Солнце
материал

Федоренкова Ирина Васильевна

Блок занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_zanyatiy_solntse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Блок занятий «Солнце»

(«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»)

Содержание

Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля — планета жизни. Солнце— источник света. Солнечный лучик. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни . (растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце-кхудожнмк»

.' (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные), их особенности. Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, растения, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями (с точки зрения их обеспеченности светом и теплом). Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота закатов и восходов Солнца, радуги; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.

Методические рекомендации по проведению занятий Тема «Солнце и я»

Цель. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека.

Наблюдения на прогулке

В течение нескольких дней во время прогулок обращайте внимание детей на солнце. Какая погода — солнечная или пасмурная? Какое солнышко сегодня — яркое, на него нельзя смотреть, или скрыто в дымке? На что оно похоже? Какое настроение у детей в солнечную погоду и в пасмурную? Одинакового ли цвета I, деревья, здания при разном освещении? Согревает ли нас солнце? Где оно высоко на небе или низко?

■ Когда мы говорим, что солнце стоит высоко, а когда — низко? На одном ли месте находится Солнце в течение дня? В каких местах двора солнце бывает дольше всего в разное время года? Пусть дети найдут наиболее затененные и наиболее освещенные участки. Почему в этих местах обычно бывает тень? Обращайте внимание детей на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения хорошо проводить периодически в сравнении в разные времена года.

Литература

/. Прочитайте и обсудите с детьми словацкую сказку « У солнышка в гостях».

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

Куда это солнышко девалось? — говорят.— Нужно его поскорее на небо вернуть.

Где лее вы его найдете? — закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?

Знать-то мы не знаем, а кого встретим - того спросим,— ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зернышко, в сумочке - маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спинке - хатка стоит.

Остановились цыплята и спрашивают:

Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко .живет?

Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

i IА сорока ждать не стала, пока к пей цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:

—Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.

Ия пойду с вами! Ия пойду с вами! Ия пойду с вами!

А ты знаешь, где солнышко живет?

Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству за межой .живет! — затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

Заяц, заяц,— запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.

Я-то не знаю, но вот моя соседка утка — та, наверно, знает: она около ручья в камышах живет. Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.

Эй, соседка, ты дома или пет? — крикнул заяц.

Дома, дома! — закрякала утка.— Все никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было.

А мы как раз солнышко идем

искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц,- Не знаешь ли, где оно .живет?

Я-то пе знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет - он знает.

Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А емс сидел под буком и дремал.

У- Ежик, ежик,— хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка,- ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было па небе, уж не захворало ли?

Подумал еж и говорит:

Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе - большое облако. Над облаком -серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!

Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они па макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

Месяц, месяц,- закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж,— покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привел их месяц прямо к воротам солпцева дома, а в доме темно, света пет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:

Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!

Кто под окошком кричит? - спросило солнышко.— Кто мне спать мешает?

Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еле. Пришли тебя будить - утро настало.

Ох, ох!..— застонало солнышко.—Да как мне па небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три ■' дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не смогу...

Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать.

А сорока — полотенцем вытирать.

А еж давай колючей щетинкой начищать.

А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо — чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, па солнышке греются.

Кто не верит, пусть посмотрит — бегают по двору цыплята или нет?

Обсулсдение сказки. Попросите детей рассказать, для чего героям сказки так необходимо солнышко, почему они к нему хорошо относятся. Обратите внимание на слова «и всюду стало светло и тепло».

Прочитайте стихотворение и предложите детям объяснить, почему нельзя будить солнышко и что значит «весь день оно трудилось»?

Ю. Марцинкявичус Солнце отдыхает Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало — принялось за дело:

Обошло всю землю . ^ И устало —

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость,

Не буди,

У солнца сон — минуты,

Не шуми,

Весь день оно трудилось.

Прочитайте и обсудите с детьми стихотворение К. Чуковского «Краденое солн1{е».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ »

Сформировать  представление о солнце, как о  раскаленном  небесном телешарообразной формы, которое является источником тепла и света для всегоживого на Земле...

Лето, солнце, игра! Рисунок "На солнце играя, соблюдаем правила"

А наши "солнечные зайчики" очень любят играть на улице как можно дольше, когда щечки щекочут яркие лучики солнышка. ... Проще говоря - мы должны соблюдать правила...

Сценарий праздника "Мама нас ласкает, солнце согревает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11084466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        Ведущий:...

Солнце, солнце, загляни в оконце

материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп...

Сценарий развлечения, посвящённого Международному дню солнца для детей младшей группы «Порадуемся Солнцу»

Познакомить детей с праздником солнца; создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу....

Тематический день" Солнце доброе,солнце злое"

Сегодня у нас в садике прошёл тематический день - "Солнце доброе, солнце злое". С воспитанниками были проведены беседы , слушали чтение произведений, рисовали. В ходе беседы, у детей закрепи...