Агрессия у дошкольников. Материалы для педагогов и родителей.
консультация

Крюкова Ольга Александровна

Конфликт - это неотъемлемая часть жизни в обществе. Зачастую люди не находят общего решения, происходит столкновение интересов и ... каждый выходит из этой ситуации по-разному. Конфликты встречаются и в детском коллективе. В силу своего возраста дошкольники не всегда могут рационально мыслить и регулировать своё поведение. Поэтому иногда столкновение интересов решается агрессивной реакцией. Неоднократная агрессивная реакция может привести к "навешиванию ярлыков" в коллективе сверстников, а также к отвержению такого ребенка. Как защитить ребенка от агрессии? Как помочь ему справиться с этим неконтролируемым состоянием? Откуда берётся агрессия и какой должна быть стратегия, чтобы остановить эту реакцию? Ниже представлены материалы для педагогов и родителей, которые могут ответить на эти вопросы. Удачи Вам и Миролюбия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивные дети:

 Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессия – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе.

Виды агрессии:

          Вербальная агрессия (ВА)

Косвенная ВА - обвинение или угрозы сверстнику. Это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

Прямая ВА - оскорбления и словесные формы унижения другого (дразнилки и оскорбления).

           Физическая агрессия (ФА)

Косвенная ФА - принесение какого-либо материального ущерба другому через физические действия (разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей).

Прямая ФА - нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия –нападение (драка).

Провоцирующие ситуации:

  • привлечение к себе внимания сверстников,
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство,
  • защита и месть,
  • стремление быть главным,
  • стремление получить желанный предмет.

Стили воспитания в семье:

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ (для жизни малыша созданы комфортные условия, где родители общаются с ним, любят его и всегда готовы прийти ему на помощь) 🢣 ребенок растет доброжелательным, инициативным, общительным, уверенным в себе 🢣 негативное эмоциональное напряжение не создаётся, нет накопления гнева, требующее выхода в виде агрессивных реакций на действия окружающих.

АВТОРИТАРНАЯ СЕМЬЯ или СЕМЬЯ, ГДЕ ПРИСУТСТВУЕТ ЖЕСТОКОСТЬ (воспитательный процесс сводится к предъявлению ребенку завышенных требований, к постоянному контролю и жестким наказаниям за любую провинность) 🢣 ребенок станет плаксивым, непослушным и агрессивным. Агрессия взрослых по отношению друг к другу и к ребенку, будут являться для малыша образцом поведения в обществе.

Поэтому у агрессивных родителей часто бывают агрессивные дети.

РЕБЁНОК - «КУМИР СЕМЬИ» (все их воспитание и общение сводится к угадыванию желаний, к потаканию всех капризов ребенка, к восхищению его мнимыми успехами) 🢣 повышенная требовательность, стремление к лидерству при не достаточном упорстве 🢣 не получив такого же одобрения своих действий со стороны сверстников, как со стороны родителей, такие дети стараются завоевать свое лидерство посредством кулаков и других агрессивных действий.

Причины агрессии детей

«Семейные причины»

  • нежеланные дети, непринятие детей родителями,
  • враждебность со стороны родителей
  • разрушение связей в семье (развод, смерть кого-то близкого)
  • навешивание ярлыков на личность
  • гиперопека или гипоопека
  • избыток или недостаток внимания
  • запрет на физическую активность
  • конфликты в семье при ребенке

«Внешние причины»

  • плохое самочувствие, переутомление
  • влияние продуктов питания
  • влияние шума, температуры, тесноты
  • погодные явления

                  «Личные причины»

  • подсознательное ожидание опасности
  • повышенная тревожность, страхи
  • неуверенность в себе и своей безопасности
  • агрессия как форма протеста взрослому
  • личный отрицательный опыт
  • агрессия, как привлечение внимания
  • эмоциональная нестабильность
  • подавленное чувство вины
  • низкая самооценка, недовольство собой
  • стремление к лидерству при отсутствии возможности реализовать это стремление
  • желание мести
  • повышенная раздражительность

Тип темперамента и склонность к агрессиям

Меланхолики

Агрессия может быть направлена не на других, а на себя.

Флегматики

Не склонны к агрессии.

Сангвиники

Агрессия только при необходимости, как самозащита.

Холерики

В силу своей вспыльчивости и неуравновешенности склонны к агрессии. Раздражительны, вспыльчивы,  их очень легко вывести из терпения. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам и вспышкам ярости.

