Деятельность Консультационного центра
материал

Мухьянова Надежда Ильинична

Деятельность Консультационного центра в МАДОУ детский сад № 20 г. Нефтекамск

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность программы  и  методологическое обоснование:

 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка  на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Работа консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для жителей микрорайона.

Открытие консультационного пункта является одним из способов реализации поставленных задач в Программе развития ДОО, обеспечивающее доступное бесплатное консультирование семей, воспитывающих детей и нуждающихся в помощи специалистов дошкольного образования.

 Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав.

Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами, но не все готовы посещать массовые детские сады.

Деятельность консультационного центра муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан регламентируется в соответствии с :

  - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   - Конституцией Российской Федерации;

   - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155;

   - Письмом  Минобрнауки  России  от 31.01.2008 г.  № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»;

 Цель организации консультативного центра в ДОО – оказание методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее – родители (законные представители).

Плата за услуги консультационного центра с родителей (законных представителей) не взимается.

Задачи консультационного центра:

 Основными задачами консультационного центра являются:

  • оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), детей, не посещающих образовательные организации;
  • обеспечение равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО.

Организация деятельности, содержание и основные формы работы консультационного центра

Консультационный центр на базе образовательной организации открывается на основании приказа заведующего ДОО. (приказ)

Консультационный центр работает согласно расписания, утвержденного заведующим ДОО, и строится на основе интеграции деятельности специалистов (График)

Возможна организация внеплановых мероприятий по запросам родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Общее руководство консультационным центром возлагается на заведующего ДОО.

Заведующий образовательной организации:

  • обеспечивает работу консультационного центра в соответствии с графиком и планом работы;
  • определяет функциональные обязанности и режим работы специалистов образовательной организации;
  • обеспечивает дополнительное информирование населения о графике работы консультационного центра.

Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультационном центре, определяется кадровым составом ДОО, в нашем детском саду это:

  • Старший воспитатель
  • Педагог-психолог
  • Учитель-логопед
  • Учитель-дефектолог
  • Медицинская сестра
  • Музыкальный руководитель

Помощь родителям (законным представителям) в консультационном центре предоставляется на основании:

 - письменного заявления одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в установленном порядке в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО;

- телефонного обращения одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в установленном порядке в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО;

- личного обращения одного из родителей (законных представителей), зарегистрированного в журнале учёта обращений родителей (законных представителей) в консультационный центр ДОО

Основное содержание и формы работы консультационного центра

 Основными видами деятельности консультационного центра являются:

- просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме лекториев, теоретических и практических семинаров, совместных занятий с родителями и их детьми в виде тренингов, с целью обучения способам взаимодействия с ребенком - информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем, повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

- диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка; 

- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

Осуществляется непосредственно в консультационном центре в форме индивидуальных консультаций по запросу родителей (законных представителей), возможно заочное консультирование, по следующим вопросам:

-социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;

-социальная адаптация ребенка в детском коллективе – развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности;

-возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;

-развитие речи и речевого аппарата дошкольников;

-профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО;

-развитие музыкальных способностей;

-организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре;

-организация питания детей;

-создание условий для закаливания и оздоровления детей;

-готовность к обучению в школе;

-социальная защита детей из различных категорий семей.

Права и обязанности сторон

 Родители (законные представители) имеют право на:

- получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания, психофизического развития детей, индивидуальных возможностей детей, на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей со специалистом консультационного центра;

-высказывание пожеланий на тему консультаций.

Консультационный центр образовательной организации имеет право на:

- внесение корректировок в план работы консультационного центра с учетом интересов и потребностей родителей (законных представителей);

- на предоставление квалифицированной консультативной и практической помощи родителям (законным представителям).

 Специалисты, оказывающие консультативную помощь несут ответственность за:

- оказание всесторонней и своевременной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;

 - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.

Документация консультационного центра

Ведение документации консультационного центра выделяется в отдельное делопроизводство. 

Перечень документации консультационного центра:

 Приказ МАДОУ детский сад № 20 о создании консультационного центра;

 Положение о консультационном центре созданного на базе ДОО, утверждённое локальным актом ДОО;

План работы консультационного центра (в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения);

График работы консультационного центра;

Журнал учёта обращений родителей (законных представителей), в Консультационный центр

•Анализ работы консультационного центра за год

Механизм реализации работы КЦ:

1 этап: Подготовительный 

Задачи и содержание работы:

1. Изучение возможности для организации КЦ (приказ об организации консультационного  пункта).

2. Изучение Положения о работе консультационного  центра.

3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МАДОУ д/с № 20, в соцсети.

4. Выбор творческой группы.

             Результат:  

Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

- Положение о Консультативном пункте;

- Анкеты для родителей;

- Годовой план работы консультативного центра;

- Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

- График работы специалистов.

