Организация работы с одаренными детьми
статья

Гарунова Ирина Гусейновна

         Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МБДОУ «ЦРР - детский сад «Белоснежка»п.Пурпе-1 в обеспечении условий для раннего выявления, поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми

Гарунова Ирина Гусейновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» п. Пурпе-1

Пуровского района

Аннотация

         Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МБДОУ «ЦРР - детский сад «Белоснежка»п.Пурпе-1 в обеспечении условий для раннего выявления, поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

Ключевые слова:дети, одаренность,развитие, потенциал, способности, образовательная среда,личностно-ориентированный и индивидуальный подход, творческий, интеллектуальный, проект, инновационный.

Актуальностьданной темы заключается в том, что в условиях стремительно меняющегося мира, государство ставит вопрос о новом поколении креативных, высококвалифицированных специалистов.

Кто же такой одаренный ребенок? В толковом словареС.И. Ожегова слово «дар» означает «подарок», «способность», «талант».Обычно к «одаренным» и талантливым относят детей, которые выделяются своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеют внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

            Однако для того, чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной и образовательной среды.

В. А. Сухомлинский писал: «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Важным и благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство, и поэтому особая миссия возложена на детский сад. Задача детского сада – создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития потенциала одарённых детей дошкольного возраста через внедрение дифференцированного, личностно - ориентированного образовательного процесса. С этой целью в период с 2011 по 2014 год коллектив нашего учреждения работал над инновационным проектом по теме "Создание целенаправленной системы работы с одаренными детьми".

На сегодняшний день существует несколько видов детской «одаренности». Наш коллектив определил свой выбор на выявлении творческой одаренностивоспитанников, так как творчество является важным элементом всех видов одарённости, и в основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, творческих.

         Начальным этапом по работе с «одаренными» детьми является выявление воспитанников с признаками «одаренности».         Педагогом-психологом ЦРР отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческой одаренности, и включает в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников образовательных отношений. Это процесс, в котором участвуют родители, педагоги и узкие специалисты ДОУ, учитывается мнение самого ребенка.

        С целью отслеживания личностного роста ребенка и возможности корректировки направлений работы педагогов и родителей с каждым конкретным ребенком разрабатывается Индивидуальный маршрут сопровождения, а в дальнейшем оформляется мониторинг психолого-педагогического сопровождения «одаренного» ребенка.

       Кроме того, для отслеживания индивидуальных личностных достижений «одаренных» детей создан «Банк данных одаренных детей», оформляются детские Портфолио.

Система целенаправленной работы с «одаренными» детьми, реализуемая педагогами нашего учреждения, включает в себя несколько основных направлений, одним из которых является совершенствование научно-методического уровня педагогов, так как решающее значение в создании системы работы имеет готовность и мотивация педагогов к работе по развитию и поддержке дошкольников  с признаками одаренности.

          Для совершенствования научно-методического уровня коллектива в ДОУ создано «Научное сообщество педагогов», в рамках которого используются разные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, открытые показы занятий, мастер-классы по организации образовательной деятельности и другие.

         Другим, не менее важным направлением  в работе с «одаренными» детьми является создание личностно - ориентированной  образовательной среды, способствующей выявлению «одаренных» детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала.

В МБДОУ «ЦРР - детский сад «Белоснежка» созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей воспитанников.   В учреждении имеется музыкальный и концертный зал, просторный спортивный зал, насыщенный многообразием современного спортивного оборудования и инвентаря, тренажерный зал,театральная и изобразительная студии, мини-музей «Русская изба» с подворьем; оформлены уголки «Ямал - мой край родной», «Русь Первозданная», «Народы России», «Освоение космоса». На третьем этаже оборудована конструктивная зона, зона дорожного движения, а также экологическая зона с «Живым уголком», которая имеет особоезначение как для ознакомления детей с окружающим миром, так и для развития познавательного интереса и любознательности воспитанников, расширении кругозора детей.

Кроме того, в учреждении имеется компьютерно - игровой комплекс, имеются кабинеты логопеда и психолога, детская библиотека с видеотекой, также имеется детская творческая лаборатория, в которойреализуется курс занятий педагога-психолога по развитию творческого мышления(КТМ), осуществляется подготовка и реализация детских творческих проектов.

Переход и реализация ФГОС ДО, а также разработка научным обществом методических  рекомендаций«Паспорт группы»,«Модель зонирования развивающей предметно-пространственной среды», предполагающий разделение пространства группы на «Центры активности», помогли педагогам создать в групповых помещениях такую инновационную среду, которая способствует применению личностно-ориентированного подхода, и позволяет организовать самостоятельную деятельность детей  с учетом их интересов, потребностей и склонностей, позволяет проявлять инициативу, творчество и любознательность. В групповых помещениях, разделенных на «зоны», оформлены центры и уголки: центр чтения и письма «Грамотейка», центр науки и исследовательской деятельности «Мини лаборатория», центр математики и логики «Познавай-ка»,центр творчества «Умелые ручки», уголок театра «Маска», уголок конструирования  «Юные строители», спортивный уголок «Здоровей-ка» и т.д.

