Консультация на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Лапина Виолетта Львовна

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребёнком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

В младшем дошкольном возрасте при соответствующих условиях у ребёнка обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina.sensorika.docx130.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №63»

Консультация на тему:

«Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

        https://cf.ppt-online.org/files1/slide/i/iYVr1PfW8pE7kFqLXDT6RMglnG049bsSJQz5UCmeAh/slide-23.jpg

Подготовила: воспитатель

Лапина В.Л.

Назначение уголка сенсорики

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
  • Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
  • Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
  • Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

  • Доступность;
  • Безопасность;
  • Креативность;
  • Разнообразие объектов.

Актуальность сенсорного уголка в дошкольном образовательно учреждении

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

      Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Зрение:

  • Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.) 
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы. 
    • Разноцветные полупрозрачные шарфы. 
    • Картинки-штриховки,
  • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).. 
  • Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д. 

Слух: 
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д. 
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание: 
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой. 
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда) 
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки. 

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
  • Игры на различение цвета, формы, величины;
  • Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
  • Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
  • Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
  • Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
  • Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
  • Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)

Обоняние: 
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.) 

В уголке сенсорики обязательно должна быть картотека игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Материал  для консультации родителям. Может использоваться для папки - раскладушки....

Мастер – класс для родителей: «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие ег...

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и пси¬хологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особен...

Специфика использования дидактических игр для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Данный буклет будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, которые смогут познакомиться с играми для сенсорного развития своих детей. И что самое важное изготовить данные игры сво...

Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...