СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
статья по логопедии

Читоркина Лариса Николаевна

Материал предназначен для педагогов (логопедов и воспитателей) для использования на занятиях и в режимные моменты. Раскрывает специфику использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние ГОДЫ устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией.       У многих детей речевые нарушения сочетаются с неврологическими: ММД, ГГС, общая моторная неловкость, гиперактивность и т.д.

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровье сберегающая практика.

Исходя из выше сказанного, в коррекционной работе необходимо использовать следующие способы сохранения и оптимизации здоровья детей на логопедических занятиях.

  1. Физкультминутки и игры на развитие координации речи с движением необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, активизировать дыхание и речь, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка, снять статическое напряжение.
  2. Немаловажное значение в этом вопросе имеют и логоритмические упражнения, которые способствуют преодолению речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы  в сочетании со словом и музыкой.
  3. Ещё одним средством укрепления и сохранения здоровья, и вы с этим, несомненно, согласитесь, является развивающий массаж. Благоприятное воздействие массажа на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействии на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. В своей работе мы с воспитателями используем следующие виды развивающего массажа:
  • Самомассаж лица и шеи;
  • Самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Самомассаж биологически активных точек (зон).        

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, по показу взрослого, а затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли произносить тексты самостоятельно. Основные задачи в применении этого вида работ заключается:

  • В более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов;
  • Нормализацию мышечного тонуса, и стимуляции активного движения;
  • Улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.

4. Уже не ново, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно -  в тех случаях, когда это развитие нарушено. А следовательно работа по развитию мелкой моторики должна проводиться не только в группах для детей с речевыми нарушениями, но в группах для детей с нормальным речевым развитием. Кроме того, доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Таким образом, мы в своей работе используем, помимо самомассажа кистей и пальцев рук, следующие игры и упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

Например: упражнения на «пальцеходе» (с пуговицами),

         Ходит цапля по болоту

         На прогулку, на работу -

              Очень нужно цапле там

              Взять еду своим птенцам.

  • Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие.

Например:   «Ладонь – кулак»           Руки, как глазки,

                                                              Закрылись – открылись,

                                                              Словно из сказки

                                                              Они появились.

                                         Один кулак – одна ладошка,

                                          И поменяй их быстро крошка!

                                         Теперь – ладошка и кулак,

                                          И всё быстрее делай так!

«Ищет птичка» - «пальчики здороваются»:

                                         Ищет птичка и в траве,

                                         И на ветка, и в листве,

                                         И среди больших лугов

                                         Мух, червей, слепней, жуков.

  • Упражнения с различными предметами и без них (массажные палочки, массажные шарики «Су – Джок», счётные палочки, фасоль, чётки, бусы, пробки, обычные счёты, прищепки и т.д).
  • Упражнения, укрепляющие мышцы кистей (упражнения с эспандером, со стопором).

5. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию и нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания. голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

В своей работе я использую методики А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, Волковой Л.С., Мухиной направленные на восстановление этой важной функции. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР, разработанная этими авторами, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса. В процессе выполнения заданий закрепляется правильная артикуляция звуков, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук, глаз, формируется зрительно – пространственная ориентация, способность к переключению.

6. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

   С этой целью мы в своей работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела всего организма.

  • "Злюка успокоилась". Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю

(рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В....

"Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях"

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах вос...

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста, и их целью является оказание практической помощи родителям по реализации музыкально-оздоровительной работы с до...

ПРОЕКТ "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

quot;СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...