Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории 2021г.
проект (подготовительная группа)

Тимакова Светлана Ринатовна

Информационно - ролевой проект в подготовительной группе на тему: «Юный журналист» Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна воспитатель I квалификационной категории 2021г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Юные журналисты»

Руководитель проекта: Тимакова Светлана Ринатовна – воспитатель I квалификационной категории.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Актуальность данного проекта заключается в следующем:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Как следствие, дети испытывают неуверенность при общении, не умеют выразить свои мысли, эмоции, не владеют диалоговой и монологовой речью. 

Современному обществу нужны люди, способные выразить себя, социально уверенные, умеющие доказать свою точку зрения, обосновать, поддержать конструктивный диалог.

Исходя из возникшей проблемы и актуальности выбранной темы, была определена цель нашего проекта – социальное, интеллектуальное, творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей, посредством изучения основ профессии журналиста.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

• с дошкольниками:

Образовательные:

- формировать монологическую и диалогическую форму речи;

- расширять и активизировать словарный запас ребенка;

- формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;

- формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий);

- развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать фразу.

Развивающие:

- активизировать творческое отношение к слову;

- стимулировать проявление фантазии ребенка;

- развивать логическое мышление и умения воспринимать и продолжать начатую мысль;

- развивать инициативу ребенка;

- становление и развитие медиа грамотности, познавательного интереса и воображения;

- формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;

- развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду;

- формировать и развивать в детях уверенность в собственных силах, справляться с волнением, умение попросить помощи, поддержать товарища.

• с родителями:

1. Способствовать активному участию родителей воспитанников группы к жизни группы и дошкольной образовательной организации по реализации проекта;

2. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

3. Привлекать родителей к пополнению предметно – пространственной развивающей среды в группе.

Вид проекта – наш проект является краткосрочным (1 неделя) внутригрупповым, информационно - ролевой, с открытым характером координации.

Возрастная категория воспитанников – 6-7 лет, старший дошкольный возраст, (24 ребенка)

Место проведения – группа № 15, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 49

Продуктом проекта стали:

1. Портфель журналиста;

2. Картотека чистоговорок и скороговорок.

Предполагаемым итогом нашего проекта явилось:

1. Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста на тему «Профессия журналист»;

2. Повышение уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ;

3. Показ ООД по речевому развитию на тему: «Мы журналисты»

Разработка проекта предполагала:

1. Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.

2. Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности.

3. Создание условий: организация пресс-центра в группе.

4. Обучение проведению интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно.

Роль родителей в реализации проекта:

1. Экскурсии в типографию, редакцию газеты, встреча с журналистами, фоторепортёрами, редакторами.

2. Закрепление проведения интервью с разными людьми, умению вести себя раскованно и свободно;

3. Пополнение «Портфеля журналиста».

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный:

•        Разработка перспективного плана работы по проекту на 1 неделю, включающий в себя конспект занятий;

•        Уточнение представлений детей знаний о профессии журналиста;

•        Сбор информации по теме проекта (использование научной, методической и художественной литературы);

•        Подбор программно-методического обеспечения по реализации группового проекта;

•        Создание и пополнение предметно-развивающей среды для свободного и художественного творчества, познавательного развития, игровой деятельности.

•        Подбор иллюстративного материала.

II этап – Практическая деятельность:

•        Организованная образовательная деятельность;

•        Беседы с детьми;

•        Дидактические игры;

•        Заучивание чистоговорок и скороговорок;

•         Заседание семейного клуба «Заставим язычок трудиться» ( с родителями);

•           Показ открытой ООД

III этап – Заключительный:

•        «Портфель журналиста»;

•        Показ открытой ООД.

Полученный результат:

1.        Знания детей старшего дошкольного возраста на тему «Профессия журналист»;

2.        Обогащен активный и пассивный словарь воспитанников;

3.        Сформировано чувство коллективизма между воспитанниками.



Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Информационно - творческий проект - «Юные журналисты».

Цель моего проекта – социальное, интеллектуальное, творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей, посредством изучения основ профессии журналиста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- формировать монологическую и диалогическую форму речи;

- расширять и активизировать словарный запас ребенка;

- формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;

- формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий);

- развивать умение логически завершать какой-либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать фразу.

