Консультация "Домашний театр в развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

В консультации для родителей малышей представлены виды театров с примерами малых фольклорных форм, которые можно изготовить в своей семье для развития речи детей, нравственных качеств и создания благоприятной атмосферы для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Консультация:

«Домашний театр в развитии детей раннего возраста»

«Родительский клуб»

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Якушева О,В.

Лесосибирск – 2021 г.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального. У ребенка формируются фундаментальные личностные новообразования в том числе эмоции. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка.

Пальчиковый театр, как дидактический материал имеет множество функций:

- стимулирует развитие мелкой моторики;

- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

- развивает воображение, память, мышление и внимание;

- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

- формирует творческие способности и артистические умения;

- знакомит с элементарными математическими понятиями.

Начинать знакомить детей с театрализацией  можно с группы раннего возраста.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые, ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.

Малыши 1-2 лет еще вряд ли смогут стать полноценными участниками спектакля, на первом этапе им лучше отвести роль зрителей. Познакомьте кроху с театральными фигурками: сначала пусть он их просто потрогает и рассмотрит со всех сторон, затем можно надевать персонажей на пальцы (разумеется, поочередно – по-другому такие маленькие детки их просто не воспримут) и разговаривать с ребенком от их имени. Используйте самые простые фразы, например: «Привет! Я собачка Люся. Смотри, как я умею звонко лаять и быстро бегать (демонстрируем). А как тебя зовут? Я хочу с тобой дружить! Давай поиграем в мячик?».
Сначала все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. И хотя ребята являются только зрителями, они все равно запоминают правила и традиции театрального искусства, порядок действий и пр.

Постепенно, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя,   пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития речи.

     Слон          А. Барто

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает! Забодает!

Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Ходит кот по лавочке,

Ловит всех за лапочки.

Топ-топ по лавочке,

Цап-царап за лапочки.

Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)

Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)

Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

Театр может стать другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.

Пример: Наступило утро, выглянуло солнышко, лисичка выбежала на полянку, потянулась, порадовалась новому дню. Мимо нее пробежал ежик. Она окликнула зверька: «Эй, ты почему это не здороваешься?». «Ой, а я забыл. Как же невежливо получилось».

Скакал зайка по лесу, а тут ему навстречу волк, да как зарычит. Зайка испугался и давай бежать от него со всех ног.

Внучка пришла в гости к бабушке. Принесла ее пирожки, а бабуля ее вкусным чаем угостила.

- Спасибо, бабушка, у тебя такие вкусные пирожки и чай! Я тебя так сильно люблю!

Как придумать сюжет: чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки.

Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа. Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается. По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно. По мере того как ребенок будет приобретать опыт сценической игры, постановки усложняйте, вводите чуть большее количество персонажей. На следующем этапе можно инсценировать сказку «Три медведя», в которой будет уже 4 героя, т. е. дошколенок может попробовать сыграть двумя из них, используя обе руки. С каждым разом расширяйте не только персонажей, но и декорации, делая их более детализованными. Так постепенно от русских народных сказок стоит двигаться к уже самостоятельно придуманным историям, т. е. от сюжетной игры переходить к «режиссерской».

Театр игрушек-топотунчиков. Игрушки для этого театра вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста. Такие игрушки имеют подвижные ножки или задние лапки и могут шагать, плясать, прыгать, причем каждый их шаг самостоятельно озвучен. Отсюда и название – «топотунчики».

Театр кукол из варежек и перчаток. Для изготовления кукол для такого театра понадобятся варежки и перчатки, а также разноцветные нити, пуговицы, бусины, вата или поролон. Игрушка из варежки надевается на руку и приходит в движение при повороте руки. Действие развивается на ширме (в этом случае рука спрятана за ширмой) или без ширмы.

Варежка может служить головой персонажу, большой палец варежки – большим или маленьким носом. Дополнительные детали – уши, волосы, косички, рот, глаза, шапочка. Они появляются в связи с выбранным персонажем. Также варежка может служить кукле туловищем. Тогда к варежке пришиваются голова, лапки, крылышки, а большой палец варежки служит кукле хвостиком, который активно действует.

Для такого театра кукол можно использовать перчатки. Как и куклы из варежек, куклы из перчаток тоже могут быть самыми разнообразными по способу их изготовления. Готовая головка пришивается к среднему пальчику перчатки, на границе кисти руки и запястья пришивается хвостик. Глаза и носик – бусины или пуговки, усы – короткие пучки ниточек или мягкая проволока. Перчатка с закрепленной на ней головкой и хвостиком надевается на руку. Средний палец чуть подгибается под ладонь, он управляет головой игрушки, остальные пальчики играют роль лапок.

Театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижная голова, и это может выглядеть даже комично: голова вращается на 360°, шея втягивается и вытягивается на всю длину палочки, на которую прикреплена голова игрушки.

Театр головок. Если надеть на палец кукольную головку, снабдить ее речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки.

Взяв шарик для пинг-понга или кусочек поролона (пенопласта) можно изготовить самую простую театральную куклу, а точнее – головку-куклу. В шарике от пинг-понга прорезаем дырочку для пальца, выравниваем ее изнутри, придавая круглую форму. Ладонь или указательный палец вашей руки станет тельцем куклы, большой и средний пальцы – ее руками. Двигаться, произносить фразы кукла будет с вашей помощью. Кукла может читать, водя носом по строчкам раскрытой книги, и перелистывать страницы. С ней можно поиграть в прятки, она поможет увидеть необычное на прогулках. С ней ребенку не так грустно одному, с куклой можно поговорить, а можно лечь спать.

Театр коробочек. Для этого театра можно использовать различные коробочки. На них наклеиваются лица героев или выдуманные рисунки детей.

Театр плоскостных кукол. Плоскостная кукла из картона. Внизу вырезается два круга для пальцев. Ребенок, двигая пальцами, управляет куклой.

Театр на ножке. К плоскостной кукле из картона приделываем палочку – ножку. Ребенок управляет куклой с помощью этой ножки.

Пальчиковый театр. На каждый пальчик шьется или вяжется отдельная игрушка из ткани. Надевая такие игрушки на пальцы, ребенок самостоятельно играет роль всех героев.

Конусный театр. На сделанный из картона конус приклеивается плоскостная кукла. Надевая конус на пальчик, ребенок управляет куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОГО ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игровая деятельность является  ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практиче...

Речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра...

Роль пальчикового театра в развитии детей раннего возраста

Пальчиковый театр- набор фигурок, персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть отдельные куклы , животные, персонажи наших любимых сказок. Пальчиковый театр представляет уникаль...

Конспект НОД по речевому развитию детей раннего возраста средствами кукольного театра "Теремок"

Тема: «Теремок» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие детей раннего возраста средствами кукольного театра. Возраст детей: 2-3 года...

Коммуникативное и эмоциональное развитие детей раннего возраста через знакомство с кукольным театром

ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и вс...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....