конспект по гражданско-патриотическому воспитанию "Уроки мужества"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кыкина Елена Николаевна

Уроки мужества для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок мужества28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет

Тема: Уроки мужества

Цель.

1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о памятниках нашего города, посвященных Великой Отечественной  войне.

Задачи.

Уточнение знаний об истории Великой Отечественной войны, о памятниках и героических людях.

Воспитание уважения к героям войны, гордости за свой народ, любви к Родине.

Обучение составлению коротких рассказов по памяти.

Предшествующая работа.

Экскурсия по памятным местам города с родителями, беседы о Родине, о городе Нижневартовске, заучивание стихотворений о войне, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций, чтение произведений на военную тематику.

Оборудование: слайдовая презентация по памятникам нашего города, экспонаты музея, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, письмо.

Место проведения. Уголок боевой славы ДОУ

Воспитатель: Дети входят в помещение под звучащую фоном песню «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедев – Кумач.

Воспитатель: Через несколько дней вся наша страна будет отмечать 74 года Великой победы.

Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты. Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:

- Вставай страна огромная

- Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой.

Просмотр клипа-фильма «Ангелы войны»

Воспитатель: ребята, мы посмотрели очень тяжелые эмоциональные кадры. Скажите, пожалуйста, о чем этот фильм? Какие чувства вы испытывали, когда смотрели? Что такое война, хорошо это или плохо? Чем плохо?

Ответы детей.

 Обратили внимание на те, слова мамы, которая кричала своему сыну, чтобы он не забывал как его зовут, откуда он, что его Родина-Советский союз? Во времена великой отечественной войны наша страна по размерам была очень большая и называлась Советский Союз. Вот и просила мам своего сына не забыть, откуда он родом, где  его Родина. Родина – это слово свято для каждого человека «Родина наша – солнышка краше», - гласит русская пословица. А как вы понимаете, что такое Родина? Для каждого из вас, что означает понятие- Родина?

Дети отвечают

Ребенок: «Утром солнышко встает, всех на улицу зовет. Выхожу из дома я, «Здравствую улица моя!»

Я пою и в вышине подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути;

«Ты скорей, дружок, расти!»

Отвечаю травам я, отвечаю ветрам я, отвечаю солнцу я

«Здравствуй Родина моя!»

Воспитатель: Народ бережет свою Родину, защищая её от врагов и захватчиков. Зорко охраняют границы своей Родины солдаты. Назовите, какие рода войск стоят на страже Родины (военно-воздушные силы, военно-морской флот, пехотные, ракетные).

Воспитатель: Назовите слова - определения, характеризующие русского солдата. Солдат, он какой?

Дети:  храбрый, сильный, отважный, мужественный, выносливый, смелый, ответственный, настойчивый.

Воспитатель: Вы верно подметили характерные черты солдата. В трудные минуты он всегда готов отдать свою жизнь за любимую Родину, свой народ и люди помнят этих героев. Они ставят им памятники, воспевают в стихах, песнях. Сегодня я приглашаю вас пройти по памятным местам родного города, где стоят обелиски и памятники нашим солдатам.

(стук в дверь).

Почтальон  принес посылку. В посылке -письмо и фотографии.

Воспитатель читает «Здравствуйте дорогие ребята детского сада №56 «Северяночка», мы дошкольники города Волгограда хотели бы рассказать вам о своем родном городе. Наш город расположен на берегу реки Волга. В годы войны он был почти полностью разрушен. В городе велись ожесточенные бои. Бой велся за каждую улицу, за каждый дом. Наши солдаты проявили невероятные чудеса храбрости и мужества. Когда после войны город отстраивали заново, волгоградцы не забыли подвигов солдат и оставили нам память о них. В нашем городе много памятников, посвященных доблести русских воинов. Но самым главным является архитектурный комплекс, расположенный на Мамаевом кургане. Там очень много разных памятников, но самый величественный стоит на вершине кургана и олицетворяет нашу Родину. Называется он «Родина-мать» (показать фото) Она стоит с поднятым мечом и призывает народ защищать свою родную землю. Мы знаем, что в вашем городе не было боевых сражений. Расскажите есть ли у вас памятники, посвященные мужеству и доблести воинов. С нетерпением ждем ответа».

