Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
    консультация (младшая группа)

    Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края.

    Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей  младшего дошкольного возраста»

    Подготовил: старший воспитатель

    МБДОУ «Золотой ключик»

     п.Ванино,

    Жиронкина О.В.

    Назначение уголка сенсорики

    Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

    Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

    • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
    • Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
    • Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
    • Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
    • Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
    • Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

    Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

    • Доступность;
    • Безопасность;
    • Креативность;
    • Разнообразие объектов.

    Актуальность сенсорного уголка в дошкольном образовательно учреждении

    Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

    Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

    Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

    Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

          Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

    На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

    Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

    Зрение:

    • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.) 
    • Цветовые пятна-кляксы различной формы. 
      • Разноцветные полупрозрачные шарфы. 
      • Картинки-штриховки,
    • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).. 
    • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д. 

    Слух: 
    • Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д. 
    • Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
    Осязание: 
    • Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой. 
    • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда) 
    • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 

    • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
    • Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
    • Игры на различение цвета, формы, величины;
    • Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
    • Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
    • Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
    • Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
    • Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
    • Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)

    Обоняние: 
    Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.) 

    Зона для элементарных опытов:

    "Мини-лаборатория" (самодельный набор для экспериментирования с водой, снегом, песком, воздухом, инструментами и природный материал).

    • К этому направлению относится зона «Вода-песок»

    Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться  так, чтобы легко было проводить уборку  и чтобы дети могли подходить к нему  со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.

    Вариант комплектации.

    Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца  и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.

    Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или  тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.

    • К этому направлению относится зона «Бизиборд»

    В уголке сенсорики  обязательно должна быть картотека игр.

                                                         Список использованной литературы.

    1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

    2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.

     3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез, 2003.

    4. Каралашвили        Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада»,Справочник старшего воспитателя,№5-2008.
    5. Метиева  Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы  детей», М."Просвещение",2009.

    6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего       возраста», М.,1983.

    7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
    Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....

    Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

     Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...

    Консультация для педагогов на тему "Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста"

    Данная консультация для педагогов поможет узнать, как ребенок познает себя и мир при помощи разнообразных игр. В игре мы не подавляем детскую любознательность,а напротив, даём ей простор для активной ...

    Консультация для педагогов "Влияние пересказа на речевое и интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста"

    Умение пересказывать представляет сосбой самостоятельное достаточно сложное умение, очень нужное в жизни. Этому умению необходимо учить с раннего возраста...

    Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»

    Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...

    Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

    В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Конц...

    Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

    laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...