Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.
учебно-методический материал по музыке по теме

Красных Маргарита Сергеевна

 В данном материале  представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, валеологические песенки распевки и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc246.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

Система работы

по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ

Автор:

Красных Маргарита Сергеевна

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

Промышленная 2013

Содержание

Введение        3

1. Структура системы работы        5

2. Условия        6

3. Диагностика        6

4. Непосредственно организованная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий        7

    4.1. Валеологические песенки-распевки        8

    4.2. Дыхательная гимнастика.        8

    4.3. Артикуляционная гимнастика.        8

    4.4.Оздоровительные и фонопедические упражнения        9

    4.5. Игровой массаж.        9

    4.6. Пальчиковые игры.        9

    4.7. Речевые игры.        10

    4.8. Музыкотерапия.        

5. Работа с педагогами        

6. Взаимодействие с родителями        

Заключение        

Список использованной литературы        

Введение

В последнее время наблюдается стремление родителей и педагогов как можно раньше начать обучение ребенка грамоте, письму, арифметике. К старшему возрасту, дети уже умеют считать, читать, овладевают компьютером, но потеряли способность удивляться и радоваться, не умеют или стесняются проявлять нежность и доброту, для большинства ребятишек характерны быстрая утомляемость, нарушение сна, снижение двигательной активности или наоборот гиперактивность.

Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками. Выбор технологий зависит, в первую очередь, от программы, по которой работают педагоги, компетентности воспитателей, а также от конкретных условий дошкольного учреждения. В своем дошкольном учреждении мы проанализировали показатели заболеваемости детей и пришли к выводу, что нашим воспитанникам, многие из которых часто болеют, необходимо постоянное оздоровление.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех дошкольных образовательных учреждений. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.

Считаю, особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач как музыка. Тем более, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Целью данной работы является выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
  2. развивать музыкальные и творческие способности с применением здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
  3. формировать начала музыкальной культуры;
  4. совершенствовать звуковую культуру, грамматический строй речи и  навыки связного общения детей со сверстниками и взрослыми;
  5. повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  6.  формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

1. Структура системы работы

В основе построения музыкального воспитания в нашем дошкольном образовательном учреждении лежит развитие музыкальности детей, заданное Основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

На основе диагностических данных были составлены перспективные планы развития музыкальных и творческих способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий по всем возрастным группам.

Разработана следующая система работы, которая включает в себя такие блоки как:

 


2. Условия

В детском саду созданы все условия для эффективности оздоровительной работы. Музыкально-валеологические и физкультурно-оздоровительные  мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории дошкольного образовательного учреждения.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

 Для реализации  музыкального воспитания есть все необходимое:

  1. библиотека методической и музыкальной литературы,
  2. аудио- и видеотека,
  3. музыкальные и театральные уголки с музыкально-дидактическими играми и пособиями, шумовыми музыкальными инструментами, костюмами, атрибутами в групповых комнатах.

Совместно с руководителем физвоспитания составлен перспективный план проведения музыкально-физкультурных мероприятий. Они проводятся как в музыкальном зале, так и на игровых площадках на территории детского сада с целью развития физической и эмоциональной активности детей.

3. Диагностика

Работа по оздоровлению детей в непосредственной музыкальной деятельности строится с учетом их возраста, индивидуальных физических и творческих возможностей. Основой являются результаты диагностик,  которые определили дифференцированный подход в процессе развития музыкальных способностей, подборе тех или иных здоровьесберегающих технологий. Для выявления начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического воздействия на каждого ребенка была оформлена «Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития» (по методике А. Бурениной). Эти сведения служат основанием для корректировки дальнейшего процесса музыкальной и оздоровительной деятельности, конкретных рекомендаций педагогам и родителям.

При беседах с детьми о музыке, цель которых выявление степени заинтересованности детей музыкально-ритмической деятельностью, были сделаны следующие выводы: дети очень любят и хотят танцевать, петь, слушать музыку, но в семье это не всегда получается. Отсутствие в нашем поселке театров неудовлетворительно сказывается на обогащении эмоциональными впечатлениями ребенка. Музыкальные деятельность и праздники должны хотя бы частично компенсировать эти недостатки.

4. Непосредственно организованная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий

Основная форма приобщения детей к музыке в дошкольном образовательном учреждении – непосредственная музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования при организации работы с детьми рекомендуют интеграцию образовательных областей.

Музыкальная деятельность тесно связана с Социализацией, Познанием, Физической культурой, Здоровьем, Художественной литературой, Трудом, Коммуникацией и Безопасностью.

Разработаны примерные схемы непосредственной музыкальной деятельности, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм проведения музыкальной организованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Общая длительность НОД «Музыка» - 30 мин

  1. Вводная ходьба (1 мин)

  1. Валеологическая песенка – распевка с самомассажем (2 мин)

  1. Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5 мин)

  1. Активное слушание музыки (3 мин)

  1. Дыхательная гимнастика (2 мин)

  1. Артикуляционная гимнастика (1 мин)

  1. Пение, песенное творчество (в качестве физминутки – пальчиковая игра) (7 мин)

  1. Пляски, танцевальное творчество (5 мин)

  1. Речевые и музыкальные игры, хороводы (4 мин)

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

4.1. Валеологические песенки-распевки

          Несложные, добрые тексты (в том числе из программы М. Лазарева «Здравствуй») и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

4.2. Дыхательная гимнастика.

Выработке правильного певческого дыхания способствует использование  дыхательных упражнений, которые не только нормализуют развитие голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.

В  организованную музыкальную деятельность включаю упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. Выполнение гимнастики по методике А. Стрельниковой помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  1. положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  2. способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  3. улучшает дренажную функцию бронхов;
  4. восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  5. исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

4.3. Артикуляционная гимнастика.

При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные упражнения Е. Косиновой, Т. Куликовской,

В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание.

4.4.Оздоровительные и фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В организованной музыкальной деятельности используются:

  1. оздоровительные упражнения для горла (по М. Картушиной),
  2. фонопедические упражнения (по В. Емельянову),
  3. интонационно-фонетические упражнения (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох),
  4. игры со звуком.
  5. голосовые сигналы доречевой коммуникации.

Систематическое выполнение этих упражнений стимулирует гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга, развивает носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание.

4.5. Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы к внутренним органам. Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

Комплексы массажа и самомассажа  выполняются под музыку. Она звучит ненавязчивым, приятным фоном во время проговаривания текста (чаще всего, несложные стихи или русские народные потешки) или текст пропевается.

Различные виды игрового массажа повышают защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

4.6. Пальчиковые игры.

Для развития мелкой моторики пальцев рук, которая влияет на становление детской речи,  используются пальчиковые игры

Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется движениями; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.

 Пальчиковые игры Е. Железновой, В.Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового и теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» –  знакомые дошкольникам «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., –  которые адаптируются для возможности их показа движениями рук и, чаще всего, имеют стихотворную форму. 

Регулярное включение в организованную музыкальную деятельность пальчиковых игр и сказок:

  1. стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  2. совершенствует внимание и память;
  1. формирует ассоциативно-образное мышление;
  2. облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

4.7. Речевые игры.

Ритмодекламации позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У дошкольников формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и ее грамматический строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппараты.

В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой таких игр служит детский фольклор: русские народные потешки, песенки, шутки, считалки, дразнилки. Сопровождать декламацию могут музыкальные и шумовые инструменты, звучащие жесты (хлопки, шлепки, притопы, щелчки), танцевальные и пантомимические движения, имитация движений и повадок животных, сонорные и колористические средства.

Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.

4.8. Музыкотерапия.

Одно из новых направлений в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Различают активную (танцетерапия) и пассивную (слушание разнохарактерной музыки) формы музыкотерапии.

