Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Моисеенко Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

        Возраст от 2 до 3 лет - важный этап в развитии психики ребёнка.

в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую  возрастную ступень.

        Ведущим познавательным процессом младшего дорого возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребенок не получит способствующих  развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

        Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. Но если этот процесс  не организован целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, он может привести к нежелательным  последствиям. У ребенка могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

        Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений.

        Использование различного дидактического материала (конструктор ЛЕГО, блоки Дьенеша, мозаики, счетные палочки, геометрические наборы, оборудование немецкой фирмы «Спектра» и др.) позволяет вносить разнообразие в занятия и открывает простор для творчества педагога.

        Занятия проводятся по подгруппам. Длительность -8-10 минут.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ  С ДЕТЬМИ                                                          1-й МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель: фиксировать внимание детей на величине предметов; формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Цель:  закреплять умение детей группировать предметы по величине; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.

Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Цель: обратить внимание детей на форму предметов, учить  простейшим приемам установления тождества и различия формы однородных предметов, сопоставлению предмета с образцом, ориентируясь при этом на слова  «такая», «не такая», «разные», «одинаковые»

Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях

Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по форме; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух заданных форм.

 Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех

Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех

Цель: продолжать учить выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме; приучать выполнять задания совместно с другим ребенком.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Размещение палочек двух цветов в стаканчиках соответствующего цвета

Цель: закреплять умение группировать и соотносить по цвету разные предметы.

Соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырех

Цель: учить выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закреплять умение соотносить разные предметы по цвету.

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята»

Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Домики и флажки»

Цель: продолжать формировать представление о том, что один и тот же цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Елочки и грибочки»

Цель: закреплять представление о том, что один и тот же цвет может быть использования для изображения разных предметов.

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Гуси с гусятами»

Цель: продолжать фиксировать внимание детей  характерных цветовых свойствах предметов; учить чередовать объекты по цвету, выбирая три заданных цвета из пяти предложенных.

Изготовление бус

Цель: закреплять умение группировать предметы по  цвету; учить нанизывать бусинки на шнурок.

Группирование и соотнесение предметов по цвету

Цель: закреплять умение группировать однородный предметы и соотносить по цвету разнородные.

Нанизывание больших и малых бусин

Цель: учить чередовать предметы по величине.

Нанизывание бусин разной формы

Цель: учить чередовать предметы по форме.

Нанизывание бусин разного цвета

Цель: учить чередовать предметы по цвету.

        Развитие восприятия тесно переплетается с другим  видами психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Материал  для консультации родителям. Может использоваться для папки - раскладушки....

Мастер – класс для родителей: «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие ег...

Специфика использования дидактических игр для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Данный буклет будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей, которые смогут познакомиться с играми для сенсорного развития своих детей. И что самое важное изготовить данные игры сво...

Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Создание  и организация деятельности детей в сенсомоторном  центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, разви...

Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...