«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»
статья

Багринцева Татьяна Николаевна

обзор опыта работы по нравственно -патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ix_munitsipalnye_rozhdestvenskie_obrazovatelnye_chteniya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

IX муниципальные Рождественские образовательные чтения,

«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»

Секция 3. «Педагог и наставник: взгляд в будущее».

(Название номинации)

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

(Название доклада)

Багринцева Татьяна Николаевна

МДОУ детский сад №25 «Солнышко» с. Покойное

Название ОО

г. Буденновск

2024 г

Добрый день, уважаемые участники рождественских чтений.

Тема нынешних Рождественских чтений "Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего" актуальна не только для российского государства, но и для мира. Свое выступление хочу начать  со слов, которые в моем понимании являются основой  духовно нравственного воспитания :

«Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…»    

 Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях дошкольного образования. Вызвано это, прежде всего тем, что современное общество столкнулось с проблемой бездуховности, а иногда и циничности в поведении подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди детей и молодежи. Поэтому нравственное воспитание дошкольников - основа всех основ, матрица семейной модели воспитания детей. От того, какой багаж знаний вложил взрослый, педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в будущем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

      Для нас, работников дошкольного учреждения, основным тезисом должны быть слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко: «…Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Поэтому всем нам необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

     Сегодня ребёнок окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации сети ИНТЕРНЕТ, анимационные фильмы, «недетские» мультипликационные фильмы, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

     Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания маленького человека, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Та атмосфера, которая царит в семье, переносится ребенком как модель деятельности и в детском саду; оказывается определяющей в формировании его внутреннего мира.

На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на наш взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников  является девальвация  семейных  ценностей.  Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания  детей  в  условиях  детского сада.  У многих родителей  отсутствует  такое  понятие,  как  «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г. Белинского: «Как много  вокруг  родителей,  и  мало  отцов  и  матерей!».      

Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

По признанию многих педагогов и психологов период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Среди основных проблем в духовно-нравственном воспитании можно выделить не соблюдение исторической преемственности поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. Что же означает духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором  детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.

Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.

От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.

Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной:

Разработана «Стратегия развития воспитания  в  Российской  Федерации на период до 2025 года»

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей».

В соответствии с ФГОС ДО приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

Из психологии мы знаем, что мышление дошколят отличается предельной конкретностью,  поэтому  они  нуждаются  в  помощи взрослых и педагогов для осознания общих моральных   принципов, постоянном        сопровождении  ребенка, определяя,  правильно  ли дети воспринимают основные моральные установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки.

При этом сам педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным        и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям.  Если дети видят формальное        отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и   могут навредить не меньше, чем     отсутствие стройной     системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Такая работа не может ограничится одним днем или краткосрочным проектом.

Работа по воспитанию нравственного человека должна быть основана на традициях ОО и системном подходе в решении задач по воспитанию в ребенке патриота своей страны,

 Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. В процессе общения с родителями, стараюсь находить индивидуальный подход, быть тактичной , вежливой, терпеливой, так же как и с детьми, говорить спокойным, доброжелательным тоном ,  так так это общение происходит на глазах у детей, тем самым показывая детям пример. И к счастью, большинство родителей понимают, что единственно правильный и способ поведения и общения, состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем        общие и групповые родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздники) и многое другое.

Педагог своим примером в поступках, словах, должен отражать образ нравственного, духовного человека.

В МДОУ д\сад 25 «Солнышко» с. Покойного уже десятилетием исчисляются традиционные мероприятия в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания воспитанников. Разработана программа «Растить патриотов», работа по которой принесла свои результаты в виде полюбившихся среди родительской общественности традиционные мероприятия: фестиваль народов Кавказа «Дружинка»,«День Матери Казачки», «Дедова шашка», «Верстание в казачата» и многие другие события, которые отражены в программах и проектах ДОУ.

 Патриотическое воспитание  не будет эффективным, если не подключать в это направление и духовный, религиозный аспект. Традиционные христианские праздники с многообразием обычаев и традиций, это кладезь эстетическое своеобразности и красоты. В своей работе с детьми дошкольного возраста наши педагоги работают, как в рамках ДОУ, так и с привлечением социальных партнеров, родительской общественности.

Согласно выстроенной системе ведется работа с ДК с. Покойного и г. Буденновска по подготовке и проведению мероприятий социальной направленности: «День библиотекаря», «День села» и т.д. Воспитанники совместно с воспитателями и родителями активно участвуют в мастер-классах и выставках организованных отделами культуры.

