ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»
рабочая программа (средняя группа)

Арсланбекова Эльвира Аксановна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир “Детское экспериментирование”.

Цель программы:

Развивать поисково-познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Формировать у детей диалектическое мышление. Способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде.

3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.

4. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

• знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

• развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение света).

Программа предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

• “Познавательное развитие, т. е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим по основной программе развития

• “Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;

• “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;

• Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут.

Занятия организуются на принципах:

• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

• доступности предлагаемого материала;

• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

• вариативности и проблемности;

• взаимодействия с семьей.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Так же дети должны к концу года:

1) активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);

2) группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).

Методическое обеспечение программы.

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

• мотивация,

• подготовительная беседа,

• практическое (экспериментальное) задание,

• анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры

• “Тонет – не тонет”,

• “Хотела галка пить. ”,

• “Мыльные пузыри”,

• “Сделаем растворы”,

• “В какой воде легче плавать?”

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизации на дошкольном уровне. Когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Перспективный план:

 

Тема занятия

месяц

1.

Группировка объектов по функциональным признакам:

1. Для чего необходима обувь

2.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).

3. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

4. Повторение пройденного материала. Подведение итогов.

Октябрь

2.

О материалах: глина, дерево

  1. Металл, стекло.
  2. Резина, пластмасса.
  3. Повторение пройденного материала. Подведение итогов.

Ноябрь

3.

1. Игра – драматизация «История бумаги».

2. Сказочные превращения.

3. Эксперименты с бумагой «Волшебная бумага».

Декабрь

4.

1. Познавательная беседа «Что такое магнит?»

2. Игра – эксперимент «Испытание магнита».

3. Рисуем с помощью магнита

4. Почему не вся рыбка ловится

Январь

5.

Природных явления

1.Игра  «Времена года»

2.Эксперимент «Явления погоды»

3. Объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд;(исследовательская работа)

4. Игры с цветными льдинками.

Февраль

6.

1. Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)

2. Нос, рот  (игры на восприятия вкуса и запаха.)

3. Уши, руки, ноги. (что мы можем и чего не можем без наших помощников).

Март

7.

1. О мире растений (овощи, фрукты, цветы)

2. Условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло)

3. Знакомство с семенами цветов и овощей.

4. Посев цветов, посадка лука.

Апрель

8.

1.Встреча с Почемучкой «Ответы на интересующие вопросы».

2. Экскурсия в парк  «Деревья наших лесов»

3. Итоговое занятие

Май

Литература:

• «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 4-5 лет на экологической тропе» С. В. Машкова.

• «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.

• «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина.

Утверждаю

Заведующий МАДОУ детский сад № 13 г. Туймазы

__________ Тангатарова Э.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

              Руководитель: воспитатель

              Арсланбекова Эльвира Аксановна

             Специальность: воспитатель детей  

             дошкольного возраста

             Образование: высшее педагогическое

             Педагогический  стаж: 7 лет

             Телефон: 8-962-524-85-36

             Эл. почта: ella-elvirochka-elvira@mail.ru

             Принято на педагогическом совете ДОУ

             Протокол № __ от «___»________2018 г.

Туймазы, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» - «Счастливый английский»

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» («Счастливый английский»)...

«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию

Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-4 года на 2020-2021 учебный год

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)

Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...

Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет

Цель- формирование  у  старших  дошкольников  интереса к  техническим  видам  творчества  и  развитие конструктивного  мышления  средствами робот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"

Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...