Родительское собрание во второй младшей группе
материал (младшая группа)

Мороз Оксана Александровна

Презентация и ход сорания во второй младшей группе на тему "Воспитание самостоятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании»

Слайд 2

Сегодня мы расскажем как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание?

Слайд 3

Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

Слайд 4

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.

Слайд 5

В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги, ваши воспитатели. Наши задачи это: сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся; воспитывать уважение к труду; умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.

Слайд 6

Рассмотрим некоторые примеры из жизни: 1.Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”. Вопросы: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?

Слайд 7

2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Вопрос: Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

Слайд 8

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме.

Слайд 9

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Слайд 10

Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Слайд 11

Игра «Клубок умений и навыков» Продолжите предложение: «Мой ребёнок умеет или делает …»

Слайд 12

“Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек.” (Эпиктет – античный философ)



Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Ход родительского собрания:

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.

Давайте попробуем ответить на вопросы:

1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?(Проводится дискуссия. Обсуждение по высказываниям.)

-Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Формируя у  детей самостоятельность и навыки самообслуживания,  мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением

Упражнение «Как быть?» (обсудим):

Цель: дать родителям возможность поделиться своим опытом с другими родителями, выявить ошибки  и  разобрать их.

1.Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать прекращает, как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”. Вопросы: Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?

2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. Вопрос: Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

 Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней учебного года.

Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевают колготы, рубашку, брюки. Однако все не знают, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей, пришедших из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.

Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одеваются, а пришедшие из семьи во время одевания играют, разговаривают, ссорятся, дожидаясь, когда их оденут взрослые. Вот этим детям в первые дни мы и уделили особое внимание.

В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

С первых же дней пребывания детей в детском саду мы стараемся понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.

Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержите вы, уважаемые родители.  Семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.

Как происходит формирование навыков самообслуживания? Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.

При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме. Старайтесь организовать игру так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Одевание кукол, расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями – тоже выход. В совместной с ребенком игре предлагайте ему выполнить то или иное действие.

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Необходимо знать о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняйте, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными. Желательна обувь не на шнурках, а на липучке; не перчатки, а варежки. Одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными; в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье; одежда должна соответствовать размеру ребенка. Все это помогает детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

По мере овладения навыками одевания и раздевания переходим от непосредственной помощи к напоминанию, стараемся делать это ненавязчиво. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорите ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывайте о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорите: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряйте и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорим тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя». Мы стремимся создать в группе обстановку доброжелательности, поощряем взаимопомощь детей, одобряем тех, кто по собственному желанию приходит на помощь товарищам.

Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. Иногда, используйте художественную литературу. Так, заметив, что кое-кто из мальчиков неаккуратно складывает вещи в шкаф, решили прочитать в свободное от занятий время книгу К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент. Так, применяя различные приемы, достигнем к концу года того, что дети в хорошем темпе станут дружно одеваться на прогулку.

Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, внесите новую куклу, Петрушку, который очень хотел научиться правильно, держать ложку, просил показать кукле Степашке, как надо держать ложку.

Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.

Сервируйте стол на белоснежных салфетках, и дети сразу же начнут стараться не испачкать их, не крошить хлеб.

Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

Показывайте, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем предлагайте ребёнку попробовать сделать то же.

Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.

Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Игра «Клубок умений и навыков».

Цель: помочь осознать родителям, что ребёнок умеет, что должен и к чему необходимо стремиться.

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание) ; правая: то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно. Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать самРодители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух. Какие чувства у вас вызывает этот список?Что вы чувствуете, слушая чужие списки?Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.

Дети младшего возраста должны уметь:

1-Мыть руки, засучивая рукава; 2- Мыть лицо, не разбрызгивая воду; 3- Правильно пользоваться мылом; 4-Не мочить одежду; 5-Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности; 6-Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках; 7-Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; 8-Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; 9-Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом; 10-Правильно пользоваться ложкой, салфеткой; 11-Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе. «Успехи детей младшей группы».

Младший возраст – важней период в развитии вашего ребенка, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отно...

Родительское собрание во второй младшей группе «Гармонизация детско-родительских отношений»

Рекомендации для воспитателей и их родителей по преодолению кризиса 3-х лет....

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе. Тема: «Успехи второй младшей группы»

Конспект данного родительского собрания направлен на подведение итогов совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей за пройденный год...

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе № 11 Тема: «Успехи второй младшей группы»

Подведение итогов образовательной деятельности.Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе Родительское собрание во 2 младшей группе № 10

Тема: «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...

Протокол родительского собрания итогового родительского собрания во второй младшей группе: "Чему научились наши дети"

Итоговое родительское собрание итогового родительского собрания во второй младшей группе:"Чему научились наши дети"...

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко» Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений» Форма собрания – круглый стол. Цель: обогащение родителей педагогическими знаниями. Задачи: вовлечь в обсуждение нюансов воспитания, вызвать жел

Родительское собрание во второй младшей группе «Солнышко»Тема: «Гармонизация детско-родительских отношений»Форма собрания – круглый стол.Цель: обогащение родителей педаго...