Роль музыкального руководителя на всестороннее развитие личности ребенка ,посредством музыки..
статья

Михайленко Олеся Викторовна

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального руководителя на всестороннее развитие личности ребенка, посредством музыки.

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. По этому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения. Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства воспитывается способность воспринимать чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к природе труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства. Искусства служат средством познания окружающего мира и средством воспитания. Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он в свою очередь, неотделим от гуманизма. Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она – по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшие музыкальное развития человека препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при не одинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей. Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организована ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональном отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» - писал В.В. Ванслов. Психолог Б.М. Теплов говорил по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению. В результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина пишет: «Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы. Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить примитивизма, предполагая, что детям он доступен». Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроит вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определенные отношения к художественному образы и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса. Задача эстетического воспитания требует отношения к любому музыкальному произведению пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться эмоционально, выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое - способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщают его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка. Сопереживание ребенком чувств выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатление детства глубоки и сильны; использования музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирования его личности. Цель ДОУ воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер, способствовать тому, чтобы музыка проникла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

«Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка».

"Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, это необходимые условия...

Консультация для родителей «Роль педагога-хореографа во всестороннем развитии личности ребенка-дошкольника»

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности....

Консультация для воспитателей на тему: «Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»

Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесс...

Консультация для воспитателей "Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка".

laquo;Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»....