Рабочая программа кружка "Радуга дружбы"старший возраст
рабочая программа (старшая группа)

Гордеева Любовь Викторовна

Эта программа содержит материал дл ознакомления детей старшего дошколного возраста с культурой чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh.rabota_raduga_druzhby_starshiy_vozrast.docx89.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 242 «Садко»

Принята  на Совете педагогов МБДОУ ЦРР – детского сада

№ 242 «Садко»

Протокол

 № ___ от ___________

                              Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ЦРР – детского сада № 242 «Садко»

_____________ С.Ю.Новикова Приказ № ____ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования  

по социально - познавательной направленности

«Радуга дружбы»

                       Составили:

Гордеева Л.В.

 Емелькина О.А.

Ульяновск,2018

Содержание программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

Содержание

стр.

Введение

4

I

Целевой раздел

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

7

1.1.2.

Принципы разработки рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной  направленности «Радуга дружбы»

7

1.2.

Предполагаемые результаты реализации рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

8

1.2.1.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

8

1.2.2.

Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

9

II

Содержательный раздел

10

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка.

10

2.2.

Основные формы работы

10

2.3.

Взаимодействие с педагогическим коллективом

10

2.4.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

11

III

Организационный раздел

13

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

13

3.2.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

13

3.3.

Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания рабочей программы дополнительного образования социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

14

3.4.

Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

16

3.5.

Планирование образовательной деятельности в рамках рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

17

Литература                                                                                        

20

Приложение

22

  1. Диагностический инструментарий
  1. Подвижные игры

Введение

Рабочая программа  –  нормативный документ МБДОУ ЦРР –детский сад  № 242 «Садко», определяющий объём, порядок, содержание курса клуба, секции, студии и требования к реализации  содержания дополнительного образования в условиях ДОУ.

Рабочая программа разработана педагогами на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от ____ мая 201__ г. №2/15), Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» и парциальных программ, соответствующего содержания курсу дополнительного образования.

Рабочая программа дополнительного образования обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей воспитанников, приоритетные направления, сложившиеся в практике детского сада и культурно-образовательные традиции.

Сроки реализации:

 (Сентябрь – май).

Участники: воспитанники, посещающие ОУ, педагоги и родители.

Список воспитанников:

Бородин Иван

Борцева Анна

Булатов Никита

Бордюжа Вера

Военков Виталий

Волгужева Дарья

Горбенко Вера

Дуглав Вера

Дашкевич Вадим

Елпуков Дмитрий

Ерукова Виктория

Зайнутдинова Сабина

Коблов Артем

Лобанов Иван

Макарова Анастасия

Мигулкин Владислав

Нестерова Дарья

Никитин Дмитрий

Нянюшкина Виктория

Панфилов Дмитрий

Парамонова Полина

Плешков Глеб

Прошанов Кирилл

Пузанов Дима

Садыкова Аделина

Саприна Карелия

Сгибнева Елизавета

Сидехменов Иван

Соловьева Арина

Султанова Алия

Трунилин Алексей

Трунилин Владимир

Фефелова Валерия

Фунин Лукьян

Чернов Дмитрий

Чертова Александра

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  по познавательной направленности «Радуга дружбы» для  детей от 5 до 6лет направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной психо - физической социализации ребёнка, его всестороннего познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Актуальность:

На современном этапе развития общества выявлено, что народная культура в наши дни значительно подорвана. В законе «О языках» сказано: «Граждане должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков. Забота о сохранении, возрождении и развитии чувашского языка, как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на чувашскую государственность».

Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими всё более становятся педагогические. Чрезвычайно богата и интересна чувашская педагогическая культура, основанная на естественной связи поколений. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Приобщение же подрастающего поколения к прекрасному считалась одной из важных задач воспитания. Так одной из запеведей И.Я.Яковлева - любовь к Родине, родному народу, его культуре, обычаям и языку. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дощкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Детям дошкольного возраста доступно народное творчество.

Существующие ныне программы отводят народному творчеству незначительное внимание, изучение и приобщение к народному творчеству дошкольного возраста в единой педагогической системе планируется так же незначительно. В результате яркий художественный и воспитательный потенциал народной культуры остается невостребованным, хотя современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе: Яркие, оригинальные по форме и содержанию пословицы и поговорки, заклички, считалки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Фольклор уникален тем, что способствует развитию творчества у детей позволяет личности ребёнка раскрыться, способствует развитию умения импровизировать, а как известно импровизация - суть фольклора, где неразрывно связаны музыка, слово, движение.

Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования чувашских календарных праздников. О таких праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада», «В такой день у Бога все равны».

Традиционно каждый календарный праздник - это соборная, т.е. общая организация детско - взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают детей в игровой форме к взрослой жизни.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит Формирование его сознание и отношение к окружающему.

Успех Фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность - это не только знание того, что за чем идет и по каким правилам. Это прежде всего самое серьезное отношение. Чтобы подготовить праздник, нужна большая предварительная работа: выучить песни, стихи, хороводы, пляски, пословицы, поговорки. На любом чувашском фольклорном праздники звучит очень много национальной музыки в исполнение детей и взрослых.

Чувашская песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции у детей. Чувашская песня несет в себе народную мудрость, красоту.

Трудолюбие и выносливость чувашского народа прививалось с детства через подвижные игры. В них имитировали и показывали как выполняется та или иная работа. Например игра «В иголку с ниткой» («Иеппе щипле»), которая отражает труд мастерство - вышивальщиц. Дети встают по кругу, это полотно, а "нитка" догоняет "иголку" вбегая и выбегая из круга, как бы вышивая чудесный узор. Трудно назвать чувашскую игру, которая была бы рассчитана на участие одного ребенка. Большинство игр требует участия большего или меньшего количества детей. Коллективный характер игр, несомненно, объясняется теми педагогическими задачами, которые перед нами ставятся. С помощью игр лучше приучать детей к общению между собой, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Во многих играх встречаются речитативы и песни. Они небольшие, и дети с удовольствием их разучивают и поют. Так игра «Луна или Солнце?» эта игра на испытание физической силы, здесь происходит состязание между командами «солнца» и «луны». Совместные игры детей и взрослых это огромная радость для детей. Такие игры надолго остаются в памяти детей. («Тухья таханмалла»-надень тухью , «Сирелер»/-расходись, «Касримушка», «Лашалла» и многие другие).

Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздников в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что "воспитание лишенное народных корней - бессильно.

Тип программы: 

Общеразвивающая.

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

Цель: Повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области: социально-коммуникативное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта.

Задачи обучения:

I.Образовательная: формирование системы знаний об историческом прошлом и настоящем чувашского народа, его быта и культуры.  
II.Развивающая: развитие познавательного интереса детей через ознакомление с культурой чувашского народа, развитие творческих способностей детей через ознакомление с прикладным искусством чувашского народа.

III.Воспитательная: воспитание любви и уважения к обычаям и традициям своего народа, гордости за свой народ и уважение к людям разной национальности, подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю и ощущению себя частью большого человеческого сообщества.

IV.Организация консультативной помощи родителям по вопросам патриотического воспитания детей.

Структура программы

Первый раздел «История моего народа» посвящен вопросам  истории происхождения чувашского народа, его культуры и обычаев.

Она предусматривает формирование системы знаний у детей старшего дошкольного возраста о прошлом своего народа, его обычаях, традициях. Ставит задачу приобщения детей к культурному наследию своего народа и воспитание любви и уважения к своему народу.

Второй раздел «Культура моего народа» дает возможность познакомиться с бытом, народным творчеством и ремеслами чувашского народа.

Основные задачи воспитания и развития детей по приобщению их к истории и культуре чувашского народа.

  • Вызвать интерес у дошкольников к познанию истории родного края, расселения разных народов на берегах Волги, начиная с древнейших времен. Познакомить с некоторыми особенностями жизни чувашского народа, в каких домах они жили, чем занимались, как одевались.
  • Сформировать более четкие представления детей о чувашском народе, определить последовательность и систему приобщения к их национальной культуре, традициям, обычаям, искусству.
  • Познакомить дошкольников с декоративно-прикладным искусством чувашского народа, применяемыми материалами, техникой их обработки, орнаментами, их цветовым и композиционным строем. Их использование в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву и т.д.
  • Познакомить детей с национальным костюмом народов Чувашии, его составными частями и украшениями.
  • Познакомить детей с национальным устным творчеством /пословицы, поговорки, загадки, легенды, предания/, музыкальным фольклором и музыкальными инструментами, произведениями современных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и искусству разных национальностей своего края, желание ребенка больше узнать о них, овладеть мастерством народных умельцев, творчески использовать мотивы их изделий в своей разнообразной деятельности: рисовании, аппликации, танцевальном, песенном творчестве и праздниках.
  • Сформировать у детей чувство гордости за национальную культуру и искусство, определяющий духовный рост маленького гражданина.