- активизировать творческое отношение к слову;

- стимулировать проявление фантазии ребенка;

- развивать логическое мышление и умения воспринимать и продолжать начатую мысль;

- развивать инициативу ребенка;

- становление и развитие медиа грамотности, познавательного интереса и воображения;

- развивать когнитивно - эмоциональное восприятия медиа материала, выражение собственной оценки, позитивного или критического отношения;

- формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;

- развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду;

- формировать и развивать в детях уверенность в собственных силах, справляться с волнением, умение попросить помощи, поддержать товарища.

Вид проекта – краткосрочным (1 неделя), внутригрупповой, информационно - ролевой, с открытым характером координации.

Возрастная категория воспитанников – 6-7 лет, старший дошкольный возраст (24 ребенка).

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный:

  • Разработка перспективного плана работы по проекту;
  • Уточнение представлений детей знаний о профессии журналиста;
  • Подбор программно-методического обеспечения по реализации группового проекта;
  • Создание и пополнение предметно-развивающей среды для свободного и художественного творчества, познавательного развития, игровой деятельности.
  • Подбор иллюстративного материала.

II этап – Практическая деятельность:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Беседы с детьми;
  • Дидактические игры;
  • Заучивание чистоговорок и скороговорок;
  • Творческая деятельность (рисование, лепка);
  • Игра на русских народных музыкальных инструментах.

III этап – Заключительный:

  • «Портфель журналиста»;
  • Показ открытой ООД.

Продуктом проекта стали:

  • Портфель журналиста;
  • Картотека чистоговорок и скороговорок.



Предварительный просмотр:

Перспективный план мероприятий проекта

«Юные журналисты.»

Дни недели

Мероприятия

1 неделя, с 06.12 по 10.12.2021 года

Понедельник,

06.12.

Тема: «Знакомство с профессией журналиста»

1.Беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о профессии журналиста?»; «О чем можно узнать по заголовку?»; «Кто издаёт журнал?»;

2.Игры на закрепление и расширение знаний детей о профессиях, (упражнения «Угадай, о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» и др.); 

3. Заучивание чистоговорок и скороговорок.

Вторник,

07.12.

Тема:

«Помощник - Мнемотаблица»

1. Знакомство и работа с мнемотаблицей.

2. Упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот» .

Среда,

08.12.

Тема:

«Портфель журналиста»

1. Собери «Портфель журналиста».

2. Речевые игры: «Острый глаз», «Дружеское интервью».

3. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков.

Четверг,

09.12.

Тема:

«Интервью»

1.«Командировка в медицинский кабинет.»

2.Речевая игра «Приём телефонных звонков»

 3.Сюжетно – ролевая игра «Журналисты».

Пятница,

10.12.

Тема:

«Мы журналисты»

1. Показ открытой ООД по речевому развитию на тему: «Мы журналисты».



Предварительный просмотр:

Картотека скороговорок.


Скороговорки с простыми звуками.

****** 

Ткет ткач ткани на платки Тане.

****** 

Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

******         

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.                                                                            ******                                                                                           
 Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор                                                                
******
Галка села на забор 
Грач завел с ней разговор 
******
Расскажите про покупки 
Про какие про покупки 
Про покупки, про покупки, про покупочки мои

******

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

******

У бабы бобы, у деда дубы.

******

До города дорога в гору,
От города - с горы.

******

У Бобы винт, У Вити бинт.

******

Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

******

От топота копыт пыль по полю летит.

******

У пеньков опять пять опят стоят.

******

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

******

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

******

Ткет ткач ткани на платки Тане.

******

Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.

******

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Скороговорки со звуками Р и Л

*****

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

*****

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

***** 
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
***** 
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
***** 
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
***** 
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
***** 
Коля колья колет.
Поля поле полет.
***** 
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

***** 
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.
***** 
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
***** 
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
***** 
У Аграфены и Арины растут георгины.
***** 
На горе Арарат растет крупный виноград.
***** 
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
***** 
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
***** 
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
***** 
Прибыл Клим из Клина в Крым.
***** 
Редька редко росла на грядке, 
Грядка редко была в порядке. 
***** 
Дробью по перепелам да по тетеревам.
***** 
На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.
***** 
Осип орет, Архип не отстает - 
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

Скороговорки со звуками С и З

***** 
Сидит Алеся с печки ноги свеся.
***** 
Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
***** 
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
***** 
Евсей, Евсей, муку просей.
***** 
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
***** 
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
***** 
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

***** 
Вёз на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

***** 
Забавной обезьяне

Бросили бананы.

Бросили бананы

Забавной обезьяне.

