ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
рабочая программа (средняя группа)
Программа кружковой работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир “Детское экспериментирование”.
Цель программы:
Развивать поисково-познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Формировать у детей диалектическое мышление. Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде.
3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.
4. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение света).
Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• “Познавательное развитие, т. е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим по основной программе развития
• “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;
• “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;
• Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут.
Занятия организуются на принципах:
• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
• доступности предлагаемого материала;
• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
• вариативности и проблемности;
• взаимодействия с семьей.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Так же дети должны к концу года:
1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
Методическое обеспечение программы.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
• мотивация,
• подготовительная беседа,
• практическое (экспериментальное) задание,
• анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
• “Тонет – не тонет”,
• “Хотела галка пить. ”,
• “Мыльные пузыри”,
• “Сделаем растворы”,
• “В какой воде легче плавать?”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизации на дошкольном уровне. Когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
Перспективный план:
№ | Тема занятия | месяц |
1. | Группировка объектов по функциональным признакам: 1. Для чего необходима обувь 2.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.). 3. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 4. Повторение пройденного материала. Подведение итогов. | Октябрь |
2. | О материалах: глина, дерево
| Ноябрь |
3. | 1. Игра – драматизация «История бумаги». 2. Сказочные превращения. 3. Эксперименты с бумагой «Волшебная бумага». | Декабрь |
4. | 1. Познавательная беседа «Что такое магнит?» 2. Игра – эксперимент «Испытание магнита». 3. Рисуем с помощью магнита 4. Почему не вся рыбка ловится | Январь |
5. | Природных явления 1.Игра «Времена года» 2.Эксперимент «Явления погоды» 3. Объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд;(исследовательская работа) 4. Игры с цветными льдинками. | Февраль |
6. | 1. Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.) 2. Нос, рот (игры на восприятия вкуса и запаха.) 3. Уши, руки, ноги. (что мы можем и чего не можем без наших помощников). | Март |
7. | 1. О мире растений (овощи, фрукты, цветы) 2. Условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло) 3. Знакомство с семенами цветов и овощей. 4. Посев цветов, посадка лука. | Апрель |
8. | 1.Встреча с Почемучкой «Ответы на интересующие вопросы». 2. Экскурсия в парк «Деревья наших лесов» 3. Итоговое занятие | Май |
Литература:
• «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 4-5 лет на экологической тропе» С. В. Машкова.
• «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.
• «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина.
Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы
__________ Тангатарова Э.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
Руководитель: воспитатель
Арсланбекова Эльвира Аксановна
Специальность: воспитатель детей
дошкольного возраста
Образование: высшее педагогическое
Педагогический стаж: 7 лет
Телефон: 8-962-524-85-36
Эл. почта: ella-elvirochka-elvira@mail.ru
Принято на педагогическом совете ДОУ
Протокол № __ от «___»________2018 г.
Туймазы, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/20/picture-1071713-1540012267.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1177110-1571396284.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» - «Счастливый английский»
Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» («Счастливый английский»)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1283594-1605642730.jpg)
«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию
Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-4 года на 2020-2021 учебный год
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/03/picture-1155494-1646327746.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312463-1612618854.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет
Цель- формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"
Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...