1.1.2.Принципы разработки рабочей программы дополнительного образования по социально-познавательной направленности «Радуга дружбы»

Основные компоненты реализации программы

Принципы реализации программы

Задачи реализации программы

Принцип направленности методики программы на решение во взаимосвязи задач индивидуального характера по познавательному компоненту  и общего развития воспитанника.

Содержание программы

Принципы научной обоснованности и практической применимости мероприятий, направленных на развитие познавательной, активности дошкольников, с подкреплением вышеизложенного научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Методы реализации программы и соответствующие им средства

Принцип развивающего образования, а также средств работы с детьми в зависимости от задач и содержания совместной организованной образовательной деятельности.

Формы организации

Принцип сочетания различных форм работы с детьми в зависимости от задач, содержания и методов совместной организованной образовательной деятельности.

Условия для организации и проведения

Принцип создания необходимых условий для организации и проведения совместной организованной образовательной деятельности.

Участники

Принцип сознательности и активности в процессе взаимодействия педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по повышению познавательной активности детей.

Интеграция  

Принцип комплексности и интегративности через решение воспитательно-образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности по всем образовательным областям.

Результативность

Принцип прочности, осознанности и действенности.

1.2.Предполагаемые результаты реализации рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

 1.2.1.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения рабочей программы дополнительного образования по познавательной направленности «Радуга дружбы»

       Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры рабочей программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

      Целевой ориентир на этапе завершения освоения содержания секционного курса: Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира. Представленный материал способствует формированию:

- интереса к своей малой Родине, к чувашскому народу;

- эмоциональному отношению к изделиям чувашского декоративно-прикладного искусства;

- способности к созданию образов-символов чувашских узоров;

- умению организовывать самостоятельно 5-6 чувашских народных игр;

- представлению, что у чувашского народа есть свои особые праздники, такие как Акатуй, Ниме, Сурхури, Ҫӑварни;

- способности исполнять песни на чувашском языке, обыгрывать чувашские сказки.

1.2.2.Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного образования по позновательной направленности «Радуга дружбы»

Цикличность:

2 раза в учебный год (сентябрь/май)

Содержание:

Содержание рабочей программы дополнительного образования в соответствии с образовательной областью и разделом

Разработчик диагностического инструментария

Примечания

1

2

3

4

1

Социально- Познавательное развитие

Способы определения их результативности: наблюдения.

Основа диагностического комплекса:

(см. приложение №1) 

Основа: оценка эффективности педагогических действий с целью корректировки дальнейшего планирования.


II.Содержательный раздел.

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка. Образовательная область «Познавательное развитие».

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

• о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель образовательной деятельности: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Формирование начал экологической культуры.

Задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста:

•        углублять работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.

•        Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.

•        Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры.

•        Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

•        Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

•        Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

•        Углублять представления детей о множестве, отношении части и целого на основе выделения различных частей множеств, их сравнения и объединения в целое.

•        Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, сравнения чисел.

•        Развивать представления о длине, ширине, высоте предметов.

•        Учить характеризовать особенности знакомых геометрических фигур.

•        Совершенствовать пространственные и временные ориентировки.

•        Продолжать обогащать содержание игр детей. Учить их самостоятельно организовывать игры. Способствовать укреплению детских игровых объединений; совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.

•        Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

•        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

•        Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.

•        Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

•        Развивать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

2.2.Основные формы работы.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми Индивидуальная работа
  2. Диагностические мероприятия
  3. Организация работы с родителями
  4. Организация работы с педагогическим коллективом
  5. Отчетная демонстрационная

Педагогические методы и приемы реализации задач программы

  • Чтение, рассказывание детям литературных произведений и произведений устного народного творчества.
  • Организация бесед с детьми.
  • Рассматривание и беседы по картинам и репродукциям художников, отображающих быт, культуру и традиции чувашского народа.
  • Слушание музыкальных произведений творчества чувашского народа, беседы по их содержанию.
  • Организация детской игровой, изобразительной деятельности.
  • Проведение народных праздников и развлечений.
  • Организация наблюдений, прогулок и экскурсий в городские музеи: Чувашская школа, музе-квартира Яковлева, художественный музей, музей народного творчества и т.д.
  • Организация выставок, мини-музеев в групповых и других образовательных пространствах ДОУ.

2.3.Взаимодействие с педагогическим коллективом

Формы работы

Кратность

Содержание

Консультации

1 раз в месяц

1. Что мы знаем о малой Родине?!

