«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»
статья (младшая группа)

ТатьянаТанаева

Выступление на педагогическом совете по духовно -нравственному воспитанию дошкольников,из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_pedsovet.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

      Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное общество столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников - основа всех основ, матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

      Для нас, работников дошкольного учреждения ,основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «…Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

     Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации сети ИНТЕРНЕТ, анимационные фильмы ,«недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

     Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира.

     Ребенок дошкольного возраста, большую часть времени проводить в детском саду. Поэтому предназначение педагогов в дошкольном учреждении – быть наставником в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

     Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной  конкретностью,  поэтому  они  нуждаются  в  помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных   принципов, постоянном        сопровождении  ребенка,        определяя,  правильно  ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.

При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным        и нравственным критериям, т.е. своим  примером  и  делами  показывать правильность  действий  и поступков по отношению к окружающему миру, людям.  Если дети видят формальное        отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и   могут навредить не меньше, чем     отсутствие стройной     системы  нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо». Для этого мы проводим игры различного характера, например: «Назови ласково», «Поприветствуйте друг друга», «Что хорошо, а что плохо», «Поводырь» , целью которой является, развитие  чувства ответственности за другого человека, воспитание доверительных отношений.

Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стул, кубики, обручи и.т.д.) .Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «здесь стул, обойдём его». Затем дети меняются ролями. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам. Роль «ведущего» сначала беру на себя, затем становлюсь «ведомым», показывая на своем примере порядочность, ответственность, доверие. Вместе с детьми мы читаем стихи о Родине, о природе Родного края, отражаем внутренний мир семьи. Включаем в образовательную деятельность и родителей к выполнению совместных творческих работ; привлекаем к участию в проектной деятельности. По нашей просьбе родители подготовили семейные альбомы и генеалогичекие древа своей семьи. В свободное время мы проводим беседы, используя данные материалы, в ходе которых формируем понятие о семье и родственных отношениях. Вопитываем положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи. Упражняемся в употреблении уменьшительно-ласкательной форме существительных( н-р: «мама-мамочка», «папа-папочка», «братишка», «сестренка» и др.)

Прочитав  сказку, дети дают характеристику героям, если дети затрудняются, то я им помогаю и совместно мы даем  оценку поступкам и образам героев. Играя в сюжетно-ролевые игры, сначала ведущую роль беру на себя, чтобы на своем примере показать способы общения и поведения в разных ситуациях. А также стараюсь ненавязчиво руководить свободной деятельностью детей. Помогаю решать возникшие ссоры, для этого использую «мирилки», учу детей быть добрыми и отзывчивыми друг к другу, делиться игрушками, книгами, «принимать» в игру. 

 Опыт показывает, что неправильное представление у детей о дружбе, о добре, о честности, о справедливости являются причиной частых конфликтов между собой. Поэтому стараюсь прежде всего выяснить, что знают сами дети об отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», «любовь», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Обращаю внимание на каждого  , чтобы мимо его не прошло ни одного серьезного нарушения взаимоотношений. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.

 Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. В процессе общения с родителями, стараюсь находить индивидуальный подход, быть тактичной , вежливой, терпеливой, так же как и с детьми, говорить спокойным, доброжелательным тоном ,  так так это общение происходит на глазах у детей, тем самым показывая детям пример. И к счастью, большинство родителей понимают, что единственно правильный и способ поведения и общения, состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем        общие и групповые родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.

На протяжении всего дня , во время пребывания в детском саду, дети также должны видеть пример положительного, доброжелательного общения педагога с коллегами- помощником воспитателя, вторым воспитателем, музыкальным руководителем, медицинской сестрой, старшим воспитателем, заведующей и другими сотрудниками детского сада. 

Доброжелательность, улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении любого задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка

   В   завершении  выступления, хочу  подвести  итог   сказанному: развивая  в        дошкольном учреждении        основы духовно- нравственного        воспитания        детей,        мы стараемся формировать  в  их характере,  уме,  душе  и  сердце  - доброту, послушание,  скромность,  терпение,  внимание,  дружелюбие, а самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям и быть детям в этом примером!

                                        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Духовно- нравственная культура педагога.как основа развития нравственности у детей.

Духовно нравственное воспитание- проблема комплексная и решить ее можно только сообща, вклучя в этот процесс и родителей и педагогов....

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

обзор опыта работы по нравственно -патриотическому воспитанию...