Скороговорки со звуком Ц 

***** 
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
***** 
Две разноцветные курицы бегают по улице.
***** 
Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
***** 
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.
***** 
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
***** 
Молодец у молодицы попросил воды напиться.
***** 
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
***** 
Стоит воз овса, возле воза - овца.

Скороговорки со звуком Ш

*****

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

*****

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

***** 
Шесть мышат в камышах шуршат.
***** 
Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
***** 
Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.
***** 
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша. 
***** 
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.
***** 
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***** 
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.
***** 
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
***** 
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон - 
Как в капюшоне он смешон.
***** 
Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
***** 
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***** 
Маша под душем моет шею и уши.
***** 
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

***** 
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
***** 
Шапкой Саша шишки сшиб

Скороговорки со звуком Ж

***** 
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

***** 
Слишком много ножек у сороконожек
***** 
У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.
***** 
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
***** 
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
***** 
Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
***** 
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
***** 
Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.
***** 
Жаба в лужице сидела,
Скороговорки со звуком Ч

***** 
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
***** 
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
***** 
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи. 
***** 
В горячей печи пекарь пек калачи.
***** 
Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.
***** 
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.
***** 

Скороговорки со звуком П

***** 
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, - 
Говорит попугай попугаю.

***** 
У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

Скороговорки со звуком Щ

***** 
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
***** 
Волки рыщут, пищу ищут.
***** 
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
***** 
У осы не усищи, а усики.
***** 
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.
***** 
Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
***** 
В роще щебечут стрижи, 
Чечетки, щеглы и чижи.
***** 
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.
***** 
Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
***** 
Скороговорки со звуком Б

***** 
Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

***** 
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

***** 
Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

***** 
Белые бараны били в барабаны.

***** 
Белый снег. Белый мел. 
Белый сахар тоже бел. 
А вот белка не бела. 
Белой даже не была.

***** 
Был баран белокрыл, 
Всех баранов перебелокрылил.

***** 
Бык тупогуб, у быка губа тупа

Скороговорки со звуком В

***** 
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

***** 
Верзила Вавила весело ворочал вилы.

***** 
Водовоз вез воду из водопровода

***** 
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

***** 
По двору-подворью, в добром здоровье.

***** 
Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Скороговорки со звуком Д

***** 
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

***** 
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

***** 
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

***** 
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.

Скороговорки со звуками К, Г, Х

*****

У Кондрата куртка коротковата.

***** 
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

***** 
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

***** 
Купи кипу пик.

***** 
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

***** 
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

***** 
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

***** 
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

***** 
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

***** 
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой, 
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

***** 
Гроза грозна, грозна гроза.

***** 
Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка.

Кабы не прибытки да не убытки.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

***** 
Уха была неплоха, неплоха была уха.
Хороша уха, если рядом ока.
***** 
Дела хороши - отведай ухи у реки Оки.

***** 
Пара птиц порхала-порхала. да и выпорхнула.

***** 
Хороши цыплятки у хохллатки.

Скороговорки со звуком Л

***** 
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!

***** 
Сел и всё съел.

***** 
Около кола колокола.

***** 
Где кисель, там и съел.

***** 
У ёлки иголки колки.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.

***** 
Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

***** 
Лежал, лежал - растаял, убежал.

***** 
В Луку Клим луком кинул.

***** 
Маланья-болтунья молоко болтала,
Болтала, болтала, да все выболтала.

Скороговорки со звуком Т

***** 
От топота копыт пыль по полю летит.

***** 
Ткет ткач ткани на платки Тане



Предварительный просмотр:

Картотека чистоговорок.

Чистоговорки на звук [А]

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

Чистоговорки на звук [Б]

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан

Ба-ба-ба - у верблюда два горба.

Аба-аба- аба - ускакала жаба.

Бе-бе-бе - куплю шарик я себе.

Бобы-бобы-бобы - есть везде микробы.

Бы-бы-бы - в лесу растут грибы.

Об-об-об - в огороде растет боб.

Би-би-би - в трудном деле подсоби

Бя-бя-бя - все зависит от тебя!

Чистоговорки на звук [В]

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ва-ва-ва - разболелась голова.

Ва-ва-ва - по ночам не спит сова.

Ав-ав-ав - в книге десять глав.

Ве-ве-ве - я стою на голове.

Ев-ев-ев - папа строит хлев.

Ви-ви-ви - книги ты не рви.

Ив-ив-ив - на море прилив.

Ов-ов-ов - к уроку будь всегда

готов.

Юв-юв-юв - птица чистит клюв.

Вы-вы-вы - очень хочется халвы

Чистоговорки на звук [Г]

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу - хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги - за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Чистоговорки на звук [Д]

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

Да-да-да - каша — лучшая еда!

