РОЛЬ ПАЛЬЧИКОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Игровая деятельность является  ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практическими советами по развитию творческих  способностей детей раннего возраста. Работая на протяжении  нескольких лет лет с детьми раннего возраста  заметила, что театральная зона привлекает внимание детей. Мне бы хотелось рассказать о пальчиковом театре. Из  опыта работы  мною было отмечено, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включать его в игру.   Этим взрослый помогает освоить речь персонажей, развивает словарный запас.  Эти маленькие фигурки  развивают мелкую моторику  и подвижность пальцев обеих рук, тактильную чувствительность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Татьяна Владимировна Гордеева,     воспитатель  МДОУ - детский сад 44 «Колокольчик»,   г. Серпухов

Игровая деятельность является  ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практическими советами по развитию творческих  способностей детей раннего возраста. Работая на протяжении  нескольких лет лет с детьми раннего возраста  заметила, что театральная зона привлекает внимание детей. Мне бы хотелось рассказать о пальчиковом театре. Из  опыта работы  мною было отмечено, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включать его в игру.   Этим взрослый помогает освоить речь персонажей, развивает словарный запас.  Эти маленькие фигурки  развивают мелкую моторику  и подвижность пальцев обеих рук, тактильную чувствительность.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. С первых лет жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. С помощью сказок у детей появляется   представление об окружающем мире,  о животных и птицах, о связи человека с природой, о добре и зле (главную роль выполняет мама, а в саду продолжает эту работу воспитатель).

А пальчиковый театр – это  еще уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. 

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть.

        Пальчиковый театр это прежде всего  вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; теннисные шарики на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. На нашей выставке представлены разные виды театра. В нашей группе пользуется большой любовью детей вязанный пальчиковый театр. Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок». Мы систематически пополняем детский театр новыми персонажами. 

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включать его в игру.   Этим взрослый помогает освоить речь персонажей, развивает словарный запас.  Куклы развивают мелкую моторику  и подвижность пальцев обеих рук.

Разыгрывая любимые сказки, потешки, стихотворения, дети раскрепощаются, включается воображение, мышление, внимание, активизируется речь. В результате игр с пальчиковыми куклами формируются пространственные представления, развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сценки, сказки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Своевременное овладение речью имеет важное значение для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка. Для развития выразительной речи необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок смог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. В данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой. 

Театр может стать  другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.

  «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

В пальчиковых театрализованных играх принимают участие все дети группы. Свою работу в этом направлении я строю следующим образом. Сначала я знакомлю детей с   фигурками животных,  разыгрывая  с ними небольшие сценки,  небольшие стихотворения и потешки. Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие), произведения А. Барто («Зайка»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). Постепенно начинаю знакомить детей со сказками. Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней, старательно отвечают на поставленные вопросы по содержанию, разучивают движения кукол. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять- опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит, как кричит Маша: «Ау, ау, ау», дедушка вытянул репку и удивился: «У-у-у», как удивился дед «У-у-у», «У-у-у». Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, как лает собачка «Ав, ав, ав» и т. д.  Важно стимулировать  желание  ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Потом уже сами в свободное время от деятельности дети играют,  без помощи воспитателя.

 В процессе   таких игр  у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря пальчиковой игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Сказочные представления вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста...

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, речь, и произвольность поведения, навыки общения, умение устанавливать со сверстниками...

Статья: «Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста»

 В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразитель...

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во м...

Роль пальчикового театра в развитии детей раннего возраста

Пальчиковый театр- набор фигурок, персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть отдельные куклы , животные, персонажи наших любимых сказок. Пальчиковый театр представляет уникаль...

Консультация "Домашний театр в развитии детей раннего возраста"

В консультации для родителей малышей представлены виды театров с примерами малых фольклорных форм, которые можно изготовить в своей семье для развития речи детей, нравственных качеств и создания благо...