Тактика взрослого при агрессивной реакции ребенка

  1. Если ребенок кричит, бросается на Вас или окружающих с кулаками в общественном месте – обнимите его, прижмите к себе и уведите от посторонних глаз в место, где он сможет успокоиться.
  2. Поговорить с ребенком и сказать о том, что Вы очень огорчены этой ситуацией.
  3. Измените реакцию на агрессивное поведение - запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Сместите агрессию на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага.
  4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

ИГРЫ на отреагирование агрессивного поведения

«Рубка дров», «Силачи», «Толкалки», «Головомяч»,

«Обзывалки», «Два барана», «Бумажные мячи» или «Вышибалы», «Дракон кусает свой хвост», «Тух-тиби-дух»

Подготовила:

Крюкова Ольга Александровна, педагог-психолог

Рекомендации

педагогам и родителям

🕮

Агрессивные дети.

Виды агрессии.

bullies-are-hiding-fkh

Как поступить по отношению к детской агрессивности?

Детский сад «Родничок»

2019г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Коррекция агрессивного поведения у дошкольников» Подготовила: Крюкова О.А., педагог-психолог

Слайд 2

Портрет агрессивного ребёнка

Слайд 3

Понимание агрессивности старшими дошкольниками Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей 1. Каких людей ты считаешь агрессивными? Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (63% мальчиков, 80% девочек) 2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым? “Начал (а) драться”, “Ударил(а) бы” (83% мальчиков, 27% девочек), “Обрызгала, испачкала бы” (36 % девочек) “Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)” (83% мальчиков, 40% девочек), “Позвала бы на помощь знакомых” (50% девочек) 3. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)? “Стал(а) бы драться” (92% мальчиков, 54% девочек), “Убежала бы” (36% девочек) “Ушел(ла) бы, убежал(а)” (83% мальчиков, 50% девочек) 4. Считаешь ли ты себя агрессивным? “Нет” — 88% мальчиков, 54 % девочек “Да” - 12% мальчиков, 46% девочек “Нет” 92% мальчиков, 100 % девочек. “Да” — 8% мальчиков

Слайд 4

Рисунки агрессивных детей Лиза, 6 лет: “Мой папа пошел в налоговую полицию” Алеша, 6 лет: “Это я. Главное— большая голова и большой рот. Я говорю: Бабушка, быстро купи мне машинку!” Жора, 6 лет: “Это я. Бандиты хотели побить меня, а я им как дам! И еще раз, и еще раз. Я ведь на каратэ хожу. Пусть только полезут еще”.

Слайд 5

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка “Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как на до вести себя в определенных ситуациях Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Слайд 6

Как помочь агрессивному ребенку Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева (порвать или скомкать бумагу, «мешочек криков», поколотить подушку, спец.игры и т.д. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева (объяснение, учить просить, обращаться и т.д.) Формирование способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д. (коммуникативные игры)

Слайд 8

Игры для снижения агрессивных реакций у детей дошкольного возраста

Слайд 9

Обзывалки Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Инструкция : “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!” Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Слайд 10

Два барана Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Инструкция: Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: « Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.

Слайд 11

Доброе животное Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

Слайд 12

Попроси игрушку Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник ( участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: « Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: « Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Слайд 13

Прогулка Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый (“турист”) и ведущий (“компас”). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с “компасом” на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Слайд 14

Рубка дров Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. Скажите следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!” Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Слайд 15

Бумажные мячи Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились! Внимание! Начали!” Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп!”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”. Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Слайд 16

Дракон Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — “голова”, последний — “хвост”. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона неразрывно. Как только “голова” схватила “хвост”, она становится “хвостом”. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Слайд 17

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

  1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребёнка были безобидными, незначительными или очевидными.
  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка («Ты воспитанный человек, но сейчас ведёшь себя грубо / переступаешь допустимую черту» , «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).
  3. Контроль взрослым собственных негативных эмоций – это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнёрские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет взрослого.
  4. Снижение напряжения ситуации. Нередко взрослые используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные  интонации, сарказм, насмешки, демонстрацию власти («Будет так, как я скажу, понятно?»), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жёсткие требования, давление, втягивание в конфликт друзей и родителей ребёнка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения («Все вы одинаковые», «Опять ты», «Ты как всегда»), придирки, передразнивание и др. Внимание! Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесёт гораздо больше вреда.
  5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке (т.е.действиях) и его негативных последствиях для окружающих и самого ребёнка.
  6. Сохранение положительной репутации ребёнка. Для ребёнка самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребёнка («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), предложив компромисс и не требуя подчинения, но не распространяя это на личное общение.
  7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Вместо ответного агрессивного поведения попробуйте использовать следующие приёмы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребёнка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)

Памятки для родителей по правовому воспитанию....

материалы для педагогов и родителей

Консультации по теме "Капризы и упрямство"...

Материалы для педагогов и родителей

Мастер - класс "Использование техник, технологий, тренинговых упражнений в работе с родителями"Презентация к выступлению по теме "Использование техник, технологий, тренинговых упражнени...

Методические материалы для педагогов и родителей "LEGO и речь"

Методические материалы будут полезны для педагогов и родителей...