Ад-ад-ад - я учиться рад.

Де-де-де - будь вежливым везде.

Ед-ед-ед - жил-был дед.

Ди-ди-ди - вперед всегда иди.

Ид-ид-ид - из окна красивый вид.

Од-од-од - лучший праздник — Новый год!

Ду-ду-ду - из школы я домой иду.

Ды-ды-ды - дай попить воды.

Юд-юд-юд - где живет верблюд?

Чистоговорки на звук [Ж]

Жу-жу-жу - Как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - Мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - Я с ежами не дружу.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жа-жа-жа - Еж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу - В зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа - Испугались мы моржа.

Же-же-же - Сидят птички на морже.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Жу-жу-жу - Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи - Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу - Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи - Очень мирные моржи.

Жи-жи-жи - Не страшны совсем моржи.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Чистоговорки на звук [К]

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Ок-ок-ок – беги со всех ног.

Ак-ак-ак - тянет груз ишак.

Ка-ка-ка - нету у меня совка.

Ик-ик-ик - раздается крик.

Ки-ки-ки - возьми книгу в две руки.

Ко-ко-ко - буквы нам учить легко.

Ок-ок-ок - я хожу в кружок.

Ук-ук-ук - очень толстый сук.

Ек-ек-ек - я добрый человек.

Ке-ке-ке - иду я налегке.

Ык-ык-ык - стоит на поле бык.

Чистоговорки на звук [Й]

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой – скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Чистоговорки на звук [Н]

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на – на лугу растет сосна.

Ни-ни-ни – осенью короче дни.

Чистоговорки на звук [П]

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Уп-уп-уп – готовлю суп.

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Чистоговорки на звук [С]


Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

Сa-са-са, са-са-са - Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су - Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - Отгадайте, где оса.

Са-са-са, са-са-са - Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со - стал мой нос как колесо.

Чистоговорки на звук [Р]

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра - во дворе гора.

Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ра-ра-ра - сад полить пора.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Чистоговорки на звук [Х]


Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хо-хо-хо – идет Пахом.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Ух-ух-ух – летит пух.

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Ух-ух-ух - развалился домик - бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи

Чистоговорки на звук [Ч]

Чо-чо-чо, чо-чо-чо - У меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча - Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи - Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча - И вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо - Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи - Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча - Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.

Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.

Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.

Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША - наша осень хороша

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы  

КА – КА – КА - белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ –ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ»

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать  

АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять  

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща  

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА - пахучая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ХА – ХА – ХА - тонкая ольха

РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень

УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст

ИН – ИН – ИН – маленький жасмин

ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина

ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья собирать

АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу

АНА – АНА – АНА – листики каштана

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы

РА – РА – РА – на стволе кора

ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные волчата

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи

ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата  

АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу

ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло

ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают все ежата

ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи

ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу

ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось

ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль

СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята  

ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени

НЯТА – НЯТА – НЯТА – убегают оленята

СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята

РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры

РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята  УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули

ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты

АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки

АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют

НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы

ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят

ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу

СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята  

ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова  

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята

МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ»

АН – АН – АН - на горе стоит баран

ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца

«ИГРУШКИ»

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили

АТ – АТ – АТ - новый самокат

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик

ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи

УКЛА – УКЛА – УКЛА - хорошенькая кукла

ИНА – ИНА – ИНА - сломана машина

ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю пирамидку

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

АЙКА – АЙКА – АЙКА – заиграй – ка, балалайка

АНЫ – АНЫ – АНЫ – застучали в барабаны

АНЬ – АНЬ – АНЬ – барабанщик, барабань

АРЕ – АРЕ – АРЕ – я играю на гитаре

АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – я играю на рояле

ИНО – ИНО – ИНО – мне купили пианино

ФОН – ФОН – ФОН – у меня металлофон

УСЛИ – УСЛИ – УСЛИ – зазвучали гусли

ЛИ – ЛИ – ЛИ – арфу привезли

ОН – ОН – ОН – вот большой тромбон

ИПКА – ИПКА – ИПКА – маленькая скрипка

ЧЕЛЬ - ЧЕЛЬ – ЧЕЛЬ – вот виолончель

АЮ – АЮ – АЮ – на флейте я играю

Чистоговорки на звук [И]

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Чистоговорки на звук [У]

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Чистоговорки на звук [О]

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Чистоговорки на звук [З]

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Аз-аз-аз - у нас проведен газ.

