Консультация на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
В младшем дошкольном возрасте при соответствующих условиях у ребёнка обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №63»
Консультация на тему:
«Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Лапина В.Л.
Назначение уголка сенсорики
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
- Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
- Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
- Доступность;
- Безопасность;
- Креативность;
- Разнообразие объектов.
Актуальность сенсорного уголка в дошкольном образовательно учреждении
Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- Шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего) белым и черным цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Оборудование сенсомоторного уголка в помещении
Зрение:
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, - Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти)..
- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки, необычные музыкальные инструменты.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
- Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- Разные виды мозаики, пазлы, кубики «Сложи узор» с картинками;
- Игры на различение цвета, формы, величины;
- Игры на группировку предметов по разным признакам, качествам (материалов)
- Игры и пособия на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, застежки, плетения, вкладыши, узелки, нанизывание, игры с прищепками, резиночки);
- Народные игрушки – пирамидки, матрешки, бирюльки, бочонки и т.д.
- Природный материал: для сортировки, для развития тактильных ощущений, выкладывания разных узоров; (камешки, желуди, каштаны, ракушки, семечки тыквы, орехи, бобы, горох и др.); Для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.
- Чудесные мешочки с разными предметами, пуговицами для тактильных ощущений;
- Предметы для массажа рук, ног (массажные дорожки, массажеры, мячики, палочки и т.д.)
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
В уголке сенсорики обязательно должна быть картотека игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-109174-1591705065.jpg)
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Материал для консультации родителям. Может использоваться для папки - раскладушки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-772440-1459688132.jpg)
Мастер – класс для родителей: «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста»
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие ег...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891359-1486553747.jpg)
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и пси¬хологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-646066-1435319063.jpg)
Специфика использования дидактических игр для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.
Данный буклет будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, которые смогут познакомиться с играми для сенсорного развития своих детей. И что самое важное изготовить данные игры сво...
Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173293-1570779338.jpg)
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...