Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Янова Надежда Николаевна

  Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста, и их целью является оказание практической помощи родителям по реализации музыкально-оздоровительной работы с дошкольниками на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_doshkolnikov.docx28.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья на музыкальных занятиях в ДОУ

     Давно известно, что музыка оказывает положительное воздействие на различные системы и органы человека. С помощью пения развивается вокально-слуховая координация, укрепляется голосовой аппарат, формируется речь. Музыка не может существовать вне ритма.Ритм –чередование коротких и длинных звуков. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент  детей, урегулировать лишние и ненужные движения. Музыкально - ритмическая деятельность является эффективным методом коррекции психического состояния дошкольников, способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, способствует отдалению наступления утомления, снимает нервное напряжение.

Примерная схема музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы:

  1. Вводная ходьба -1 мин.
  2. Ритмопластика (профилактика нарушения осанки) – 4 мин.
  3. Слушание музыки – 3 мин.
  4. Артикуляционная гимнастика – 1 мин.
  5. Валеологическая распевка ( с самомассажем) – 1 мин.
  6. Пение ( в качестве физкультминутки – пальчиковая игра) – 6 мин.
  7. Музыкальные игры с самомассажем, игра на музыкальных инструментах  - 3 мин.
  8. Танцевальное творчество – 4 мин.
  9. Психогимнастика – 2 мин.

Музыкальные занятия с применением здоровьесберегающих технологий

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:

Валеологическая распевка – несложные тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, что способствует поднятию общего настроения дошкольников, а так же подготавливают голос детей к пению.

1.Музыка здравствуй! ( Повороты друг к другу)

Музыка здравствуй! (Разводят руки в стороны)

Музыка, музыка ! (Хлопают в ладоши)

Праздник прекрасный, праздник прекрасный ( Повороты друг другу)

Нам дарит музыка! – развести руки в стороны.

Здравствуйте девочки ! (поют мальчики – ладошками вверх )

Здравствуйте! Здравствуйте мальчики! (поют девочки – ладошками вверх)

Здравствуйте взрослые! ( поют все дети – ладошками вверх)

Здравствуйте! ( поют педагоги)

Здравствуйте, здравствуйте все! ( поют дети и педагоги) .

Ритмопластика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

«ПТИЧИЙ ГОМОН»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы.

Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева.

Методика проведения. Каждый ребенок выбирает себе название птицы, в образе которой он будет играть. Под музыку все дети (птицы) исполняют знакомые танцевальные движения. По окончании музыки звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем каждый ребенок, стоя на месте, поет «песню» своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», «цвинь-цвиринь», «уить-уить», «ку-ку».

Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

«Шарик»   (упражнение на развитие дыхания без участия речи)

– И. п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большой шарик. Сделайте глубокий вдох носом, и постарайтесь одним выдохом выдохнуть на «шарик».

«Деревья»   (по возможности игру на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д.  Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание).

- И. п.) — стоя, ноги на ширине плеч.

— Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону — в другую, «кач» — «кач», вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.  -  И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

— Отведем руку, « как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох — выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой. - И. п. — то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо — закрываем влево, повтор движений на вдох — выдох.

 “Ладошки”

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

 “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент воздух  абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

 «Цветок»

Тренировка долгого вдоха и выдоха.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Снегопад»

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Одуванчик»

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

«Шторм в стакане»

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

При выполнении таких дыхательных упражнений педагог должен следить за правильным дыханием ребёнка. Вдох ребёнок должен делать носом, а выдыхать через рот, умея контролировать выдох. Цель педагога  со временем постепенно удлинять время выдоха. Тренировать бесшумное дыхание.

Артикуляционная гимнастика - эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. В артикуляционную гимнастику входит:

- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

- с губами  (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.  

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»

Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций.

Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка - ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей,

Здесь живет Дразнилка - упражнение «Буратино», ребенок показывает язык,

Здесь живет Смешилка - указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается,

здесь живет Страшилка - глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены,  рот открыт,

это носик Бибка! - указательные пальцы сведены на кончике носа,

а где твоя улыбка? - дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

        При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу. Это же упражнение используется для массажа по методу А.А. Уманской

Здесь живет Хмурилка - массируется точка на лбу между бровями,

Здесь живет Дразнилка - массируются точки по краям крыльев носа,

Здесь живет Смешилка - массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти,   между нижней губой и подбородком,

 Здесь живет Страшилка - широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз,

Это носик Бибка!- поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа

 А где твоя улыбка?- подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта.

Речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность, влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка, совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом.

«Шу-шу-шу» (с применением гимнастики для глаз)

Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи

1. Ах, как листики летят, всеми красками горят           – качают  листьями в руках

Лист кленовый, лист резной, разноцветный,                              над головой вправо, влево следят глазами за движением;

расписной                                                                              

Шу-шу-шу – 2 раза                                                                 – шуршат листьями в руках

Как я листиком шуршу                                                    – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

                       

2. Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок     – кружатся вокруг себя

Полетел над головой красный, желтый, золотой          

Шу-шу-шу – 2раза                                                              – шуршат листьями в руках;

Как я листиком шуршу                                                       – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

                                                                                                 

3. Под ногами у ребят листья весело шуршат,                         – дети приседают на корточки и шуршат                           листьями по ковру

 Будем мы сейчас гулять и букеты собирать.                           –   следят глазами за движением

Шу-шу-шу – 2 раза                                                                     – повтор движений

Психогимнастика включает игры и игровые упражнения, котрые направлены на выражение основных эмоций - радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия. Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности.

«ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ»

Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления.

Игровой материал: магнитофон, музыкальные инструменты.

Методика проведения. Звучит магнитофонная запись театральных шумов:

— звуков природы;

— технических звуков;

— шума города.

Выбираются три разнохарактерных примера. (Например: шум дождя, гудок парохода, удары топора.)

Первый этап.

Дети определяют источники звуков, имитируют их.

Второй этап.

Дети подбирают характерные для вышеназванных звуков изобразительные символы и составляют партитуру (пунктирные, волнистые линии, спираль и т.п.).

Третий этап.

Вокальное и инструментальное озвучивание партитуры.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения Волгоград: Учитель, 2011
  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. М.: Просвещение, 1983. Музыка и движение
  3. Волкова  Г.А. Логопедическая ритмика: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  4. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Ч. 1
  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.

В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...

ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В....

"Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях"

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах вос...

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

ПРОЕКТ "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

quot;СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»

Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях»...