Ез-ез-ез - всадник с коня слез.

Зи-зи-зи - коляску повози.

Из-из-из - посмотрите вниз.

Оз-оз-оз - едет паровоз.

Зу-зу-зу - я вижу стрекозу.

Юз-юз-юз - на реке открылся шлюз.

Яз-яз-яз - конь в грязи увяз.

Чистоговорки на звук [Л]

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

Ла-ла-ла - по сосне течет смола.

Ал-ал-ал - в рюкзаке лежит пенал.

Ле-ле-ле - не сидите на столе.

Ел-ел-ел - и всю кашу съел.

Ел-ел-ел - у доски есть мел.

Ол-ол-ол - мы забили гол.

Лу-лу-лу - я танцую на балу.

Ул-ул-ул - поломался стул.

Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.

Лю-лю-лю - маму с папой я люблю.

Ля-ля-ля - перекопана земля.

Чистоговорки на звук [Ф]

Аф-аф-аф – купили шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Чистоговорки на звук [М]

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Му-му-му – в руки букву я возьму.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы – дождались зимы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай –ка травки мне.

Чистоговорки на звук [Т]

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить

Чистоговорки на звук [Р]

Ры-ры-ры - любит Варечка

шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар - рядом синий шар.

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Чистоговорки на звук [Ш]

Ши-ши-ши, ши-ши-ши - Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше - Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша - Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше - Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши - Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу - Я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша - И пишу я не спеша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо - У меня все хорошо.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша - Мама нянчит малыша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо - Помогаю с малышом.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше - Забочусь о малыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши - У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу

Чистоговорки на звук [Щ]

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - Дождь идет – я без плаща.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще - Нет дождя, а я в плаще.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Я тебя не отыщу.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - Ты иди, меня ищи!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - Поедим сначала щи.

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали  много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

«ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»

ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат  малины

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику

ИКА – ИКА – ИКА – вкусная черника

«ГРИБЫ»

ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята

ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята

БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы

ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной

ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор

АНКА – АНКА – АНКА - бледная поганка

ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор

НОЙ – НОЙ – НОЙ – отдыхаем под сосной

АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо охранять

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы  

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю

ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли

ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - в гнездышке стрижата

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей  

ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали кукушата

РА – РА – РА - птицы ловят комара

ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы прилетели

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные скворчата

ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи

ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

КА – КА – КА – птенчик держит червяка

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока

ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона

ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны

ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы

БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей

ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока

БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей

РИ – РИ – РИ - прилетели снегири

РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много снегирей

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели

ВА – ВА – ВА – глазастая сова

НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне

УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки

АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

КА – КА – КА - куры нашли червяка

ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов

УХ – УХ – УХ - кукарекает петух

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята

ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята

КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки

ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата

СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня

СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята

СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей

«ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ»

АД – АД – АД - наш любимый детский сад

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду

РА – РА – РА – нам готовят повара

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи

РА – РА – РА – медицинская сестра

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду

АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю

АС – АС – АС – няня кормит нас




Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба «Заставим язычок трудиться».

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.                                

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка.

2 слайд

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

  • Развитие артикуляционной моторики (отработка основных движений языка и положений губ, необходимых для четкого и правильного произношения звуков речи);
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие плавного длительного выдоха/
  • Развитие чувства ритма (слушать и повторять ритм звучания музыкальных инструментов и игрушек);
  • Развитие слуха

3 слайд

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно -ведь появление речи -один из важнейших показателей нормального психического развития ребѐнка.  В норме звуки появляются вот в такой последовательности, конечно у каждого ребенка могут звуки появляться по- разному.

1- 2 года: А, О, У, Э, П, Б, М

2 - 3 года: И, Ы, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й

3 -4,5 года: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

5 лет: Р, Л.

Если же звуки не появляются или искажены необходимо начать развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику и все те компоненты, которые я вам уже называла. Сейчас мы с вами поговорим более подробно о некоторых из них.

 4 слайд

Артикуляционная моторика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

5 слайд

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети могут научиться говорить правильно и чисто без помощи специалиста.

   Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят «каша во рту»                                                                  

Сейчас я вам предлагаю выполнить комплекс артикуляционной гимнастики.

 Возьмите зеркала …                                                                                   6,7,8,9,10 слайды

11 слайд

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 5-10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

12 слайд

Следующий компонент для развития речи – это дыхание.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

• сердечно-сосудистых заболеваний.

