Работа семьей в ДОО
материал

Работа семьей в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_semey.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Пути совершенствования партнёрских отношений с семьёй

Условия становления опыта.

Весьма существенно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен коренными изменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

Отношения детей и родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностью друг к другу, так как для большинства людей дети становятся одной из главных ценностей. Однако, это усложняет отношения в современной семье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает как было ранее авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название “детский сад”? Каким же должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой детской душе, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства?

Ученые разработали перечень важнейших требований, которым он должен соответствовать и которые жирной линией проходят через ФГТ:

- сердечно и дружелюбно-настроенные к детям и родителям воспитатели, умеющие заинтересовать и завлечь ребят в различные игры и занятия;

- регулярное чередование активных игр и спокойных занятий;

- поощрение детей;

- безопасное оборудование помещений;

- разнообразие игровых занятий и материалов для них;

- вкусная полноценная пища;

- участие родителей в жизни детского сада;

- предоставление детям возможности выбора вида активности;

- постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Актуальность опыта.

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей.

Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.

Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ работы с детьми, анкетирование их родителей показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания для становления начал личностного развития ребёнка.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?

•        Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;

•        Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;

•        Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:

•        Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;

•        Много неполных семей. В России каждая шестая семья;

•        Многодетные семьи перешли в фактор негативных;

•        Низкая педагогическая культура родителей;

•        Многие семьи за пределом средних по материальному положению;

•        СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне детский сад. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.

Новизна опыта.

Информационно-творческий проект «Пути совершенствования партнёрских отношений с семьёй, вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения» направлен на обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.

Технологические сведения об опыте.

Цель: спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Задачи:

1.Оказать всестороннюю помощь родителям (законным  представителям) и детям в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

2.Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям)

по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

3.Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми,

родителями и педагогами

4. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;

5. Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

6. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

7. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

8. Обобщать опыт семейного воспитания.

Педагогические средства, используемые в опыте работе.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Формы

Цели

Примечание

 

Посещение семьи  ребенка

- установление более тесного  контакта с ребенком и его родителями

- изучение психологического климата семьи

- изучение условий для двигательной активности ребенка

- обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей  в воспитании здорового ребенка

- согласование с родителями удобного для них времени посещения

- определение цели визита

- недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада

2

День открытых дверей

- знакомство родителей с системой работы ДОО и специалистами ее осуществляющими

- привлечение  внимания родителей  к вопросам всестороннего развития ребенка и совместной  деятельности

- оформление приглашений

- проведение  экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей

- показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др.

- после экскурсии и просмотра -  обмен мнениями, ответы на  вопросы, советы, рекомендации.

3

Родительские собрания

- обсуждение  задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год,  в том числе  вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, патриотического воспитания и культуры общения, проблем летнего оздоровительного периода и др.

- могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые

- групповые - проводятся раз в 2-3 месяца

- одно из собраний желательно  посвятить обсуждению семейного опыта

- оформляется приглашение

- продумывается оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.)

- продумываются способы и методы активизации родителей

- тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей  

4

Беседы

- выявление проблем и образовательных потребностей родителей  по вопросам  воспитания ребенка, оказание  своевременной помощи

- могут быть индивидуальные и подгрупповые

- определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь

- лаконичное и значимое для родителей содержание

- побуждение собеседников к высказыванию

- могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации

5

Консультации

- усвоение родителями определенных знаний и умений

- помощь в разрешении проблемных вопросов

- могут быть индивидуальные или подгрупповые  для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка

- система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие  и др.

6

Семинары-практикумы

- приобретение родителями  практических навыков всестороннего развития и воспитания детей

- теоретическое ознакомление с вопросом

- практические выходы из конкретных ситуаций

7

Тренинг (например,  «Общаться с ребенком…Как?»)

- тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.

- совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

- специфическими чертами тренинга являются:

    - нацеленность на психологическую помощь;

    - создание атмосферы доверия и творческой самореализации;

    -раскрытие и открытие новых качеств своей личности

8

Дискуссии

- прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей

- вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы

- выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт

- совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины

- дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон.

- приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум».

- приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами

- важно определить регламент, предлагать родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы

9

Семейные родительскиеклубы:

«Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – дружная семья»

- совместный  поиск оптимальных способов развития ребенка

- объединяет общая проблема

- тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями

- динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие  (зависит от тематики встречи и замысла устроителей)

- может быть организован,  как совместная деятельность педагогов, родителей и детей

- готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок)

10

Школа для родителей «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников»

- вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка

- освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет

- тематика встреч формулируется и запрашивается родителями

11

Педагогический журнал

- оказать родителям  своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания

- способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам

- состоит из 3-6 страниц,

- каждая страница журнала –  краткое сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др.

- родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения

- тема должна быть актуальна для родителей

12

Родительскиевечера

- поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок

- сплочение родительского коллектива

- неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения

- тематика может быть самой разнообразной, например, «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка…Каким я его вижу?» и др.

13

Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья»

- выявление и пропаганда позитивного семейного опыта

- обменопытом семейного воспитания

- «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми

- «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей

- неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения

- возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей

- тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др.

14

Университет педагогических знаний

- вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка

- обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи

- обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания

- предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании

- имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д.

15

Презентация семьи

- обмен опытом семейного воспитания

- презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, « Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.)

16

Анкетированиеродителей

- выявление проблем и образовательных  потребностей родителей  по вопросам  здоровья ребенка, оказание  своевременной помощи

- предполагает жестко фиксированный порядок, содержание форму вопросов ( открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа

17

Родительскиеконференции

- обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании ребенка»)

- помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений

- подготовка выставки  педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, др.

- организация консультаций врача, логопеда, психолога и других специалистов

18

Социально-медико-психолого-педагогическая служба

- создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей

- интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей

- организуются в дошкольных учреждениях, получивших статус Центров развития ребенка

- в компетенции службы — вопросы, требующие комплексного подхода к их решению  (например,  коррекционно-развивающая работа с детьми)

- консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; в случаях отставания в физическом,  интеллектуальном, психическом   развитии детей (могут быть платные и бесплатные)

19

Презентация дошкольного учреждения

- знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов

- информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физической культуре и др.)

- показ фрагментов работы дошкольного учреждения  

20

Педагогический Совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка»,

- привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

- заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования)

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня родительской компетентности;
  • Гармонизация семейных и родительско - детских отношений;
  • Повышение  ответственности  родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада.

Вывод

В результате проведенной работы, опираясь на   диагностические исследования, пришли к следующим результатам:

Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания привели к повышению авторитета родителей в семье, повысили нравственные качества всех участников проекта.

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами способствовали активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей, повышению доверия к педагогам.

Родители помогали организовывать различные мероприятия с участием детей и родителей, помогали в организации совместной работы родителей и детей над проектами и творческими работами, участвовать в различных конкурсных мероприятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

Опыт работы по организации совместной работы семьи и ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".

Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в преодолении дефектов речи", "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!...

Работа с родителями Тема: «Разнообразные формы работы семьи и ДОУ в современных условиях»

В презентации представлены разнообразные формы работы семьи и ДОО в современных условиях...