Суть танцетерапии заключается в том, чтобы посредством танцевальной импровизации выразить свое настроение, состояние. Она помогает: разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса, выразить чувства, для которых нет слов, освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении, получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Человек, который начинает двигаться, танцевать, становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям.

Танцетерапия проводится чаще после дневного сна, в свободное время, на прогулке в летний период. В организованной музыкальной деятельности ее можно использовать, как танцевальном творчестве, музыкально-ритмических движениях.

Цель пассивной музыкотерапии: научить детей различать разные чувства и настроения прослушанной музыки.

Кроме того,  проводится слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой. Это повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

В целом, музыка оказывает свое благотворное влияние на детей в течение всего дня: воспитатели принимают детей в группах, где уже звучит приятная мажорная мелодия, тем самым снижается для ребенка ежедневный стресс расставания с родителями (особенно для малышей). Утренняя гимнастика проводится под яркую, динамичную музыку, что придает детям энергии, уверенности в себе. В организованной музыкальной деятельности (и не только музыкальной) педагоги дозированно используют классические произведения как фон, сопровождающий деятельность детей, повышающий работоспособность, а также контроль над эмоциональными состояниями. Засыпание проходит под колыбельные, способствующие общему расслаблению (релаксация), а пробуждение после сна - под нежные, солнечные звуки музыки. С целью обеспечения педагогов качественным, необходимым для работы музыкальным материалом, были созданы  диски с записями классических произведений, детских песен.

Опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе показывает, что на протяжении всей  непосредственно организованной  музыкальной деятельности у детей сохраняется устойчивое внимание, повышается результативность в усвоении материала, прослеживается положительная динамика в развитии музыкальных способностей.  Формируется положительный эмоциональный настрой.

5. Работа с педагогами

Деятельность по оздоровлению детей осуществляется в тесном контакте со всеми членами педагогического коллектива, что способствует повышению эффективности оздоровительного процесса.

Для работы с коллегами используются следующие формы работы:

1. Выступления на педагогических советах, районных методических объединениях.

2. Консультации для педагогов района.

3. Осуществляется совместное с воспитателями  планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей.

4. Проводится совместная работа с логопедом,  с  инструктором по физвоспитанию.

6. Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями строится на основе совместных мероприятий. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависят от условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками, образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке, общей культурой.

Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале учебного года.

При анализе результатов анкетирования были сделаны следующие выводы: многие родители не интересуются музыкальным воспитанием детей, не знают их любимых произведений, не видят их музыкальных способностей.

Выбраны следующие формы сотрудничества:

  1. индивидуальные и общие консультации,
  2. проведение музыкальных и музыкально-спортивных мероприятий,
  3. показ открытых занятий,
  4. выступления на родительских собраниях по теме «Музыкальное воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении и в семье».

Заключение

О высоком уровне музыкальности, эмоциональности и трудолюбии детей свидетельствуют результаты диагностики.

Воспитанники и выпускники нашего детского сада активно участвуют и становятся победителями и призерами  районных конкурсов и  спортивных соревнований, о чем свидетельствуют грамоты, дипломы, отзывы педагогов и родителей.

В 2012 году  поступили в районную школу искусств на хореографическое отделение 12 выпускников, на музыкальное отделение -  4 воспитанника нашего детского сада.

В процессе работы появилась проблема недостатка методической литературы по музыкально-оздоровительной работе. Поэтому по данному направлению была проведена следующая работа:

  1. подобраны комплексы упражнений для игрового массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики, фонопедических и оздоровительных упражнений;
  2.  составлены подборки речевых игр и валеологических песенок-рапевок,
  3.  в перспективное планирование по музыкальному воспитанию были включены дыхательная гимнастика А. Стрельниковой; пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой; артикуляционные упражнения Е. Косиновой, Т.Куликовской, В. Цвынтарного; игровой массаж, речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюниковой, оздоровительные упражнения для горла по М. Картушиной,  фонопедические упражнения по В. Емельянову;
  4. было составлено расписание звучания фоновой музыки, в котором время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом. Также был подобран репертуар фоновой музыки из образцов классической, современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка), и детских песен:  «Музыка для встречи детей и свободной деятельности», «Релаксация», «Музыка для пробуждения».