Центры и уголки познавательной деятельности оснащены различным дидактическим материалом,  играми и  пособиями интеллектуальной направленности(шашки, настольно-печатные игры «Почемучки», «Радуга Кайе», логические тренажеры, викторины «Царская грамота», «Вокруг света», «Случайное число?!», «Мы живем в России», электронные викторины «Родная речь»), обогащены картотеками «Ребусы», «Логические задачи», «Лабиринты», «Головоломки», «Веселые задачки» и т.д. Центры и уголки творчества оснащены  разнообразным материалом и наборами для изобразительной деятельности(бумага различной фактуры, обычные и фигурные ножницы, цветные карандаши и  восковые мелки, наборы фломастеров различных видов, гуашь, трафареты, схемы для рисования и т.д.), а также материалом для театральной и музыкальной деятельности(театральные куклы, ширмы и музыкальные инструменты, беспроводные микрофоны и т.д.).

С целью привлечения воспитанников к планированию образовательного процесса, для планирования совместной и самостоятельной деятельности в течении дня, педагоги учреждения используют такие формы работы, как работающий стенд «Я выбираю», благодаря которому ребенок имеет возможность  проявить инициативу и выбрать вид деятельности, партнера, материалов и т.д., технологию «Модель трех вопросов»(«Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как мы можем это узнать?»), который также позволяет ребенку проявить инициативу, продемонстрировать свои знания и представления в том или ином вопросе.

Важной составляющей образовательной среды в ДОУ является создание благоприятного эмоционального фона. Именно реализации этой задачи способствует внедрение такой формы совместной деятельности, как технология «Детский совет» (Л.В. Свирская). Благодаря этой технологии ребенок становится активным участником в обсуждении проблем и принятии решений, становится полноправным участником образовательного процесса, основанном на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, а не исполнителей указаний воспитателя. «Детский совет»  дает возможностьразвивать познавательную инициативу дошкольника, позволяет быть активным в выборе содержания своего образования.

Благодаря таким формам работы, ребенок учитсяразрабатывать план действий,учится делать осознанный выбор и нести  ответственность за сделанный выбор,  учится формулировать суждения, аргументировать высказывания и отстаивать свою точку зрения, учится договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и т.д.    

         В связи с тем, что способности «одаренных» детей в какой-либо области отличаются от способностей их сверстников, при организации образовательного процесса педагоги применяют дифференцированный подход, предлагая детям с признаками «одаренности» усложненные варианты заданий, совместные и индивидуальные проекты, сообщения, с которыми они могли бы выступить перед сверстниками. Данный подход придает образовательному процессу творческий характер и создает условия для проявления индивидуальных потребностей и возможностей в познавательной деятельности.

Также для эффективного развития интеллектуально-творческих способностей  и мыслительной активности дошкольников, педагоги ЦРР активно используют «Круги Эйлера»(Метод моделирования по Л.А. Венгеру), и ТРИЗ-технологию (Г.А.Альтшуллер).

         В рамках реализации инновационного проекта «LEGO  - конструирование и робототехника в ДОУ- первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству», с 2014 году в учреждении создан LEGO – центр, оборудованный конструкторами нового поколения, которые позволяют не только привлечь детей  к  техническому творчеству, но и способствуют  зарождению творческой личности в технической сфере.  

           Кроме того, в ДОУ имеется цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша», интерактивная панель Мерсибо, которые в полной мере соответствуют одному из основных принципов ФГОС ДО -  амплификации детского развития.

Чтобы предоставить одаренным детям возможность проявить свои способности, знания и умения, а также с целью стимулирования их дальнейшего развития, проводится работа по организации различных конкурсов и состязаний интеллектуального и творческого характера. Это: шашечные турниры, интеллектуальные марафоны «Большая игра», «Умники и умницы»,познавательные викторины «Всезнайки», «Литературная викторина», «Знатоки Космоса» «Там, где всегда снега»и другие, конкурсы чтецов «О тебе, моя Россия!», «Осень золотая!», «Дружба начинается с улыбки» и т.д., организовываются выставки творческих работи т.д.

        Еще одним условием поддержки и развития способностейдошкольников с признаками одаренности являются кружки по интересам.

