Конспект краткосрочного проекта в подготовительной группе на тему: «Мир часов»
методическая разработка (подготовительная группа)

Краткосрочный проект на тему: «Мир часов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekt_chasy.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Конспект

краткосрочного проекта в подготовительной группе

на тему: «Мир часов»

Составитель:

 воспитатель Рындыч Л.А.

Санкт-Петербург

2018

Цель: Формировать исследовательский подход к доступным объектам окружающего мира.

Задачи:

  1. Обогащать представление детей о времени, часах, часовом механизме.
  2. Дать детям первоначальные представления об истории возникновения часов, со значением их в жизни людей.
  3. Познакомить с устройством часов, с разными видами механизмов в них, с узнаванием времени по часам.
  4. Расширять знания детей об особенностях профессии часового мастера.
  5. Развивать исследовательский интерес, наблюдательность, заинтересованность, познавательную активность детей.
  6. Способствовать вовлечению родителей в процесс активного участия в совместной с ребенком деятельности.
  7. Воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий,  групповой

Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)

Срок реализации проекта -  краткосрочный (1 неделя)

Участники - дети 6 - 7 лет, родители, воспитатели

Актуальность: С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Поэтому, в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми мы включили цикл совместной деятельности воспитателя, детей, родителей, самостоятельную деятельность детей в саду и дома, образовательную деятельность на тему: «Мир часов».  Формирование представлений о времени у дошкольников сложный процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода. Шаг за шагом, осваивая временные категории мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.

Предполагаемый результат:

Знают приборы измерения времени. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Используют полученные знания в практической, интеллектульной деятельности. Различают длительность отдельных временных интервалов. Расширение словарного запаса детей. Сближение и взаимодействие детей друг с другом, улучшение отношений между взрослыми и детьми.

Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Постановка цели и задач.

Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.

Разработка плана мероприятий основного этапа.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

II этап: Основной.

Совместная деятельность воспитателя и детей и родителей.
Самостоятельная деятельность в ДОУ и семье.
Образовательная деятельность.

III этап: Заключительный.

1. Оформление мини-музея «Часы»
2. Составление картотек: (конспекты занятий, картотека стихов, загадок, игр, пособий)
3. Оформление обучающих презентаций «Современные часы», «Этапы развития часов», «Самые точные часы – часы на Спасской башне Московского Кремля»
4. Презентация мини-музея в форме открытого занятия.
5. Изготовление макета часов, цветочных часов, песочных, водяных, необычных, изготовление поделок часов из разных материалов.
6. Транслирование опыта работы ( презентация проекта) перед
педагогическом коллективом.


1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).


2 этап- основной


Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».


- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».


- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».


- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография),

- Игры детей с применением песочных часов.

- Слушание мелодий на часах.

- Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С. Прокофьевой.

- Прослушивание аудиозаписи «Часики» В. Гаврилина.

- Конструирование «Настенные часы».


- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД . Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».

- НОД . Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
                                     
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)

- Семейный маршрут выходного дня: посещение магазина часов, прогулка по городу – «Часы на улицах города»

3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей , стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии .

При создании мини- музея «Мир часов» поставлены следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);

Результат: В ходе реализации проекта расширились представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Используемая литература

  1. Г.П. Шалаева «Справочник дошкольника»
  2. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
    Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
    Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
  3. И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике»
  4. М.Безруких, Т.Филиппова «Время. Часы»
  5. О. Корнеева « Определяем время по часам»
  6. Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» Программа «От рождения до школы»
  7. Т.И. Тарабарина «Детям о времени»

План реализации проекта.

Тема: «Мир часов».

Цель: Развивать интерес к истории возникновения различных видов часов. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

- утренний круг: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.

-  Беседа «Мы живём по часам».

Цель: закрепить знания детей об истории возникновения часов, уточнить у детей виды часов, вызвать стремление планировать свою жизнь по часам; развивать интерес к понятию «время».

-Рисование на тему: «Часы такие разные и нужные». Цель: продолжать учить рисовать по замыслу, придумывая детали; учить докрашивать изображение карандашами, не выходя за контур; уметь в рисунке отображать детали часов; прививать интерес к рисованию.

Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать, что можно сделать за минуту.

Рассматривание детьми новой книги «Часы для Биби». закрепление необходимых умений определять время.

-Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов.

-  утренний круг: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь.

-Дидактическая игра «Всё о времени». Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.

-Конструирование из деталей конструктора

«Башня с часами». Формировать умение

создавать модель по рисунку, либо по

собственному замыслу.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий-

 и журналов по теме «Такие разные часы».

-Беседа: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.

-Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы.

- Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время.

- Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

-Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.

-Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах.

Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей.

- Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге «Сто тысяч почему».

- «Я загадаю – вы отгадайте!» - загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.

 

- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Формировать представление у детей о

разного вида часах, развивать внимание и

наблюдательность.

- Игра – эксперимент «Определяем время по водяным часам». Развивать смекалку, наблюдательность.

- Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепить умение использовать

знания в самостоятельной игровой

деятельности.

-Игра «Пазлы -  время».

- Дидактическая игра «Узнай время».

 

-Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы».

-Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.

-Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей.

-Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени.

-Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.

-Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни.

-Чтение произведения О. Шалимовой «Солнечные часы». Воспитывать желание слушать новое произведение.

 - «Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развитие сообразительности, логического мышления.

  -Беседа на тему: «Какие бывают часы?». Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием видов часов; учить составлять короткие рассказы из личного опыта; прививать интерес к работе часового мастера; расширять кругозор детей; воспитывать желание «Беречь» время.

-Дидактическая игра «Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.

Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время.

-Ситуативный разговор на тему: «Есть ещё часы песочные». Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Их применением в жизни. (в медицине).

-Настольно- печатные игры «Время», «Мои

первые часы». Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость.

Рассматривание альбома «Мир часов».

-Ситуативный разговор на тему: «А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток.

-Чтение В. Приходько «часы».

-Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?».

-Рассматривание детьми иллюстраций на тему: «Такие разные часы».

-Игры детей с часами наручными. Мелкая моторика, хорошее настроение.

-Рассматривание детьми книг о времени,

часах. Прививать внимание к выразительным

 средствам языка.

-Слушание аудиозаписей детских песен о

времени и часах. Развивать у детей метро-

ритмическое чувство, творческую свободу,

ассоциативное мышление, доставить

удовольствие.

 

-Беседа: «Что нового

И интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов.

-Настольно – печатные игры: «Мой день», «Режим дня», «Мой день». Способствовать

формированию понятия текучести и

непрерывности времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект в подготовительной группе на тему: “Наши меньшие друзья, в азбуке от А до Я”

Этот мини-мини проект поможет обобщить и уточнить представления детей об условиях жизни диких животных, птиц, насекомых осенью путем поиска и  отбора необходимой информации и использования ...

Заметка о проведении тематического занятия в подготовительной группе на тему: « История часов».

Заметка о проведении тематического занятия в подготовительной группе на теС 28.01 2019г по 01.02.2019 года в подготовительной группе СП «Детский сад №11», во второй половине дня, проходили...

Проект в подготовительной группе № 54 «Загадочный мир часов!»

Проектв подготовительной группе № 54«Загадочный мир часов!»...

Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории 2021г.

Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Ситуативный разговор с детьми подготовительной группы на тему «Какие часы вы знаете»

Ситуативный разговорс детьми  подготовительной группына тему«Какие часы вы знаете?»...