Доклад "Кукольный театр как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста"
материал

Тищенко Анастасия Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Самое важное влияние на психическое развитие ребенка раннего возраста оказывает игра: она не только развивает эмоциональную сферу малыша, но и формирует в сознании ребенка нравственные нормы, правила поведения. Театрализованные игры выполняют особую роль - они являются способом, при котором дети позволяют взрослому руководить игрой, не замечая этого, поскольку их желание поиграть в сказку огромно. Театрализованная деятельность - это источник развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Дети раннего возраста любят заниматься, но они с трудом сосредоточиваются на том, что неинтересно, что их не удивило или не принесло радости. Планируя занятие с детьми, педагогу следует тщательно продумывать, как и чему учить малышей. Кукла или игрушка в руках педагога становится живой и тем самым вызывает неподдельный интерес у детей разного возраста. Кукла может общаться, разговаривать, смеяться, шевелить руками и головой, взаимодействовать с различными предметами. Такие куколки переносят малышей в волшебный сказочный мир. Малыши воспринимают театральных кукол как самостоятельных живых существ, охотно играют и общаются с ними, делятся своими эмоциями. Театральные куклы совершенно необходимы детям с раннего возраста и до самой школы. Кукла или игрушка всегда сможет развеселить малыша (простая и всем известная игра в "прятки" с куклой  вызовет у ребенка восторг и звонкий смех), кукла всегда поможет одеть, накормить малыша или сделать зарядку. Дети всегда охотно выполняют просьбы именно сказочного персонажа. Ближе к трем годам ребенок через куклу начинает приобщаться к творчеству, моделируя знакомый сюжет сказки и свой собственный сказочный мир. Как много значит театр кукол для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы могут всѐ или почти всѐ. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Очень важно, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной. Используя на занятиях кукол, педагоги стараются сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими красками и радостью творчества.

Группа раннего возраста – это первая ступень, оказавшись на которой, малыш соприкасается с социальной действительностью. В этот период вся работа направлена на развитие коммуникативных качеств детей: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, обыгрывать стихотворения. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной деятельности детей. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы.

В нашей группе существует замечательная традиция – проведение досуга. Не хочу сказать, что досуг – целиком и полностью театрализованное представление. Можно сказать, что одной из частей досуга является театрализованное представление, действие в котором обыгрывается с помощью игрушек. Такое представление даёт детям яркие впечатления, учит внимательно следить за сюжетом, побуждает принять активное участие в действии.

Представляя занятия по изобразительной деятельности, хочется рассказать многое, например, занятия по рисованию редко обходятся без использования театра. Прячем мышку от кошки, прячем зайку от лисички, рисуем грибочки для ёжика, рисуем заборчик для дяди Васи и т.д., практически во всех занятиях присутствует одна или две игрушки; в лепке мы с детьми помогаем накормить курочек («Накормим курочку»), или помогаем Маше сделать пирожки для медведя («Пирожок»), а ещё для Маши мы делаем расчёски («Расчёска»), или для доктора делаем витамины в баночке («Витамины в баночке»), а если к нам придёт дед Мороз и попросит помочь ему заснежить наш город, мы ему в этом обязательно поможем («Снег идёт») в занятии «Спрячь мышку» я использую кукол кошку и мышку и т.д. Занятия по конструированию тоже часто начинаются с игры. Сюжет простой, например, нужно построить загон для животных или спрятать зайку от лисы, и мы начинаем строить. Конечно, не всегда у детей получается построить то, что было задумано, но сам факт: дети с удовольствием строят и сажают игрушку на постройку. А на музыкальных занятиях мы с удовольствием танцуем с Мишкой или шагаем с Петушком!

Полученные знания и умения закрепляем дома в совместной деятельности с родителями.

Необходимо сказать, что мало иметь в наличии кукольный театр, мало показывать его детям, важно научить детей играть самостоятельно. Дети с удовольствием надевают куколок на пальчики, на руки. Необходимо давать детям возможность экспериментировать с куклами. Всё это развивает воображение малышей, даёт им радость. Приятно наблюдать за тем, как развивается целая игра при помощи куколок. Вдвойне приятно то, что в игре они используют полученные в детском саду знания и умения.

Практика показала, что используя кукольный театр в работе с малышами, можно достичь положительных результатов по всем направлениям педагогической деятельности и, на выходе получить коммуникабельных, эмоционально-отзывчивых, всесторонне развитых воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста

Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...