Наш детский сад посещают дети различных национальностей, поэтому воспитание толлерантного, уважительного отношения к традициям и обычаям других народов ведется через круглые столы, фестивали, вечера встреч. Знакомя ребенка с другими вероисповеданиями, педагог не в коей мере не навязывает ребенку чьи -то ценности и морали, и понимая это родители наших воспитанников дают согласия на посещения храма или участие в православных традиционных мероприятиях (Колядки, Пасха, Рождество, Масленица).

Частым и желанным гостем для детей является наш Батюшка Иоанн. Во время своих посещений он знакомит ребят с историей Христианства, обычаями и традициями различных праздников. Такие рассказы из уст священно служителя воспринимаются детьми совсем иначе, чем со слов педагога. Православие легло в основу отечественной государственности, истории и культуры, которые, в свою очередь, сформировали характер и нравственные качества нашего народа: милосердие, сострадание, стремление помочь ближнему, самопожертвование. Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит весьма примечательная максима: "Русский - значит православный… кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего".
Церковь учит о предназначении человека и смысле его жизни, задает идеал отношений в семье и обществе. Вместо равнодушного отношения к собственной стране и её истории Церковь говорит о необходимости защиты государства, языка и культуры, духовных ценностей народа, заботится о формировании полноценной нравственно ответственной личности, закладывает стремление к созидательному труду и красоте.

Несомненно, что уроки прошлого и обращение к лучшим примерам истории и культуры Отечества могут стать фундаментом для созидания благополучного и процветающего будущего нашего народа.

Поэтому в рамках проводимой работы по воспитанию и укреплению нравственности и духовности встречи проводятся и с кадетами Кодетского казачьего корпуса г. Буденновска, ветеранами ВОВ, спасателями, пожарными и т.д.

Непосредственное общение с людьми чья профессия подразумевает охранять, защищать и спасать не только человеческую жизнь, но и ценность понятий «милосердие», «отвага и честь», «забота и ответственность» и многое другое, что входит в понятие духовно-нравственного патриота.

Возможно кто-нибудь из приглашенных личным примером поможет определиться с будущей профессией или рассказами и поступками станет ориентиром становлении личности ребенка гражданина своей страны.

Используя сетевое взаимодействие, помогает наглядно приобщать ребенка к ценностям своего народа и этическим норма общества. Раскрытие терминов и понятий о воспитании, становлении ребенка в духовности и нравственности, перечисление методов и приемов не может дать полноценного результата в работе. Добиться успеха используя только теорию – нельзя.

Педагог в данном направлении становится не только источником информации, но и наставником. Ведь не зря ещё Сократ говорил, что «главная задача наставника – это пробуждение мощных душевных сил ученика».

Наставник, это проводник в будущее, который должен понимать какие ориентиры он ставит для себя и для своих воспитанников.

Как бы не старался человек он не сможет разжечь «искорку» в душе ребенка, не горя этим сам. Ведь вера, не может быть по принуждению. 

 Педагог должен понимать известные строки:

 «Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.»

не как четверостишье, смысл взаимосвязи между поколениями и донести это до ребенка.

Здесь взяв на себя роль наставника в духовно-нравственном становлении воспитанника, педагог становится наставником и для родителей.

       Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Несомненно, что сегодня, когда мир потрясен волной насилия, жестокости, нравственного беспредела, нашим детям нужны мудрые и благородные наставники не только в лице педагогов, но и родителей. В процессе общения с родителями, стараюсь находить индивидуальный подход, быть тактичной , вежливой, терпеливой, так же как и с детьми, говорить спокойным, доброжелательным тоном ,  так так это общение происходит на глазах у детей, тем самым показывая детям пример. И к счастью, большинство родителей понимают, что единственно правильный и способ поведения и общения, состоит в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Литература:

  1. Акинина, Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание. - М.: Перспектива, 2012г. – 248 с.
  2. Микяева, Н.А. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание. – М.: Сфера, 2013г. – 144 с.
  3. Нищева, Н.В. Растим патриотов России. – М.: Учитель, 2016. – 288 с.
  4. Пантелеева, Н.Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста...

«Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности у детей»

Выступление на педагогическом совете по духовно -нравственному воспитанию дошкольников,из опыта работы....

Консультация для воспитателей "Духовно- нравственная культура педагога.как основа развития нравственности у детей.

Духовно нравственное воспитание- проблема комплексная и решить ее можно только сообща, вклучя в этот процесс и родителей и педагогов....