ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Кунавина Лариса Юрьевна

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Кунавина Л.Ю.

МКДОУ «Детский сад №9» комбинированного вида, г. Богданович, Свердловская область; воспитатель первой квалификационной категории.

«Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными,  они должны приобретать образование самостоятельными знаниями».

Н.Г. Чернышевский

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

А.И. Герцен писал: «Истины, установленные наукой, не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности».

Современный детский сад уделяет все больше внимания социальному развитию своих воспитанников. На смену традиционному знание - центричному образованию, приходят новые подходы, направленные на развитие субъективности, самостоятельности, творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной самостоятельной познавательной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Осуществлению этих задач в полной мере способствует проектная деятельность детей как одна из современных технологий организации психолого-педагогической работы в ДОУ.

Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником, между детьми, между детьми и родителями, между педагогом и родителями воспитанников.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Очень важно научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.

Каждая тема проекта – это то, что мы узнаем. Сам проект – это то, что мы делаем (продукт). Темы проектов могут быть различными, но более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.

Зачем нужны проекты?

Проекты

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Метод проектов обеспечивает возможность:

- не только передавать воспитанникам сумму знаний, но и развивать способность приобретать их самостоятельно разными путями. Уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач; помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал;

- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.); Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности;

- овладевать исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения;

- в детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей;

- позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые боятся высказывать свое мнение;

- позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

Начиная работу над проектом, используем разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них оказались следующие:

- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему. Такие «провакационные» ситуации помогают педагогу выяснить степень осознанности действий ребенка, ставят ребенка в позицию «обучающего», активизируют имеющийся у детей опыт;

- оформление выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, газеты опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект, также « близко к сердцу».

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. 

В практической деятельности используются разные виды проектов, они классифицируются по разным признакам. По целевой установке (доминирующей деятельности):

  • исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей);
  • информационно-практико-ориентированные: в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы ( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

В ФГОС дошкольного образования говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.  В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги  и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Наши наблюдения показывают, что совместная деятельность детей, педагогов и родителей над познавательными проектами способствовали формированию сплоченности, содружеству между детьми, заинтересованного взаимодействия со взрослыми, основанное на интересе к совершению детьми маленьких личных открытий непознанного, переводе неясных знаний в ясные и конкретные.

Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться, искать решение проблем вместе с родителями.  Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!

В старших группах детского сада большой популярностью пользуются детско-родительские информационно - исследовательские проекты. Информационное исследование предполагает поиск и извлечение интересующей ребенка информации из разных источников, получение ответа на интересующий его вопрос. Первый же успешный опыт самостоятельного поиска и определения ответа на интересующие вопросы побуждает детей продолжить работу с информацией. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.

Детские познавательно-исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и предполагают активное участие семьи. Большая работа была проведена в детском саду при реализации комплексного познавательного проекта «Цветы нашего детского сада».  Реализация этого проекта показала, что интеграция разных видов детской деятельности при сборе информации по данной теме способствовала обогащению, уточнению и закреплению знаний детей о разных цветах, способах ухода за ними, строения цветка, роли цветов в жизни человека. Воспитатели отмечают, что эти знания дети продолжали дополнять, использовать в своих играх. Эта тема отражалась в их рисунках,  конструировании, лепке, аппликациях.

Большое место в детском саду отводится детским творческим проектам. Творческие проекты обычно осуществляются коллективно. Так, в этом учебном году c успехом прошел в детском саду конкурс семейных творческих проектов «Фантазии осени». Родители проявили себя в этом конкурсе с неожиданной стороны. Оказалось, что многие из них любят и могут творить чудеса. Точно феи из сказки, мамы могут использовать самые обычные овощи и фрукты для реализации своих творческих фантазий. Огурец превратить в кактус. Обыкновенную картошку в карету. Дети смогли с изумлением увидеть необычное в обыденном. Разнообразие и обилие фруктово – овощных фантазий вдохновляли детей к творчеству. По итогам конкурса, где все стали победителями рутины, уныния, обыденности, значительно возрос авторитет взрослых.

Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, способствуя развитию личности, мотивации и способностей детей, что является одним  из требований ФГОС дошкольного образования.

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.

Проектная деятельность подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума, что является одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС дошкольного образования).

Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать, развивает познавательную самостоятельность и творческую активность.

Библиографический список

  1. В.Н.Журавлёва. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2015 г.
  2. Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2014 г.
  3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Организация проектной деятельности в детском саду.- М: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  4. Управление дошкольным образовательным учреждением- № 4 - 2004г.
  5. ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мы все прекрасно знаем, что в современном  мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим,  сгла...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,            поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста .

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств р...