Таким образом, систематическое использование здоровьесберегающих технологий в организованной музыкальной деятельности позволяет успешно развивать музыкальные способности дошкольников и укреплять их здоровье.

Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий длительный и постоянный процесс.

Для углубления работы по данной теме в 2012-2013 учебном году планируются следующие мероприятия:

  1. Поиск и включение в организованную музыкальную деятельность новых форм оздоровления детей.
  2. Создание семейной «Музыкальной гостиной».
  3. Организация кружка совместно с логопедом «Логоритмика»
  4.  Распространение опыта в Промышленновском районе.

Список использованной литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.[Текст] В.Г. Алямовская -М.: Линкас-Пресс,1993;
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).[Текст] А.И. Буренина - СПб.: ЛОИРО, 200. – 220с.
  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.[Текст] Н.А. Ветлугина -М.:Просвещение, 1983;
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.[Текст] Л.В. Гаврючина – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с.
  5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников.[Текст] А.С. Галанов -СПб,-Речь 2007;
  6. Галанов А.С. Психодиагностика детей.[Текст]  А.С. Галанов -СПб,-Речь., 2002;
  7. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления.[Текст] Н.Н. Ефименко - М.: Линка-Пресс, 1999;
  8. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.[Текст] М.Б. Зацепина – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 88с.
  9. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] М.Ю. Картушина -М. ТЦ Сфера, 2004;
  10. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья.[Текст] М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера,2007;
  11. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет.[Текст] М.Ю. Картушина– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с.
  12. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток.[Текст] В.И. Ковалько -М.: ВАКО,2005;
  13. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.[Текст] В.Т. Кудрявцев - М.: Линка-Пресс, 2000;
  14. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3 – 4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения.[Текст] Е.В. Кузнецова -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128с.
  15. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.[Текст] Т.А. Куликовская -М. Издательство ГНОМ и Д,, 2005;
  16. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.[Текст] И.С Лопухина– СПб.: Дельта, 1999. – 256с.
  17. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников.[Текст] Т.С.Никанорова ,Е.М.  Сергиенко  – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96с.
  18. Орлова Л. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.[Текст] Л. Орлова – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2010. – 144с.
  19. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания.[Текст] А.А Осипова -М. ТЦ Сфера, 2002;
  20. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты.[Текст] О.П. Радынова– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208с.
  21. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш.[Текст] О.П. Радынова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
  22. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах.[Текст]О.П. Радынова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
  23. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка.[Текст] О.П. Радынова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176с.
  24. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке.[Текст] О.П. Радынова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208с.
  25. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.[Текст] Т.А. Ткаченко - М. Издательство ГНОМ и Д,, 2001;
  26. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»[Текст] Т.Э. Тютюнникова  ж. «Дошкольное воспитание» №5 2000;
  27. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.[Текст] О.В. Узорова - М.ООО «Издательство АСТ», 2004;
  28. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии.[Текст] Г.А. Урунтаева ,Ю.А. Афонькина - М.Издательский центр «Академия», 1998;
  29. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.[Текст] В.В. Цвынтарный -СПб. издательство «Лань», 2002;
  30. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».[Текст] В.В. Цвынтарный – СПб., издательство «Лань», 1999. – 32с.
  31. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений.[Текст] В.Н. Чернякова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  32. Чистякова М.И. Психогимнастика.[Текст] М.И. Чистякова -М. Просвящение ВЛАДОС, 1995;

33.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011;

 Условия

 Диагностика

Методическая работа

 Мероприятия

 Работа с

детьми

Взаимодействие с родителями

 Анализ

Диагностика

 Работа с

педагогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

ПРОЕКТ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В....

"Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях"

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...

Материалы педагогического совета №2 на тему: «Система работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...