Но если физически ребенок здоров, то для развития речевого дыхания мы с ними играем в разные игры.

13 слайд

Техника выполнения упражнений:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2. Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе (для начала их можно придерживать руками).

6. Упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз, более может

привести к головокружению.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Проводить упражнения по формированию правильного речевого

 дыхания в игровой форме.

9. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

            14 слайд

Чтобы поддержать интерес к упражнениям на развитие правильного дыхания, применяются различные игровые упражнения.

             Работа по развитию дыхания с применением пособий позволяет:

- обучить детей длительному, целенаправленному ротовому выдоху;

- сформировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность

Сейчас я вам хочу предложить сыграть в некоторые игры, направленные на развитие плавного длительного выдоха.

«Буль-бульки».

Возьмите пластмассовый стаканчик. Сначала  нужно дуть через трубочку слабо,  чтобы образовались маленькие бульки. А теперь, подуйте сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Так же мы с детьми играем в игры «Кораблики», « Лягушки» и т.д.

Сейчас я сыграю с вами. Вы должны помочь медведю и отогнать от него пчел.  Но будьте внимательны, соблюдайте все правила дыхания.

 «Прожорливые фрукты»

Дети задувают ватные шарики (кусочек бумаги, пёрышко и т.п.) в воротца «прожорливых фруктов» (кормят фрукты витаминами).  Можно дуть ртом (щёки не надувать), а можно через соломинку.

15 слайд

                                 Мелкая моторика.

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

                                                                                           В.А. Сухомлинский.

Исследованиями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что важно, мощным средством, стимулирующим развитие мышления ребенка.

16 слайд

 Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять упражнения вы можете ему загибать пальчики, так же вы можете их слегка массировать, начиная от мизинца и заканчивая большим пальцем. Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая»

Слайд 17,18

Вот так мы с детьми играем с пальчиками.

19 слайд

Я бы сегодня хотела вас познакомить с одной из нетрадиционных логопедических технологий. Это СУ- Джок терапией.  Разработал ее южнокорейский ученый, который обосновал взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

20 слайд

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

В коррекционной логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Возьмите шарики и давайте с вами немного помассируем наши ладони.

Игра.

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,   /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный   самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Мы с детьми используем шарики для составления звуковой схемы слов, определяем количество слогов в слове и т.д.

21 слайд

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Это время тоже можно использовать для общения с ребенком.  Предложите ребенку поиграть в игру!

  1.  « Кладоискатели»

 Положите ладонь на крупу, слегка надавите, надавите сильнее, чтобы как крупа колет ладонь. Опустите пальцы в крупу, и перебирайте ее пальцами.

  1. «Помощник»

Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.

Предложите ребенку разложить горох и фасоль в разные тарелочки

3. «Игра с горошком»

Описание: Игры на кухне
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
— Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,

4. Дайте ребенку разноцветные прищепки.

Детям очень нравится играть с ними.

Самомассаж с прищепками: бельевой прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

  • Кусается сильно котёнок – глупыш,
  • Он думает: это не палец, а мышь.
  • Но я же играю с тобою, малыш!
  • А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Мы можем развивать воображение « Чего не хватает?»

С детьми постарше. Можно закреплять количество слогов в словах, делать звуковой анализ слов.

Игры могут быть очень разнообразны и самое главное они принесут пользу вашему ребенку.                                                                      

22   слайд.

                  Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

 Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:

  • для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
  • родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке - только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребёнка, так и для окружающих;
  • необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
  • ребёнок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком.

                                          Ему нужна помощь!

И в заключении я предлагаю вам сыграть в игру «Солнышко»

Нашему солнышку не хватает лучиков, я предлагаю вам прикрепить по прищепке и оставить свой небольшой отзыв о сегодняшнем семинаре. Понравилось ли вам?  Какие игры по развитию мелкой моторики есть у вас дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный проект для подготовительной группы "Профессии".

Информационно-познавательный проект «Профессии». 1. Разработчик: воспитатель Шейко Е. В. 2. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (5-7лет), воспитатели, родители. 3. Образовате...

Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе на тему: «Хлеб – всему голова»

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот про...

Сюжетно- ролевая игра в подготовительной группе «Мы- юные пешеходы»

Сюжетно- ролевая игра в подготовительной группе «Мы- юные пешеходы»...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Краткосрочный информационно - познавательный проект в подготовительной группе на тему: " Этот фантастический Космос"

Краткосрочный познавательный проект в подготовительной группе на тему " Этот фантастический Космос"...