Мате "+" в детском саду
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Липина Татьяна Сергеевна

Работа с дидактическим материалом в развивающей коробке Мате "+" в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 88 общеразвивающего вида" 

г. Сыктывкара

Муниципальный этап конкурса «Воспитатель года -2019»

Педагогическая находка

«Мате:плюс» -

развивающая  математика

в детском саду»

Подготовила:

 воспитатель первой

квалификационной

категории: Липина Т.С.

Сыктывкар, 2019 г.

В программно-дидактическом комплексе «Мате:плюс. Математика в детском саду» представлены специальные занятия для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) с использованием материалов и простейших математических задач. Это методическое пособие для организации математического образования в дошкольном возрасте. Оно подготовлено совместно с основной образовательной программой «Вдохновение».

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС.

Новизна и оригинальность

  Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Программа является уникальным продуктом, интегрирующим различные аспекты математического образования.

  Программа основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования.

«Мате:плюс» – это:

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- развитие математического мышления;

- поддержание  всестороннего и гармоничного развития детей (побуждение к любопытству, вызывание радости открытий в процессе освоения нового, развитие творческого потенциала и фантазии, поддержание языкового развития, развитие мышления и памяти);

- результативность и чувство успешности у детей с разными возможностями;

- получение базового математического опыта, необходимого для дальнейшего обучения в школе по новым программам;

- освоение математических представлений в игре и проектах;

- игры и задания разной сложности, в том числе для одаренных детей;

- ясные рекомендации, инструкции и материалы для взрослых.

 Система «Мате:плюс. Математика в детском саду» охватывает всё необходимое для дошкольников математическое содержание. Она поможет сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом. Дети будут экспериментировать с основными геометрическими формами; играя с кубиками и зеркалами, создавая узоры, будут исследовать закономерности и симметрию. В увлекательных играх они освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры... Благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду. При этом особенно важно, чтобы дети осваивали все новое с удовольствием и в любимой ими форме — прежде всего в игре.

Остановимся на содержимом комплекта:

В комплекте предлагаются карточки для педагога, в которых даны конкретные указания со всеми материалами комплекта. На лицевой стороне карточки приводится информация об играх и заданиях с указанным материалом в виде таблицы, в которой отражены название игры или задания, ссылка на соответствующую карточку для детей, форма работы, разделы в виде цветового круга и темы, которые прорабатываются.

К заданиям на обороте карточки даны инструкции к их проведению и перечислены дополнительные материалы.

Методические рекомендации для педагога, для развития математических способностей у детей, по ведению наблюдений, а так же игр и заданий на каждый день.

Таблицы наблюдений за развитием детей в возрасте до 5 лет и от  5 лет.

В комплекте есть карточки для самостоятельной деятельности детей. На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.

Значок подсказывает ребёнку, что к заданию необходимо пояснение педагога, за которым нужно обратиться ко взрослому. Большинство заданий ребёнок поймёт сразу, т.к. во многих из них даётся подсказка.

Математические тетради. Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи. В тетрадях и на карточках для детей, в верхнем углу имеются условные обозначения, которые подсказывают ребёнку: что он должен попросить педагога дать пояснения к заданию; от педагога требуется помощь или наблюдение; буква «м» означает, что задание можно выполнить много раз. Это позволит проследить его успехи в развитии; зеркало – означает, что речь идёт о зеркальном отображении объекта или картинки.

Карточки.

В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.

Подставки.

Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.

Сюжетные игровые поля (4 поля).

На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.

Игровое поле (2 поля).

Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.

1. Медведи.

В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.

В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше. (Предлагаю вам немного поиграть. У каждого в мешочке лежат медведи. Ваша задача – найти на ощупь и вытащить двух медведей одного размера; Варианты игр, карточки К5, К 13 – посмотреть на карточку несколько секунд и затем расставить медведей по памяти.)

2. Деревянное табло (кубики синие и красные).

Деревянное табло, размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков общее число остаётся неизменным.

3.Кубики для строительства (деревянные кубики).

Кубики для строительства предназначены для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, например: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если ребёнок, построив конструкцию, ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.(Предлагаю построить конструкцию под диктовку партнёра или по карточке).

4. Мозаичные кубики (красные, жёлтые).

Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить, какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры. (Предлагаю поиграть. Возьмём карточку для детей К 22. Нужно выложить мозаику зеркально, отображающую образец).

6. Волчок и кубикиВ играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами, и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок. (Предлагаю поиграть с волчком).

7. Штампы. В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.

8. Трафареты.

С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры, создавать самые разные узоры в разной последовательности. (Предлагаю создать узор на листе бумаги, на вашу фантазию).

9. Мешочек для тактильных игр.

Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.

10. Фишки (круги синие, красные).

Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: кладут 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.

11. Тубы.

Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества. (Поместите в тубы определённое количество фишек и поставьте тубы рядом. Сравните количество фишек, без определения количества).

12. Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой? (Встряхните коробочку с шариками и сосчитайте количество шариков в одной секции и в другой).

13. Зеркало безопасное на подставке.

С помощью зеркала дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.

14. Цветные геометрические фигуры.

Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше. (Выложи узор из геометрических фигур на свою фантазию).

Отличительная особенность программы:   

Программа делится на пять разделов. Каждому разделу математики присвоен свой цветовой код, который используется в печатных материалах комплекта: на карточках для педагогов и карточках для детей, в математических тетрадях для детей и таблицах наблюдений. Это помогает педагогу быстро определять, на развитие каких способностей направлено то или иное задание. При этом следует обратить внимание на то, что многие задания относятся одновременно к нескольким разделам математики, в этом случае они помечаются несколькими цветами.

