: методическую работу, работу с родителями, работу с детьми. Эти задачи можно решить через проведение бесед, педсоветов, методических встреч для педагогов и детского сада. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

                   В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Преемственность между детским садом и школой существует как в содержании обучения и воспитания, так и в методах, приемах и организационных формах учебно-воспитательной работы. Формирование готовности к обучению в школе – это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Переход детей в школу должен быть более мягким, адаптация к новым условиям быстрой [2. с. 78]. Когда будут согласованы цели воспитания, обучения, развития на уровне дошкольного и начального отделений школы, созданы учебные планы, определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды, тогда будет обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования. Выигрывают от этого все, особенно дети.

                   Не смотря на то, что преемственность в образовании – новое, к настоящему времени в системе образования накоплены многочисленные теоретические исследования  и практический опыт построения преемственности [4. с. 47].

                   Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Для повышения эффективности обучения учитель начальной школы должен использовать игровые приемы, которые применяются в детском саду, а воспитатель – специальные учебные задания, упражнения, формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Ребенок должен не только получить знания, а  уметь самостоятельно их добывать и применять [3. с. 35].

                   Наша задача — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

                  Таким образом, задача дошкольного образования в рамках преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, через виды продуктивной деятельности детей, а задача начальной школы -  оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка получаемые в дошкольном учреждении.

            На протяжении нескольких лет мы активно используем проектную деятельность в преемственности между дошкольным и школьным образованием. Также мы сотрудничаем с библиотекой. Художественная литература играет очень важную роль в развитии связной речи ребенка. Вопрос о приобщении ребенка к книге – один из самых проблемных. Дети дошкольного возраста  - слушатели, педагог доносит до них произведение как произведение искусств. Проводятся беседы о книге, делается ее анализ. Для этого используются литературные проекты совместно с работниками  школьной библиотеки, которые путешествуют с детьми по страницам литературных произведений.  В процессе реализации проекта проводятся разнообразные викторины, конкурсы, представления с героями из сказок, которых исполняют дети. Дети приобщаются к  искусству, овладевают различными видами художественной деятельности, учатся сотрудничать, общаться и т.д.

              В процессе  проекта «Книжкина неделя» дети сочиняют рассказы,   изготовляют  книжки-малышки и презентуют их на литературном досуге.  Свои замыслы дети не могут реализовать сами, им должны помогать взрослые и родители. Работа над проектом важна и педагогам, и детям, и родителям. Родители узнают своего  ребенка с новой стороны, участвуя в реализации замысла ребёнка и  занимаясь совместной продуктивной деятельностью.

              Одна из основных задач дошкольного учреждения сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Совместно со школой проводятся спортивные мероприятия «Зимние игры». Участие детей в проекте помогает максимально сформировать и обогатить представления о зиме, зимних видах спорта и развлечениях, развивает творческие способности, поисковую деятельность и т.д. В  проекте участвуют не только дошкольники, но и школьники, родители, что помогает добиться положительных результатов. В процессе решения задач развиваются коммуникативные отношения детей со сверстниками, старшими детьми, взрослыми. Это делает комфортным микроклимат в детском коллективе, способствует общению и развитию речи ребенка. Ребенок становится более компетентным в окружающем мире, для него появляются возможности для самостоятельной деятельности, которая способствует развитию творческого потенциала. Проводимая работа объединяет детей, создает  доброжелательную атмосферу в коллективе. Одним из этапов проекта было оформление папок-раскладушек «Зимние игры», постройка снежных фигур, выставка детских рисунков и поделок и многое другое. Все это помогает обогащать  у детей знания о зиме и зимних забавах, приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, посредством проведения забав, развлечений, игр.

    Список литературы

    1. Бабинова, Н.В.Совместные мероприятия в работе дошкольной образовательной организации и школы / Н.В. Бабинова // Детский сад от А до Я. – 2014. - № 5. – С. 73-77.
    2. Кучеренко, Г.Н. Реализация программы преемственности дошкольного и начального общего образования / Г.Н. Кучеренко // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. - № 1. – С. 110-115.
    3. Шаехова, Р.К. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС дошкольного образования / Р.К. Шаехова, Г.А. Галеева // Детский сад от А до Я. – 2014. - № 5. – С.54-60.
    4. Шаталова, Е.В. Алгоритм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой в условиях стандартизации образования (из опыта работы) / Е.В. Шаталова, С.А., Калашникова, М.А. Запара //Детский сад от А до Я. – 2015. - № 6. – С. 99-106.
    5. Шемина Т. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в условиях перехода на новые стандарты // Учитель. – 2011. - № 5. - С. 76-78.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация: Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях вариативности образовательных сиситем и программ

    «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший  путь к знаниям».В.А.Сухомлинский.Школа XXI ве...

    Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях современной модернизации Российского и столичного образования

    В отличие от стандартов общего и профессионального образования, в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного обра...

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

    Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

    Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

    «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

    Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...