2.Индивидуальный подход к детям на специальных занятиях.

Мастер-класс

1 раз в год

Изготовление дидактических игр по ознакомлению с малой и большой Родиной, с растительным и животным миром родного края.

Презентация

1 раз в год в конце учебного года

Работа кружка «Радуга дружбы»

Открытое занятие

1 раз в год

«Вместе дружная семья»

2.4.Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

Формы работы

Кратность

Содержание

Анкетирование  родителей

1 раз в год в начале учебного года

«Чувашская культура »

Наглядная информация (стенд, папка-передвижка)

1 раз в квартал

1. Просмотр  электронных презентаций  для родителей:  «Чувашская народная культура»

2. «Чувашские народные игры»

Консультации

1 раз в месяц

1. Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

2. Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Мастер-класс

1 раз в год

«Изготовление народных игрушек по мотивам чувашских народных сказок»

Фотовыставка, выставка рисунков, поделок

1 раз в месяц

1. Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

2. «Что мы умеем, чему мы научились»

3. Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Совместное развлечение родителей и детей

1 раз в год

в конце учебного года

«Театрализованное представление»

День открытых дверей

1 раз в год

«Приглашает детский сад!»

                                  Индивидуальная работа с детьми

            Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим и физическим особенностям ребенка.

Содержание  работы

Кратность

Состав детей

В соответствии с перспективно-тематическим планом работы

2 раза в неделю

1.Дети, не посещающие ОД  ввиду болезни.

2.Дети с низким уровнем усвояемости предлагаемого материала

   

       Совместная организованная образовательная деятельность с детьми –

специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков (см. технологические карты ОД  в приложении 4)

Диагностические мероприятия (см. приложение 1)


III.Организационный раздел.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Пространство развития ДОУ

Пространство развития ребёнка

Пространство развития педагогов

Пространство развития родителей

Условия функционирования пространств развития ДОУ:

  • Кадровой и информационное обеспечение;
  • Материально-техническая база, ресурсы;
  • Управляющая система

  • Предметно-развивающая среда;
  • Интеграция специалистов;
  • Образовательное пространство;
  • Дополнительное образовательное пространство;
  • Социальная ситуация развития;
  • Психолого-медико-социальное сопровождение;
  • Детское сообщество.

  • Система стимулирования и мотивации;
  • Мастерство и профессионализм;
  • Сотрудничество и сотворчество;
  • Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплочённость).

  • Включённость семьи в ДОУ (степень интегрированности);
  • Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
  • Взаимоотношения родителей в семье;
  • Стиль воспитания в семье;
  • Родительское сообщество

3.2.Материально-техническое обеспечение рабочей программы дополнительного образования кружка «Радуга дружбы». Развивающая предметно-пространственная среда.

1. Наглядные пособия  

Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.

Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО

Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.

Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.

Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.

Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.

Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.

Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.

Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

2. Изделия чувашского декоративно-прикладного искусства.

3. Дидактические игры.

3.3. Кадровые и методическо-информационные ресурсы реализации содержания программы дополнительного образования в рамках кружка  «Радуга дружбы»

Кадровые ресурсы:

Специалист

МБДОУ № 242 «Садко»

Функция

Область решения поставленных задач

Заведующий

С.Ю. Новикова

Управленческая

  • Разработка и внедрение комплексной системы управления по художественно-эстетическому развитию  детей.
  • Создание нормативно – правовой базы.
  • Создание материальной базы.

Заместитель заведующей по УВР

Л.Г. Иванова

Н.В.Ичанкина

Контрольно-кураторская

  • Разработка методических рекомендаций по проведению с детьми совместной организованной образовательной деятельности.
  • Ознакомление педагогического коллектива с методическими рекомендациями.
  • Осуществление контроля за полнотой и качеством реализации методического комплекса

Медсестра

Контрольно-консультативная

  • Осуществление контроля за санитарным состоянием помещения (согласно СанПиН).
  • Осуществление контроля над самочувствием детей во время совместной организованной образовательной деятельности с использованием тренажеров.
  • Определение плотности совместной организованной образовательной деятельности с использованием тренажеров.
  • Проведение консультативных мероприятий по оформлению паспорта здоровья детей.

Воспитател:

Гордеева Л.В.

Емелькина О.А.

Реализующая

  • Подбор материала
  • Внедрение методических рекомендаций в работу.
  • Проведение мониторинг - исследований.
  • Проведение совместной организованной образовательной деятельности

Методическо- информационные ресурсы:

Интернет – ресурсы

http://nsportal.ru/ (сайт для обмена педагогическим опытом в рамках ВОП)

3.4.Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы».