Разделы:

1. Пространство и форма (зелёный цвет).

2. Структуры, закономерности, узоры (фиолетовый цвет).

3. Величины и измерения (красный цвет).

4. Данные, частота, вероятность (голубой цвет).

5. Множества, числа, операции (жёлтый цвет).

Немножко остановимся на разделах:

Пространство и форма: Дети очень рано познают трехмерное пространство. В этом пространстве происходит их двигательное развитие, и они постепенно учатся ориентированию в нем. При этом важны как все грани восприятия, так и интеграция его с другими умственными способностями и моторными навыками. В программе уделяется большое внимание:

- развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, умения различать фигуру и фон, способности распознавать одинаковые объекты в соответствии с формой (постоянство формы), определения положения в пространстве и понимания пространственных отношений;

- развитию пространственного воображения;

- освоению пространственных понятий.

Игры с кубиками – создание фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, эксперименты с зеркалом, задания в печатных материалах, а также подвижные игры, описанные в методических рекомендациях, всесторонне охватывают основные задачи развития пространственного восприятия и воображения.

Знакомство с геометрическими формами – отдельная задача математического развития дошкольника. В играх и экспериментах с материалами Мате:плюс дети научатся узнавать основные геометрические формы, их свойства, получат первые представления о симметрии и геометрических телах.

Структуры, закономерности, узоры: Создание узоров – важный вид деятельности для дошкольника. Создавая узоры из повторяющихся комбинаций элементов, он начинает понимать, что принцип их построения можно задать и воспроизвести. Работа детей с структурами, закономерностями и узорами служит для развития общих умственных способностей, в частности умения группировать и упорядочивать. Умение увидеть правило в узоре тесно связано с общей способностью к пониманию. 
С материалами Мате:плюс дети научатся узнавать и продолжать последовательности, самостоятельно создавать узоры – задавать ритм для узоров, изображать узоры на бумаге и выкладывать их из геометрических и игровых материалов.

Величины и измерения: В обычной жизни числа встречаются детям не в качестве абстрактных понятий, а в основном в привязке к величинам. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с такими величинами, как деньги, время, длина и вес.

Материалы Мате:плюс® помогут детям приобрести опыт понимания величин и освоить их в игре. Сравнивая, упорядочивая и измеряя все подходящие предметы, дети одновременно начнут осваивать соответствующие понятия: больше-меньше, длиннее-короче, тяжелее-легче, раньше-позже и др. 

Данные, частота, вероятность: Работая с материалами раздела «Данные, частота, вероятность», дети

•научатся упорядочивать и классифицировать данные,

•получат первые представления о вероятности «достоверное –  невозможное – вероятное»,

•научатся решать простые комбинаторные задания.

От самых простых заданий на сортировку предметов (фигурок медведей) дошкольники перейдут к первым навыкам сбора, упорядочения и классификации данных. Например, нужно распределить объекты по группам: «Сколько девочек и сколько мальчиков в группе?» Полученное количество они попробуют отобразить подходящим способом (штрихами, фишками). Затем поупражняются в оценивании результатов классификации и в употреблении понятий «больше», «меньше», «меньше всего», «больше всего», «столько же».

С помощью фишек, кубиков, волчка и других материалов дети получат первые представления о вероятности: что произойдет совершенно определенно, что невозможно, и что может произойти, а может и не произойти.

Простые комбинаторные задания (в которых нужно найти возможные варианты распределения нескольких объектов) также будут решаться в игре с помощью фигурок медведей, геометрических фигур, фишек и других материалов.

Множества, числа, операции: Числа и арифметические действия считаются непосредственной областью математики.

• Счет. Впервые ребенок обращается к числам во время счета. Различают несколько ступеней развития навыка счета, что учитывается в материалах и упражнениях программы Мате:плюс®. В программе предусмотрены задания, благодаря которым дети смогут освоить счет вперед (на возрастание), обратный счет (на убывание), счет от любого числа.

• Узнавание чисел на письме и на слух, определение и изображение количества. Уникальный комплекс материалов Мате:плюс® позволит детям научиться выкладывать и узнавать (без пересчета) количества, соотносить цифры, количества и числительные. В программе также предусмотрены материалы и задания, которые помогут детям научиться писать цифры.

• Сравнение, структурирование чисел и определение отношений между числами. В программе предусмотрены материалы и задания на определение большего/меньшего числа, упорядочение чисел по возрастанию, сравнение количеств (по принципу «один к одному»).

• Разложение и объединение чисел. Когда дети научились устанавливать связь между числом и количеством, им становится ясно, что каждое число может состоять из нескольких «частей» (понятие части и целого). Материалы Мате:плюс® позволяют наглядно подвести детей к пониманию сложения и вычитания, удвоения и уменьшения вдвое, освоить состав числа.

Все материалы программы можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

Мастер класс «Знакомство с программой «Мате:плюс» Математика в детском саду»

Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Программа является уникальным пр...

Программно-дидактический комплекс «Мате: плюс Математика в детском саду»

Система «Мате: плюс™. Математика в детском саду» охватывает все необходимое для дошкольников математическое содержание....

Программно-дидактический комплекс «Мате: плюс Математика в детском саду»

Программно-дидактический комплекс «Мате: плюс» Математика в детском саду, разработан совместно с основной образовательной программой «Вдохновение».   Под редакцией В....

Мате "+" в детском саду

Квес с использованием дидактической коробки Мате "+"...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....