Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Попова Наталия Геннадьевна

Создание  и организация деятельности детей в сенсомоторном  центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, развитию познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_ml_doshk.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Н.Г. Попова,

Киселевский городской округ, Кемеровская область

Для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения сенсомоторное развитие детей было и остается во все времена важным и необходимым.

Сенсомоторное развитие дошкольника - развитие его восприятия,  формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме,  величине),  развитие моторных навыков. 

Периодом интенсивного сенсорного развития ребенка является период  дошкольного детства. Именно от уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность физического, умственного,  эстетического воспитания детей [1, 2].

Формирование сенсорных эталонов начинается в младшем дошкольном возрасте. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, мяч круглый, трава зеленая  и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном  цвета, формы, размера.

У детей  на третьем году жизни  появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым, совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как рисование кистью и карандашом, лепка из пластилина, солёного теста, игры с мозаикой, строительными наборами. [4].

Так как младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсомоторного развития детей,  в младшей группе нашего дошкольного учреждения был создан центр сенсомоторного развития.

В условиях группового помещения детского сада сенсомоторный центр -   адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. 

Сенсомоторный центр предназначен для выполнения ряда  функций:

-развития мелкой моторики;

-стимуляции сенсорных функций;

-создания положительного эмоционального фона;

-активизации мышления,  внимания, восприятия, памяти;

-повышения мотивации к  самостоятельной и  экспериментальной деятельности [6].

При организации сенсомоторного центра выбрано, в первую очередь,  удобное и доступное место расположения в групповом помещении. Уделяется особое внимание подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей [5].  Содержимое центра определяется в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный центр  используется в образовательном процессе: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.

В организации сенсомоторного центра учитывались  такие принципы:

-содержательно – насыщенность;

-доступность;

-безопасность;

-вариативность.

Психологами доказано:  для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой происходит развитие личности. Ведущая деятельность для маленького ребёнка – игра, поэтому особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры [3].

Дидактические игры, размещенные в cенсомоторном центре, для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на  развитие сенсорных способностей, но и на  углубление и обобщение представлений об окружающем мире, о свойствах объектов, а также на активизацию психических процессов. Игры оснащены  дидактическим материалом и соответствуют  возрастным особенностям детей.  Формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.

Играя, все действия дети выполняют  пальчиками. Распределение картинок,  действия с прищепками, пуговицами, рисование манкой способствуют и формированию знаний, и развитию мелкой моторики. Так,  в игре  «Кто, чем питается», дети при помощи прищепки должны соединить животное с тем, что оно ест. Игра направлена на формирование представлений о диких и домашних животных, о том, чем они питаются, способствует развитию мелкой моторики.

В сенсомоторном центре размещены разнообразные дидактические игры на закрепление цвета, формы, величины.

Приведем несколько примеров игр, используемых в сенсомоторном центре группы.

Дидактические игры на закрепление цвета:

- «Листики для зайки». Детям предлагаются осенние листочки желтого, красного, зелёного цвета, герои игры – зайки одеты в одежду соответствующего цвета. Нужно соотнести по цвету одежды зайки осенние листочки;

- «Чайный сервиз». В игре используются кружечки и тарелочки, сделанные из  цветного картона разной  фактуры; необходимо  подобрать по цвету и составить чайную пару;

- «Колёса для машин». Фигуры машин разного цвета, колёса у машин отсутствуют; детям нужно найти колёса для машины, соотнести по цвету;

- «Какого цвета». На белом картоне вырезаны фигуры овощей, фруктов, цветов и пр. Нужно  при помощи цветного картона «раскрасить» картинки, т.е. подобрать нужный цвет;

- «Паровоз». В игре имеются паровозы, вагоны, рисунки железной дороги. Детям нужно расставить на железной дороге паровоз и соответствующие ему по цвету вагоны.

Дидактические игры на закрепление  формы:

-«Платье матрёшки». Фигуры матрешек, их платья украшены узором из геометрических фигур. Дети подбирают по форме цветные геометрические фигуры и накладывают на платья матрешек;

-«Из каких фигур состоит?» Дети должны по рисунку определить, какие геометрические фигуры включены в конструкцию предмета (машины, домика, ракету и пр.);

-«Найди предмет такой же формы». Нужно найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, треугольник).

Дидактические игры на закрепление  величины:

- «Матрёшки». Нужно расставить по порядку фигуры матрёшек;

-«Пирамидки». Собрать пирамидки, кольца которых рассыпаны на столе;

-«Большой – маленький». Имеются фигуры предметов большие и маленькие, нужно составить пары.

 В сенсомоторном центре имеются дидактические игры и упражнения, которые проводятся на фланелеграфе: «Найди предметы такой же формы»,  «Домики гномиков»,  «Домашние и дикие животные», «Фрукты – овощи» и др.  Использование фланелеграфа способствует не только развитию сенсорных способностей, но и  активизации зрительного восприятия.

Для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, пуговицами, шнуровки, лабиринты и пр. Прищепки используются в разных играх: «Дополни предмет» (прищепки разного цвета дополняют недостающие детали в предметах и фигурах, например, лучики у солнышка, хвостик у птички и пр.); «Мамины помощницы» (кукольную одежду нужно при помощи прищепок развешать на верёвку для сушки).  Интересны детям и игры с лентами, ленты разного цвета и размера нужно намотать на специальные деревянные палочки, дети при этом любят соревноваться, кто быстрее и аккуратнее намотает ленту. Использованы в создании игр для развития мелкой моторики крышечки разного размера, они заменяют колёса у машин на картинках, окна-иллюминаторы у ракет, пуговицы на одежде и пр. Дети выбирают крышечки нужного цвета и размера и ловко их закручивают на картинках.

Создание  и организация деятельности детей в сенсомоторном  центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, развитию познавательных процессов: мышления, речи, воображения,  памяти. Играя в  размещенные в данном центре игры, дети получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Игры всегда вызывают радость, создают хорошее настроение. А радость – залог успешного развития каждого ребенка.

Литература:

1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада [Текст]/ Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина  - М.: «Просвещение», 1998.-144 с.

2.  Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников/Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – 14с.

3. Венгер, Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]/ Л.А. Венгер -  М.: «Просвещение», 2008.

4. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детскогосада [Текст]/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: «Просвещение», 2000.-124 с.

5. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст]  / Дошкольное воспитание,  2002. - №12. -  20 - 21с.

6. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику//Дошкольное воспитание.-2005. -№2 –76-78с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ...

Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции.

Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития  детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции....

Презентация "Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции"

Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития  детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции....