Родительское собрание
материал (средняя группа)

Осипова Анна Владимировна

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Родители и воспитатели — два берега одной реки».

Родительское собрание на тему: «Учим детей составлению описательных рассказов»

 повысить компетентность родителей по данной теме, научить родителей методам и приёмам, применяемым в воспитательном процессе дошкольного учреждения сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

Задачи: - повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка; - познакомить с описательными рассказами; -познакомить родителей с мнемотаблицами, учить составлять схемы с использованием мнемотехники; - обогатить методическую копилку

.  Оборудование и наглядность: - выставка методическая литература по речевому воспитанию детей памятки для родителей - демонстрационное оборудование для показа фрагментов занятия.

 Подготовительная работа: объявление-приглашение. Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Чтобы ваш ребёнок рос общительным, свободно строил предложения, чтобы его речь была богатой и выразительной… Приглашаем вас на встречу, где воспитатели группы поделятся с Вами профессиональными секретами в речевом развитии малышей.

 Ход мероприятия: (Звучит торжественная музыка. Гости и участники игры занимают свои места.)

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры. Называется наша сегодняшняя игра «Родители и воспитатели — два берега одной реки» и посвящена развитию речи у детей посредством составления описательных рассказов.

Вопрос к родителям: "Как Вы считаете, кто главный воспитатель ребёнка?» Воспитатель: Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Семья - это не только защита, тепло, отдых, но и тяжелый труд. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно самое надежное средство, цементирующее семейный очаг - это любовь. (на слайде - семья)

Воспитатель: Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. (на слайде - дети)

Вопрос родителям: «При помощи чего мы общаемся с вами?..... А как вы думаете красиво и правильно говорить надо учиться или это врождённое качество?.... Сегодня мы хотим поделиться методами и приёмами, которые используем в работе с детьми для развития речи и, которые легко можете использовать, общаясь с ребёнком дома. Воспитатель: Как Вы понимаете высказывание «Свяжи свой язык, либо он тебя свяжет». (Неизвестный автор) (на слайде появляется высказывание неизвестного автора: на фоне дошкольников)

Воспитатель: Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Воспитатель: В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора и со своими игрушками), из - за занятости и невнимания родителей редко слушают сказки из уст мамы и папы, а развивающие речевые занятия – это вообще редкость. А слова «паразиты», замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений - все это следствие просмотра телевизионных передач для взрослых. Речь детей становится односложной, состоящей из одних простых предложений. Воспитатель: Появляется недостаточный словарный запас. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Чтобы проблем к школе осталось как можно меньше, необходимо пополнять словарный запас ребенка с помощью разных упражнений.

 Например: А) подбор определений, характеризующих предмет: береза - белоствольная, величавая, стройная, кудрявая; Руки - трудолюбивые, нежные, большие, маленькие, золотые, заботливые, детские, добрые. Б) подбор антонимов (слова противоположные по смыслу): Высокий–низкий. Ошибка – истина. Наказание – прощение. Талант – бездарность. В) подбор синонимов (слова, звучащие по-разному, но имеющие одно смысловое значение) Родник – ключ, источник. Грусть, тоска, скука, уныние, одиночество. Согласие, единодушие, договор. Родина, Отечество, Отчизна. Совесть-стыд. Мечта-иллюзия. Г) разучивание пословиц и поговорок, крылатых изречений: Воспитатель (вопрос родителям): Вспомните пословицы и поговорки о волке. Волк в овечьей шкуре. Волка ноги кормят. Волков бояться — в лес не ходить

 Воспитатель (вопрос родителям): Вспомните пословицы и поговорки о Друг познается в несчастье. Дружба крепка не лестью, а правдой Родине или дружбе. и честью. Дружба дружбой, а денежки врозь. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Если дружба велика - будет Родина крепка. Родина - мать, умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Д) подбор фразеологизмов - употребление фраз в переносном смысле. Фразеологи́ зм (фразеологический оборот) – это речевой оборот свойственный только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Вопрос родителям: Светлана Михайловна, скажите, пожалуйста, вы часто мечтаете? Если не секрет, скажите, о чем мечтаете? Сбылась ли ваша мечта? Что вы чувствуете, когда сбываются ваши мечты? Можно сказать, что вы на седьмом небе от счастья?! Воспитатель: Вспомните еще какие Вы знаете фразеологизмы: считать ворон, сесть в галошу, вставлять палки в колеса и др.

 ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. (2 мин

Воспитатель: Перед Вами лежат конверты с фразеологизмами в картинках. Вам необходимо не только назвать, что это за фразеологизм, но найти к нему фразеологизм – антоним. Воспитатель: Совершенствование связной речи - одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога - основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном. Дети учатся описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Воспитатель: Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. (4 мин)

оспитатель: Сейчас Вы должны будете сочинить небольшой рассказ. Каждая команда получит конверт с картиной, но своим соперникам его не показывайте. Игроки называют такие ключевые слова или сочетания слов, по которым соперники должны будут (и смогут) составить описательный рассказ, не видя картины.

Музыкальная пауза (ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)

Вопрос родителям: Сергей Николаевич, скажите вы любите отгадывать загадки? Как часто вы отгадываете загадки с ребенком? А сочиняете ли вы загадки или волшебные истории сами? Воспитатель: Сочинительство развивает не только воображение и мышление ребенка, но речь. Загадка – это описывание предмета, его характеристик, не называя самого предмета.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Она бывает на новых и на старых вещах. Иногда она мешает, а иногда без нее очень плохо. Она может появиться неожиданно, а можно сделать специально. А избавиться от нее бывает очень трудно. Она может быть и на крыше, и на платье, и в кармане, в валенках, в шкафу, да где угодно. Иногда мы ее прячем от других, иногда и сами о ней не знаем. Про нее есть и загадка, и поговорка: Когда в пустом кармане что-то есть? (Дырка).

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. (5 мин)

 Воспитатель: Внимание! Черный Ящик! (музыка) Откройте черный ящик, но не показывайте и не называйте предмет, который вы видите. Воспитатель: Внимание! Задание. Придумайте загадку о предмете, который лежит в вашем черном ящике. Постарайтесь назвать признаки предмета, так чтобы соперники не сразу смогли догадаться о чем идет речь. Команды загадывают друг другу загадки. Например: 1-ая команда: Для каждой одежды подходит своя форма, цвет, размер. На некоторой одежде этой детали нет вовсе. Вы не встретите ее на спортивной форме. Иногда не бывает ее на халате. (Пуговица) 2-ая команда: Это то, без чего не может жить человек сейчас. Он есть и у взрослых, у детей, даже у пожилых людей. Как без него жили люди раньше? Вот подрасту чуть-чуть, и мне его купят. В любое время тогда я смогу поговорить с мамой или с друзьями. (Сотовый телефон) Воспитатель: Обучение составлению описательных рассказов очень важно! для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Воспитатель: Всегда приятно общаться с человеком, который умеет связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Если есть трудности у ребёнка в описании предметов, построении сюжета, то необходимо использовать схемы-подсказки — мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Воспитатель: Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог и родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Воспитатель: Напомню, что описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Воспитатель: Предлагаю Вашему вниманию мнемотаблицу. Попробуйте составить по этой схеме описательный рассказ о елке (потом о березе)

. Воспитатель: К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру. Воспитатель: Составляя мнемотаблицу, мы и прибегаем к ассоциациям (на слайде) Паук, вертушка, мельница, вертолет, краб, бабочка. Вопрос родителям: Посмотрите внимательно на рисунок с абстрактностилизованным изображением и скажите, на что оно похоже.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. (3 мин)

 Воспитатель: Игроки получат конверт с текстом. Каждая команда должна составить мнемотаблицу по данному тексту. 1-ая команда: От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. 2-ая команда: От улыбки станет всем теплей - И слону и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на земле, Будто лампочки, включаются улыбки!

Вопрос родителям: Софья Борисовна, вы можете назвать предметы, которые отвечают на вопрос кто? или что? Какие предметы можно отнести к одушевленным предметам, а какие к неодушевленным? Какие части речи вы знаете? Для чего служат предлоги и союзы?

 ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. (5 мин)

 Воспитатель: На слайде Вы видите картину «Ночной пейзаж». Составьте описательный рассказ, используя только существительные, предлоги и союзы. Воспитатель: Уважаемые, родители. Предлагаю принять путем голосования следующее решение по данному собранию

. РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ. 1. Ведение родителями дневника развития речи своего ребенка (отмечают появление новых слов, фраз, высказываний). 2. Изготовление родителями книжки-раскладушки «Мой ребенок», «Моя семья». Родители рисуют своего ребенка, рассказывают о нем, описывают все печатными буквами. Книга будет находиться в специальном накопительном портфеле ребенка. Он сможет ее прочитать, как только научится читать. 3. Оформление родительского центра или газеты для любознательных родителей «Вместе!» по теме собрания.

 Воспитатель: Наше родительское собрание подошло к концу. Надеюсь, что оно было не только веселым, но и познавательным для Вас. Каждый родитель получил в начале собрания сердечко. Напишите, пожалуйста, ваши отзывы о родительском собрании и пожелания. Спасибо, что нашли время и пришли сегодня  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...