Финансовые условия реализации рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы» соответствуют требованиям ФГОС ДО (далее — Стандарт). Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка «Радуга дружбы» в соответствии со Стандартом (п. 3.6.1.).

Примерный расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 242 «Садко»  составляется на основании «Письма Министерства образования и науки РФ от 01.02.2013 N 081408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования».


3.5.Планирование  совместной организованной образовательной деятельности в рамках рабочей программы дополнительного образования в рамках кружка

«Радуга дружбы».

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

          ОД  кружка «Радуга дружбы» проводится 1 раз в неделю (с детьми старшей группы – длительностью 25 мин.)

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе

(2 год обучения)

Месяц

Недели

Тема

Кол-во ОД

/мин

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

Я и моя семья. Рассказ о своей семье, именах членов семьи, их занятиях, увлечениях, рассматривание фотографий, семейных альбомов, рисунков.

1/25

4 неделя

1/25

Октябрь

1 неделя

Я и мои предки. Рассказы детей о своих бабушках, дедушках, их родителях, корнях, о месте их рождения, занятиях предков по воспоминаниям родных и близких. Рассматривание сохранившихся фотографий, вещей, созданных ими изделий. Составление генеалогического древа совместно с родителями. Определение своего места в этом древе, осознание себя как продолжателя рода, как важного звена в цепочке поколений.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

Я и язык моих предков. Знакомство детей с национальным устным творчеством/пословицы, поговорки, загадки, сказки/.

1/25

4 неделя

1/25

Ноябрь

1 неделя

Стихи чувашских поэтов М. Сеспеля, К. Иванова, посвященные красоте, звучности, напевности родного языка. Заучивание детьми отобранных педагогами стихов национальных поэтов.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

1/25

4 неделя

1/25

Декабрь

1 неделя

Откуда и когда пришли мои предки на берега Волги. Рассказ воспитателя, чтение легенд, преданий, мифов по сохранившимся источникам. Создание рисунков детьми на эту тему.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

1/25

4 неделя

1/25

Январь

3 неделя

Наши национальные герои. Рассказ воспитателя о национальных героях: Улыпе-батыре, чувашских великанах /алан-гасыре, созданные Инваром, творцом всего хрошего и доброго, как гласит легенда/. Чтение сказок, рассказов, легенд о герое, защитнике своего народа. Рисунки, посвященные национальному богатырю.

1/25

4 неделя

1/25

Февраль

1 неделя

В каких домах жили наши предки. Рассказ педагога о том, как строились города, села, деревни, какие использовались материалы для строительства домов, как украшали свои дома /рассматривание иллюстраций/. Создание рисунков, аппликаций, конструирование домов разного типа из разных материалов и разными способами.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

1/25

4 неделя

1/25

Март

1 неделя

Как одевались наши предки. Рассказ педагога о национальной одежде /женская и мужская/, название ее составных частей, головные уборы, обувь /рассматривание фотографий, репродуктивного материала/. Рассматривание национальных узоров, типов орнаментации, цветового строя, расположения на частях одежды, обуви и т.д. Рисование или аппликация по мотивам национального орнамента на силуэтах национальной одежды, головного убора и т.д. Рассматривание ювелирных изделий в национальном костюме, ознакомление с их названиями.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

1/25

4 неделя

1/25

Апрель

1 неделя

Бабушкины игры, песни, танцы и музыка. Разучивание с детьми народных песен, хороводов, танцев. Ознакомление детей с народными музыкальным инструментом: гуслями /гуслями - самогудами/. Национальные праздники. Национальные игры.

1/25

2 неделя

1/25

3 неделя

1/25

4 неделя

1/25

Май

1 неделя

Бабушкины золотые руки. Рассказ педагога о ручном ткачестве. Ткацкий станок и его использование для изготовления разнообразных тканей из льняных, конопляных нитей для изготовления женской и мужской одежды, а также полотенец, скатертей. Специфика орнаментации узоров. Рисование узоров ткачества, подбор элементов узоров, их окраска.

1/25

2 неделя

Чудо- мастера. Рассказ педагога о резчиках из дерева, мастерах плетения из лыка на основе рассматривания изделий и репродукционного материала.

1/25

3 неделя

Какие кушанья готовили мои прабабушки и бабушки. Приемы приготовления, оформления, посуда. Использование в национальных праздниках.

1/25

4 неделя

Итоговая диагностика

1/25

ИТОГО:                                                                                        36 ОД / 15 часов 00 мин

Структура ОД

Части ОД / длительность

Содержание ООД

Примечание

I Подготовительная

(2 минуты)

Приветствие. Речевая разминка.

II Основная

(19 минут)

Повторение пройденного и введение нового лексического материала. Разминка с использованием подвижных игр. Активизация пройденного, закрепление нового материала.

III Заключительная

(3 минуты)

Закрепление, обмен впечатлениями.

Общая длительность СООД (1 мин)

 Подведение итога

                 

Планирование образовательной деятельности

Учебный план

Студия, с реализацией дополнительных образовательных услуг

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь  

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего занятий

Количество недель/ занятий

Старшая группа

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

36

Календарный учебный график

Содержание

Продолжительность обучение

Начало проведения

Сентябрь 2018г.

Окончание проведения

Май  2019г.

Сроки реализации программы: продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 242 «Садко» г.Ульяновска.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:Мозаика-Синтез,2014.
  4. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru
  5. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  6. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  7. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  8. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  9. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  10. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  11. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  12. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  13. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  14. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  15. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  16. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  17. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
  18. Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Приложение№ 1

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ

ПО ПРОГРАММЕ «РАДУГА ДРУЖБЫ»

Выявление уровней представлений детей о национальной культуре народа.

Беседа с детьми:

1.        Скажи, кто ты по национальности?

2.        Разговариваешь ли ты на своем родном языке?

3.        Разговаривают ли на родном языке твои бабушка и дедушка, родители, братья, сестры?

4.        Знаешь ли ты пословицы, поговорки, сказки, стихи, загадки, песни, танцы своего народа. Расскажи, спой.

5.        Какую одежду носили люди твоей национальности раньше?

6.        Как называются эти предметы /верхняя одежда, головной убор, обувь у мужчин и женщин/, как их украшали?

7.        Какие ты знаешь предметы, выполненные мастерами твоего народа? Из чего они сделаны, как украшены, как их можно отличить от других подобных предметов? Где ты их видел? Есть ли некоторые предметы у вас дома, у ваших родных? Видел ли ты их в музее?

8.        Какие национальные праздники ты знаешь?

9.        Какие национальные кушанья ты знаешь? Перечисли. Готовят ли их твои мама и бабушка? Нравятся ли они тебе?

Высокий уровень.

Ребенок имеет четкие представления о людях разных национальностей, проживающих в их городе, подъезде, доме, в детском саду. Он осознает свою принадлежность к определенной нации, знает родной язык или стремится активно его усвоить. Проявляет устойчивый интерес к национальному фольклору, обычаям, обрядам, знает чувашские сказки, песни, загадки, игры. Ребенок знает предметы мастеров народного искусства, особенности орнаментики одежды, головных уборов, их украшение ювелирными изделиями. Активно участвует при проведении национальных праздников, народных игр, развлечений.

Нормативный уровень.

Ребенок дифференцирует людей по национальному признаку (язык, одежда). Ребенок знает, что он принадлежит к определенной нации, родной язык знает или понимает, когда говорят на нем. С интересом слушает сказки, песни, исполняет танцы своего народа. Перечисляет некоторые предметы декоративно-прикладного искусства и одежды, обуви, головных уборов, национальные кушанья. Принимает участие в праздниках с национальным содержанием. С уважением относится к традициям, искусству чувашского народа, предметам национального быта.

Средний уровень.

Ребенок не может четко дифференцировать людей по национальному признаку, хотя имеет некоторые представления о различиях в одежде, языке и т.д. и проявляет интерес к ним. Ребенок не четко осознает свою национальную принадлежность, не проявляет активного интереса к познанию национально культуры, хотя с удовольствием слушает сказки, песни и т.д. У него небольшой объем представлений о декоративно-прикладном искусстве своего народа. Он перечисляет 2-3 предмета, выделяя их яркость. Нечетко дифференцирует названия одежды, обуви, головных уборов, национальных кушаний. Участвует в праздниках и других мероприятиях с национальным содержанием.

Низкий уровень.

Ребенок слабо представляет, что люди различаются по национальному признаку. Он не осознает свою национальную принадлежность, не проявляет интереса к познанию национальной культуры. Не знает песен, танцев, сказок, игр своего народа, хотя с удовольствием слушает национальный фольклор и играет в игры. На большинство вопросов отвечает отрицательно.