Доклад на районной научно-практической конференции Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
материал
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад№7 «Радуга»
Кулундинского района
Алтайского края
Доклад на районной научно-практической конференции
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Воспитатель:
Ерёменко Татьяна Николаевна
Кулунда
2024 г
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом.
Цель работы: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей среднего и старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей.
К реализации проектов я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей и т.д.
Мною были реализованы следующие экологические проекты :
Проект «Наедине с природой!»
Тип проекта: комплексный.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Результат реализации проекта: Показ и презентация родителям готового проекта с фотографиями детей о проделанной работе.
Вывод:
- дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия с природой, друг с другом, со взрослыми;
- повысился уровень познавательной активности;
- получили необходимые знания по теме «Человек и природа»;
- у детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе, птицами, животными, насекомыми.
Проект «Овощи и фрукты – полезные продукты!»
Продолжительность проекта: 1 неделя
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Результат реализации проекта: развлечение «В гости к деду Винограду».
Вывод:
В результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты - полезные продукты», у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Экологический проект «Огород на окне» в средней группе
Тип проекта:
• Исследовательский; познавательно-творческий.
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта - 2 недели
Результатом проекта стало размещение мини-центра «Огород на подоконнике» под названием «Приусадебное хозяйство Миши и Маши».
Вывод: дети получили навыки ухаживания за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
Эколого-исследовательский проект: «Мы против мусора!»
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный (3 недели).
Продукт проектной деятельности: Мини-выставка продуктов детской деятельности – поделки из бросового материала.
Вывод: В ходе реализации проекта детьми была изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше
Детям очень понравился этап проекта, который назывался «Вторая жизнь». Ребята делали различных персонажей из втулок от туалетной бумаги и бумажного теста. Рисовали рисунки к экологическим сказкам. В рамках проекта дети увидели, что ненужным вещам можно дать вторую жизнь. А также дети приняли участие в организованных специализированных сборах батареек и крышечек.
Проект по экологическому воспитанию «Осень – чудная пора».
Тип проекта:
- познавательно-исследовательский,
- творческий.
Участники проекта:
- дети старшей группы,
- родители ,
- воспитатели.
Срок реализации: 3 месяца.
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала «Осень в гости к нам пришла»; поездка на природу, совместно с родителями.
Вывод: у детей расширился кругозор о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях, узнали, как растут фрукты, овощи, грибы, время их сбора, что можно приготовить из них и как их заготавливают на зиму. Дети посетили районный музей, где им рассказали о животном и растительном мире нашего района. Ну а самым незабываемым мероприятием нашего проекта была поездка на природу совместно с родителями . Мы все с пользой провели время: играли в мяч, прыгали через скакалку, выясняли, кто самый меткий. А какой же вкусный и ароматный был чай на природе. В памяти надолго останутся эти замечательные моменты.
Итог: Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность, формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
В период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь. Своей работой мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!
Таким образом, участники экологических проектов получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности
В данной статье я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений. Именно на этапе д...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмо...

Презентация "Из опыта работы по проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в проектной деятельности"
Участие в районной конференции педагогических работников и воспитателей детских садов "Экологическое воспитание подрастающего поколения - опыт, проблемы, перспективы"....