Воспитатель: показывает фотографии и рассказывает - «Город – герой Волгоград», такое название он получил за героизм и мужество его защитников. Всех героев не назвать поимённо, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, в их честь зажигают вечный огонь. Во время войны город Волгоград назывался Сталинградом.

Каждый приближал победу, как мог. И везде с взрослыми рядом были дети. Дети Сталинграда, были первыми помощниками в госпиталях, Они носили воду, стирали бинты (потому что бинтов не хватало для раненых), помогали раненым: пели им песни, читали книги, одевали и другое.

Показ фото

Дети читают стихи.

Под Сталинградом шли бои

Герои не сдавались

Потери были велики

Солдаты кровью истекали.

 

Врачей так мало, места нет

А раненых все больше, больше

И каждый полон лазарет

Казалось, сил не хватит больше.

 

И дед с оравою - ребят

Решили очень быстро

Медсёстрам надо помогать

Водой снабдить их чистой!

Не уставали целый день

Носили воду дети.

 Игра - эстафета «Спасение и доставка воды военному отряду» (на детях надеты пилотки и бескозырки, делятся на две команды). Задача донести запасы воды до бойцов отряда своего.

Воспитатель: Бои в Сталинграде, как и в других городах, куда ступала нога захватчиков, шли за каждый квартал, дом, подвал, за каждый метр земли, рождая новых героев. На улицах появились призывы: «Всё для фронта», «Всё для победы». В нашем городе войны не было, мы находились в глубоком тылу, куда благодаря нашим защитникам, не могла дойти нога фашистских захватчиков. Но, много наших земляков ушли на фронт воевать, а те, кто остался, это и дети  и женщины и старики, работали не покладая рук, чтобы обеспечить армию продуктами питания- добывали рыбу, мясо, шили одежду теплую и т.д., без их помощи наши солдаты могли погибнуть от голода и холода.

И у нас в саду есть Уголок Боевой Славы. Обратите внимание на экспонаты, которые здесь находятся. Макеты разрушенных  городов, боле боя, военная техника и обмундирование (одежда) тех времен- гимнастерка, кирзовые сапоги.

Ребята, у нас в городе тоже есть места, хранящие память о воинах-защитниках Давайте расскажем о каждом из этих памятных мест.

Парк Победы. На его территории расположены не только карусели и места для прогулок детей и взрослых, но есть Аллея героев и Бронзовый солдат-памятник погибшему солдату и Вечный огонь.

Воспитатель: Этот памятник вы знаете все. Кому он поставлен? (солдату)

Ребенок: В Парке Победы стоит памятник раненному солдату. В руках у него автомат у подножья памятника вечный огонь. Этот огонь зажгли в честь солдат, которые не вернулись с войны, погибли защищая Родину от врагов.

Ребенок: Эта Аллея Героев, здесь на гранитных плитах указаны имена всех, кто ушел на фронт защищать Родину нашу из города Нижневартовска и района Нижневартовского. Многие уже не вернулись.

Воспитатель; действительно, на гранитных плитах, которые расположены на территории Аллеи героев, указаны имена всех наших земляков, которые уходили на фронт. Даже само название нашего Парка культуры и отдыха носит название в честь Победы. Несколько лет назад на плитах, на которых указаны имена и фамилия героев, были в малом количестве. Но, со временем, родственники погибших и доживших до наших дней участников боевых действий против фашизма, собирали документы и информацию. И, таким образом, увеличилось количество записанных на гранитных плитах имен наших героев-земляков. В наше время создаются такие отряды поисковые, в которые входят  и взрослые и дети. Эти поисковики, как их называют, ведут раскопки по всей территории нашей страны и не только, на местах, где происходили ожесточенные бои наших солдат с армией фашистских захватчиков. И, до сих пор, при таких раскопках находят и не взорвавшиеся боеприпасы, гранаты, оружия, военную технику и, конечно же останки солдат. У каждого солдата с собой находилась капсула в которой был листок с информацией о владельце. Как зовут, номер его, откуда призывался в армию. Со временем эти капсулы и листки частично утрачены и повреждены, но даже по отдельным обрывкам оставшимся можно установить, кому они принадлежали.

 Показ современных жетонов, дети рассматривают экспозиции.

Воспитатель:  в нашем городе не было жестоких сражений, но народ помнит своих героев  и ставит им памятники. К 65-летию Победы 9 мая в Нижневартовске на Аллее почёта авиации появился новый монумент. В ряду с самолётами и вертолётами возвышается памятник лётчикам, воевавшим на легендарном истребителе ЯК-3. Увековечена память пяти лётчиков - героев Великой Отечественной войны, их имена и фотографии высечены на мраморной плите. Это Комозин Павел Михайлович, Фроловский Семён Алексеевич, Михайлов Павел Михайлович, Гашева Руфина Сергеевна и Чечнёва Марина Павловна.

В честь героев войны названы улицы- одна из первых улиц нашего города и сравнительно недавно установленный бюст в честь поэта-героя Муса Джалиля. На мраморных плитах памятника золотом горят слова клятвы Мусы на татарском и русском языках «и перед смертью никому  в угоду не нарушу клятву свою. Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю».

В время войны он был тяжело ранен и взят в плен, заключен в концлагерь, где организовывал побеги советских военнопленных. Для поднятия духа военнопленных он писал стихи, был казнен в  военной тюрьме. Думали, что он предатель, но через бельгийского партизана, заключенного в этой же тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. Посмертно удостоен звания Героя Советского союза.

Кто назовет улицу, на которой находится наш Парк Победы?

Дети: Проспект Победы

Воспитатель: Одна из улиц носит гордое название Проспект Победы. А какая улица названа в честь великого военачальника маршала Советского союза?

Дети: Улица Маршала Жукова.

Воспитатель: Есть в городе улица, названная в честь маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.  Под его руководством советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях разбили фашистов в великой Московской битве. 8 Мая 1945 года он принял капитуляцию фашистской Германии.

Воспитатель: Народ любит своих героев и свято хранит память о них, о славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети проговаривают пословицы и поговорки

Смелость города берет

Жить – Родине служить

За край родной иди бесстрашно в бой

Один в поле не воин.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На смелого собака лает, а труса кусает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой

Воспитатель: Во многих музеях хранятся письма солдат с войны. Солдаты писали  письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на воинскую почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Показ фото писем

Воспитатель: Еще у нас в музее есть форма солдат тех времен, гимнастерки, но в лютый мороз наших солдат спасала теплая шинель. В годы войны она солдат согревала и была даже подушкой. (Ребенок читает стихотворение Е. Благининой «Шинель»)

Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Воспитатель: в память о великом подвиге нашего народа давайте сделаем голубей – символ мира.

/дети делают голубей /

Ребята, давайте мы оставим голубей в музее. Другие дети будут приходить в музей и увидят, каких красивых голубей мы сделали, может быть и им захочется сделать таких же голубей в память о наших героях-земляках, отдавших свою жизнь за то, чтобы на земле был мир, и никогда не было войны.

Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие.

Дети: героизму, мужеству наших земляков, которые отдали жизнь за то, чтобы мы с вами жили счастливо. С. Михалков «Быль для детей».

Слава павшим и живым

От души спасибо им

Не забудем тех героев

Что лежат в земле сырой

Жизнь отдав на поле боя

За народ- за нас с тобой.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию Россия - родина моя

Конспект открытого мероприятияпо гражданско-патриотическому воспитаниюдля детей дошкольного возраста с 6 до 7 летЦель: развитие гражданско-патриотических чувств к Родине через игру, художественное сло...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о гос...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Конспект  по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию

Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...