           В нашем учреждении детям предложены кружки разной направленности: "Страна - LEGO" (занятия по  техническому творчеству),   "АБВГДей-ка" (обучение детей основам чтения), "Зазеркалье" для детей 4-7 лет (музыкальное развитие), спортивный кружок "Дзюдо" для детей 5-7 лет. Музыкальный руководитель ЦРР осуществляет работу по обучению детей с выраженными вокальными данными пению, социальным педагогом для детей  с признаками творческой «одаренности» предложен  курс по программе «Развитие социальной уверенности детей»(автор Е.В Прима).

Более того, в ЦРР каждый год проходит большое, совместное с родителями мероприятие  -  «Фестиваль творчества», на котором дети демонстрируют свои артистические, художественные,  вокальные, музыкальные  и хореографические таланты.

         Еще одним совместным мероприятием, которое  проводится в ДОУ ежегодно, является научно-практическая конференция «Первый шаг в науке», на котором дети выступают с исследовательскими и творческими проектами на заинтересовавшие их темы. Научно-практическая конференция - это эффективная форма работы с «одаренными» детьми, отвечающая требованиямличностно- ориентированного подхода.

 Благодаря такой целенаправленной работе, воспитанники ЦРР становятся победителями и призерами творческих конкурсов и  познавательных викторин различного уровня, становились победителями и призерами районных шашечных турниров, являются неоднократными победителями муниципальногои регионального этапов всероссийского роботехнического Форума  «ИКаРенок», победителями регионального тура всероссийского конкурсаисследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников«Я - исследователь».

Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в трёх направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи «одаренного» ребенка, направленное  нарасширение возможностей понимания «одаренного» ребенка, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком,установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

2. Организация информационной среды для родителей, которая включает в себя:

цикл общих  и групповых собранийпо вопросам детской одаренности(«Одаренныйребенок и как его воспитывать», «Игры, способствующие развитию умственных способностей»),

- изготовление информационных буклетов, памяток иконсультацийпо вопросам развития творческих способностей детей.

- проведение мастер-классов,

- организация отчетных  мероприятий, презентующих достижения воспитанников;

-ведение странички на интернет-сайте ДОУ «Развиваем способности детей» с рубрикой «Поиграем вместе», где представлены копилки познавательно-развивающих игр и игровых упражнений для развития логического мышления, творческие задачки с нестандартным решением и т.д.

- в приемных комнатах групп оформлены уголки «Экран почемучек», «Письмо  родителям», в которомотражена тема недели и основная цель, в краткой форме перечислены основные дела, которые будут реализованы в течение недели: игры, образовательная деятельность и прочее. Так же через письмо предлагается родителям организовать совместно с детьми игры, прочитать художественную литературу, провести беседу с ребёнком по теме, провести наблюдения в домашних условиях. Письмо меняется с началом новой темы недели.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей,в ходе реализации которой родители становятся активными участниками образовательного процесса, участвуя в подготовке исследовательских работ и творческих проектов, в изготовлении совместных познавательных  журналов (на различные темы) ивыпуске газет, в оформлении фото плакатов на различные темы и организации выставок творческих работ,в оказании помощи в проведении различных творческих и познавательных конкурсов и театрализованных представлений.

 В библиотеке ЦРР для родителей и воспитанников в течение года оформляются выставки детской литературы познавательной направленности, выставка литературы, помогающая организовать совместное художественно-прикладное творчество «Наши руки - не для скуки».

      С целью ознакомления родителей с успехами  ребенка в течении дня, детям вручаются «хваленки», а в завершении недели по количеству «хваленок» определяется «Звездочка недели».

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне сада.Такую активную работу родителей нельзя оставлять без внимания. Родителей нужно поддерживать и поощрять. В этом направлении коллектив ЦРР использует такие формы, как объявление благодарности родителям на групповых и общих родительских собраниях, на страницах интернет-сайта, письменные благодарственные обращения на групповых информационных стендах, вручение Благодарственных писем и награждение Почетными грамотами на итоговых собраниях, освещение значимости помощи родителей в СМИ(опубликовать статьи о совместных мероприятиях на сайте ДОУ).

В завершении, хочется отметить, что только при такой целенаправленной сплоченной работе педагогов и семьи  возможно создание в образовательных организациях   личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей.

Библиографический список

  1. Концептуальные вопросы разработки единой логико-структурной схемы выявления и первичного отбора одаренных учащихся и студентов // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д.Б.Богоявленской- М., 2002.
  2. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого,- М.: Прогресс, 1991. -376 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.М.1988
  4. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика.- 2000.- №10.- с. 87-94.
  5. http://crrbelosnegka.ucoz.ru/index/rabota_s_odarennymi_detmi/0-89( официальный сайт ДОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми в ДОО

Представлен опыт работы с одаренными детьми в МБДОУ "Детский сад №10 г.Красноармейска", затронуты основные вопросы и проблемы данного направления....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Методическая разработка "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благ...

Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.   Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ...

Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...