2. этап: Основной - этап практический.

Содержание работы:

1. Для работы консультационного пункта был подобран  штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную в образовательной организации на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой..

2. Определены помещения, обсудили дидактический  и наглядный материал.

3. Планировали, но не провели   первое установочное собрание "Будем знакомы”.

4. Хотели сформировать списки желающих посещать КЦ, хотели определить возрастной диапазон детей, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Подобраны  анкеты и диагностики, которые позволили бы выявить характер запросов родителей.

6. Запланировали  основные блоки консультационного  пункта:

- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;

- консультативная помощь родителям;

- помощь семьям в вопросах социализации детей;

- профилактика различных отклонений;

- помощь родителям по подготовке детей к школе;

- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

   Специалисты КЦ планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы, определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения, проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

Музыкальный руководитель помогает подобрать игры на развитие музыкальных способностей; организует игровую деятельность, развитие и обучение детей в игре.

Учитель-дефектолог помогает определить уровень познавательно-речевого, слухового  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку с позиции сурдопедагога, учит родителя  и  ребенка интересным методам,  играм и приемам.

Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться   от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

 Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и   развития детей.

Медсестра расскажет о правильной организации питания детей; создание условий для закаливания и оздоровления детей

Заведующий  оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

В консультационном  пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие, тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа,  психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями.

3 этап: Аналитический

   На заключительном этапе реализации предполагается  мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы  в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.    

Планируется:

- разработка  рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультационный центр МАДОУ детский сад № 20 как вариативная форма дошкольного образования Старший воспитатель Мухьянова Надежда Ильинична

Слайд 2

Задачи консультационного центра: Основными задачами консультационного центра являются: оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям), детей, не посещающих образовательные организации; обеспечение равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающи х ДОО.

Слайд 3

Нормативные акты, регламентирующие деятельность КЦ Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » - Конституция Российской Федерации; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155; - Письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 г. № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения»;

Слайд 4

Специалисты КЦ МАДОУ д /с № 20 Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Медицинская сестра Музыкальный руководитель

Слайд 5

Формы работы КЦ просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме лекториев, теоретических и практических семинаров, совместных занятий с родителями и их детьми в виде тренингов, с целью обучения способам взаимодействия с ребенком - информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем, повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

Слайд 6

Формы работы КЦ диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое и логопедическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка

Слайд 7

Формы работы КЦ консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций

Слайд 8

Тематика консультаций - социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -социальная адаптация ребенка в детском коллективе – развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности; -возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; -развитие речи и речевого аппарата дошкольников; -профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОО; -развитие музыкальных способностей; -организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре; -организация питания детей; -создание условий для закаливания и оздоровления детей; -готовность к обучению в школе; -социальная защита детей из различных категорий семей.

Слайд 9

Документация КЦ • Приказ МАДОУ детский сад № 20 о создании консультационного центра; • Положение о консультационном центре созданного на базе ДОО, утверждённое локальным актом ДОО; •План работы консультационного центра (в течение учебного года по запросу родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения); •График работы консультационного центра; •Журнал учёта обращений родителей (законных представителей), в Консультационный центр •Анализ работы консультационного центра за год

Слайд 13

Подготовительный этап 1. Изучение возможности для организации КЦ (приказ об организации консультационного центра) 2. Изучение Положения о работе консультационного центра 3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте МАДОУ д /с № 20, в соцсети 4. Выбор творческой группы

Слайд 14

Результат подготовительного этапа - Положение о Консультативном центре; - Анкеты для родителей; - Годовой план работы консультативного центра; - Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам; - График работы специалистов.

Слайд 15

Основной этап Штат работников детского сада, Помещения, Дидактический и наглядный материал. Установочное собрание "Будем знакомы”. Списки желающих посещать КЦ Анкеты и диагностики Основные блоки консультационного пункта

Слайд 16

Основные блоки консультационного пункта - психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей; - консультативная помощь родителям; - помощь семьям в вопросах социализации детей; - профилактика различных отклонений; - помощь родителям по подготовке детей к школе; - консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровь я.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация деятельности консультационного центра в ДОО»

опыт работы консультационного центра, организованного на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования Туапси...

Направление деятельности консультационного центра( из опыта работы)

оказание методической, психолого - педагогической, диагностической помощи родителям...

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА (из опыта работы)

в плане деятельности консультационного центра определены мероприятия, сроки и форма их проведения...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего ...

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...

Деятельность консультационного центра ДОУ в условиях интеграции с социумом

     Создание интеграции ДОУ с организациями и учреждениями социума для обеспечения права ребенка на получение образования, посредством оказания методической, психолого-педагогич...