«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
статья

Власенко Ирина Ивановна

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной физики проблемы экологического воспитания становятся все более и более актуальными. Причина — в действиях человека, зачастую очень безграмотных, неправильных с экологической точки зрения, расточительных, ведущих к нарушению экологического равновесия. О важности экологического воспитания за последние десять лет были написаны десятки методических пособий, сотни публикаций. Еще в 70-е годы ХХ века началось изучение вопроса экологического воспитания. Ведутся исследования С. Н. Николаева, А. М. Федотовой, Л. С. Игнаткина, И. А. Комаровой, Т. В. Христовской, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Е. Ф. Терентьево й, Н. Н. Кондратьевой о закономерностях природы. Уже к 90-м годам С. Н. Николаева 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».


Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной физики проблемы экологического воспитания становятся все более и более актуальными. Причина — в действиях человека, зачастую очень безграмотных, неправильных с экологической точки зрения, расточительных, ведущих к нарушению экологического равновесия. О важности экологического воспитания за последние десять лет были написаны десятки методических пособий, сотни публикаций. Еще в 70-е годы ХХ века началось изучение вопроса экологического воспитания. Ведутся исследования С. Н. Николаева, А. М. Федотовой, Л. С. Игнаткина, И. А. Комаровой, Т. В. Христовской, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Е. Ф. Терентьево й, Н. Н. Кондратьевой о закономерностях природы. Уже к 90-м годам С. Н. Николаева систематизирует накопленный материал и в 1992 году выходит монография «Общение с природой начинается с детства». Уже в 1993 году выходит в свет первая программа экологического воспитания дошкольников — «Юный эколог». Далее в 1996 году появляется «Концепция экологического воспитания дошкольников», в которую вошли методы, приемы, средства экологического воспитания дошкольников. В ней отражена схема управления экологическим воспитанием и выделена роль педагога в данной системе. В этот период были так же выделены требования к экологическому воспитанию и образованию дошкольников:

 учет возрастных особенностей детей и возможностей их восприятия физических свойствах окружающего их мира;  использовать приемы детского экспериментирования при знакомстве с различными свойствами веществ, использовать при этом такие предметы как микроскоп, магнит, весы, бинокли и пр.;

 сформировать у детей представления об основных физических явлениях;

 дать дошкольникам представления о земном шаре, атмосфере и др.

 И, безусловно, наиболее эффективной формой экологического воспитания является проектная деятельность. Это подчеркивает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основными принципами которого являются формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе и исследовательской, что и позволяет обеспечить проектная деятельность. Изучение проектной деятельности, как формы обучения детей дошкольного возраста представлено в работах А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой и др. В словаре С. И. Ожегова одним из значений слова проект является замысел, план. Проектный метод рассматривается как набор смоделированных ситуаций, в которых обучаемый ставит и решает собственные проблемы в самостоятельной активной деятельности. К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М. И. Гуревич). Педагогический проект как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику пректирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган). О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец в своем методическом пособии «Проекты в работе с семьей» пишут, что проектный метод в работе с семьей предполагает последовательность действий педагога:

 изучение теоретического материала по теме проекта;  в процессе подачи теоретического материала следует уделять внимание формированию проблемы (Что нужно сделать, чтобы отправить письмо? Какие бывают музеи? Как изготовить глиняную игрушку?);

  сформулированную задачу предлагают семье воспитанника;

  инициативная группа состоящая из участников проекта (ребенка, родителей и педагога) планируют работу и приступают к выполнению проекта;

  совместная защита результата проекта.

Тематика и содержание проектов весьма разнообразна и зависит от интересов, увлечений участников проекта. Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т. Ф. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

 исследовательско-познавательные проекты, т. е. совместные эксперименты, результаты оформляются в виде газет, альбомов, дизайнерских сооружений, брошюр;

 игровые проекты, т. е. использование различных элементов творческих игр, моделирование проблемной ситуации;

 информационные-практико-ориентированные проекты, их суть заключается в сборе информации с дальнейшим ее реализацией (разработка дизайна развивающей среды группы с последующим внедрением и пр.);

  творческие проекты, т. е. оформление итога деятельности в виде праздника, театрализованного шоу, презентаций продуктов труда;

  досуговые проекты, т. е. проведение спортивно-массовых, развлекательных мероприятий;  комплексные или смешанные проекты.

Все вышеперечисленные виды проектов используются педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения, что дает возможность каждому ребенку раскрыть свои внутренние возможности, проявить индивидуальность. Тематика проектов разнообразна и определяется самими участниками процесса в зависимости от их интересов, возможностей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое образование - актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольниковприобретает особую остроту и актуальность.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности

Работая по этой теме дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Чтобы добиться высоких результатов в познании экологического развития ребенка я применяю метод проектов.

В своей работе я использую следующие виды проектов: долгосрочные, краткосрочные, досугово-познавательный.

Проекты«Краски природы»«Добрая книга»- досугово-познавательные;

«Растения в нашей жизни»«Животные в нашей жизни»«Насекомые нашего края»-краткосрочные; «Прогулка в лес»-долгосрочный.

Вид проекта: долгосрочный, исследовательский.

АктуальностьПроект направлен на решение вопросов экологического воспитания в соответствие с новыми требованиями (ФГТ).

Цель проекта:

• создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культурыэкологически грамотного поведения в природе.

•изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

ЗадачиВоспитывать бережное отношение к живой природе.

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.

Учить анализировать, делать выводы; учить видеть красоту русской природы.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Прогнозируемый результат:

Расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

Этапы проекта:

1-й этап – целеполагание (совместно с детьми)

Помощь сказочному персонажу, сберечь деревья, изловить того, кто причиняет им вред

2- этап – планирование

Образовательная область «Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная)деятельность

Эксперимент «Лес - защитник и лекарь»

Проект «Прогулка в лес»

Формирование целостной картины мира

Тема: «Д/и «Кто где живет?»

Тема: Д/и «С чьей ветки детки?»

Тема«Природу надо беречь!»

Тема:» Интервью у леса»

Тема: Экскурсия в парк

Формирование элементарных математических представлений

Тема«По следам Винни-пуха»

Тема: «В гости к Старичку-Лесовичку

Тема«Не навреди лесу»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Просмотр мультфильма «Винни-Пух»

Чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»

Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Чтение сказки А. Толстого «Сорока»

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование

Тема«Братья наши меньшие»

Тема«Золотой луг»

Тема«Запрещающие знаки»

Лепка

Тема: Мой любимый персонаж мультфильма Винни-Пух»

Аппликация

Тема«Цветущая ветка сирени»

3-этап – сбор и анализ информации

Занятие №1

1. Постановка проблемы

Дети получают письмо от Старичка-Лесовичка: «Ребята, помогите. В моем лесу появилось новое существо (оно мне незнакомо). Оно делает много ошибок: ворошит ульи, обижает лесных жителей, ломает ветки, срывает цветы.

К письму прилагается модели знаков поведения на природе

2. Обсуждение проблемы

Воспитатель. Ребята, что нам делать?

Дети. Надо помочь Старичку-Лесовичку найти того кто все портит, помочь исправить все ошибки.

3. Работа над проектом (проходит поэтапно)

1-й эпап. Поиск решений

Совместно с воспитателем дети рассматривают первую модель. (В круге изображена рука, ломающая ветку дерева.)

Воспитатель. Кто может объяснить? Можно ломать ветки деревьев? Почему нет?

(Ответы детей)

Воспитатель. Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить, обламывая ветки. (Показ слайдов цветущих деревьев и кустарников.)

Дети совещаются по поводу второй модели (в круге нарисована рука человека с ножом, повреждающая кору дерева)

Воспитатель. Ребята, вы догадались что натворило это неизвестное Лесовичку существо?

Дети. Он резал кору дерева.

Воспитатель. Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя?

Дети отвечают.

2 часть занятия проходит на прогулке

Дети водят хороводы«Во поле береза стояла»; играют в русскую народную игру «Гори, гори ясно», читают стихи.

Занятие №2 (Проходит на участке детского сада)

2-этап- решение проблемных ситуаций

1-я проблема

Воспитатель предлагает детям следующую модель (в круге нарисована нога, пинающая гриб мухомор.)

Обсуждение ситуации: мнения детей разделяются. Дети получают домашнее задание: узнать о грибах у родителей (сделать книжку - зарисовки, картинки)

2-я проблема

Дети находятся на лугу цветущих одуванчиков. Читают стихи, загадывают загадки о цветах.

Воспитатель привлекает внимание ребят к модели- ошибки (в круге нарисованы луговые цветы.)

Воспитатель. Ребята, мне кажется это незнакомое существо искало мед на лугу. Оно рвало цветы, топтало ногами. Можно ли это делать? Почему нет, объясните.

Дети предлагают различные варианты ответов. Приходят к выводу, что рвать цветы на лугу нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. (Экспериментально это доказывают в группе)

Воспитатель. Чтобы растения не пропали, люди создали Красную книгу.

3 - этап- постановка новой проблемы

Воспитатель. Вы слышали о существовании Красной книги? Для чего она нужна?

Узнайте у родителей о Красной книге. А затем мы с вами сделаем Красную книгу нашей группы. В ней мы будем записывать, рисовать и приклеивать те растения, которые уже знаем и с которыми еще познакомимся. А также неизвестные нам грибы. Запишем пословицы, приметы о них. А когда выясним, что же это было за существо- вредитель, подарим ему нашу книгу, чтобы он знал правила поведения на природе и никогда их не нарушал.

Подготовка к презентации

Дети готовят к презентации свою Красную книгу: вклеивают все запретные знаки, которые они исследовали в течение проекта; размещают рисунки, стихотворения, загадки, приметы и т. д.

4- этап - ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Занятие- досуг «Мы вас не будем обижать»

Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о растениях и животных, занесенных в красную книгу) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии в лесополосу, на луг, к реке, по экологической тропе.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.

Большое значение я придавала работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" которые дали мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества, конкурсы детей и родителей.

Анализ результатов диагностики экологического развития дошкольников показывает:

Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Такие формы работы дают возможность детям познать окружающий мир, получить необходимые знания о природе необходимые для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности

В данной статье  я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпосредством проектной деятельности...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

Педагогический проект на тему: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего"

Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой,  и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина пла...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмо...