Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности
статья

Плюхина Галина Михайловна

Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy_novyy.docx67.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52» Асбестовского городского округа

Педагогические чтения

среди педагогических работников Асбестовского городского округа

тема работы:

Поддержка детской инициативы

в условиях организации музыкальной деятельности дошкольников

Автор:

 Плюхина Галина Михайловна

 должность:

музыкальный руководитель

категория:

 первая

 контактный телефон:

8-908-63-74-774

АГО 2017

Содержание работы:

1.Статья………………………………………………………………………..…............................…….3

3. Список литературы………………………………………………………………………..…………..8

4.  Приложения

  • Возрастные периоды развития детской инициативы................................................................9
  • Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы (из раздела «Основные направления и формы поддержки детской инициативы» рабочей программы музыкального руководителя Плюхиной Г.М. по организации музыкальной деятельности на 2016-2017 учебный год).........................................................................................................10
  • Карта наблюдения за проявлениями детской инициативы в музыкальной деятельности................................................................................................................................13


Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы организации системы педагогических условий поддержки музыкальным руководителем детской инициативы в процессе музыкальной деятельности.

Рассмотрены определения инициативы, выделены составляющие её компоненты, сформулированы основные задачи музыкального руководителя по поддержке детской инициативы. На основе работы Коротаевой Е.В., выделены три возрастных периода развития детской инициативы, дана характеристика и выявлена специфика поддержки детской инициативы в каждом возрастном периоде. Автор, используя модель О.А,Скоролуповой,  описывает необходимые условия поддержки детской инициативы, раскрывает позицию педагога, особенности организации образовательного процесса, предлагает как вариант педагогической диагностики собственную «Карту наблюдении за проявлениями детской инициативы в музыкальной деятельности».

Статья будет интересна музыкальным руководителям: поможет им как в написании соответствующего раздела рабочей программы, так и в практической деятельности. Предлагаемая система условий поддержки детской инициативы позволяет повысить качество музыкального развития воспитанников и получить положительный результат как автору системы, так и другим педагогам. В дальнейшем автор планирует продолжить работу по данному вопросу и изучить возможности игры на детских музыкальных инструментах как средства поддержки детской инициативы.

Введение

Актуальность, цели и задачи

Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования неоднократно упоминается это качество: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). В рабочие программы педагогов внесен специальный раздел, посвященный поддержке детской инициативы. Все это говорит о том, что развитие и поддержка детской инициативы становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. На её решение должны быть направлены усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и музыкального руководителя. Однако в практической деятельности недостаточно проработаны условия  поддержки детской инициативы в различных видах детской деятельности, в частности – музыкальной. Возникает противоречие между необходимостью комплексно решать поставленную задачу и фрагментарным, подчас случайным характером работы по данному направлению. В ситуации реализации ФГОС ДС возникла необходимость написания специального раздела рабочей программы «Поддержка детской инициативы».

Целью моей работы стало создание системы условий, направленных на поддержание  детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников в ДОУ. Её реализации способствовало решение следующих задач:

1.        Изучить теоретические аспекты формирования и развития детской инициативы в дошкольном возрасте;

2.        Выявить основные условия поддержки детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников;

3.        Разработать раздел рабочей программы музыкального руководителя «Поддержка детской инициативы» как отдельное условие поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности;

4.   Подобрать показатели оценки детской инициативы в музыкальной деятельности,   на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию музыкальной образовательной деятельности.

Реализация поставленных задач позволила мне создать систему условий, комплексное применение которых позволяет не только оказывать поддержку проявлениям детской инициативы, но и повышать качество музыкальной деятельности воспитанников.

Новизна и перспективность

Новизна моего опыта, изложенного в данной работе, заключается в разработке (с опорой на педагогические теории Коротаевой Е.В., Скоролуповой О.А. и собственный опыт) и апробации системы условий, направленных на поддержание детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников. Любой музыкальный руководитель может: использовать в своей работе разработанную систему условий, руководствоваться описанием «Деятельности педагога по поддержке детской инициативы» или использовать предложенную «Карту наблюдения за проявлениями детской инициативы в музыкальной деятельности». В дальнейшем планирую составить картотеку музыкальных игр с пением и изучить возможности игры на детских музыкальных инструментах как средства поддержки детской инициативы.

Основная часть

Инициатива – это почин, первый шаг в каком либо деле, внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности. но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. (О.А.Скоролупова).

Теоретическое обоснование вопросов формирования, развития и поддержки детской инициативы занимались Коротаева Е.В., Святцева А.В.,  Васютина И. В., Попова Е. В., Г.Б. Монина, О.А.Скоролупова и и др. Анализ их работ позволяет сделать обобщенное определение инициативы как интегративного качества личности, характеризующегося мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Это определение позволяет выделить основные составляющие компоненты детской инициативы: мотивационный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный. Изучив их характеристики, я смогла сформулировать задачи музыкального руководителя по  поддержке детской инициативы в музыкальной деятельности.

Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать. Поддерживается внутренними и внешними мотивами. Мотивация к деятельности может быть разной: желание попробовать что-то сделать, получить положительную оценку взрослых, желание самоутвердиться, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы). Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Когнитивный компонент инициативы – о пределенные знания о ходе выполнения задания, действия. Ребенок должен владеть определенным багажом знаний, быть научен основным приемам звукоизвлечения на детских шумовых инструментах, танцевальным движениям, элементам перестроений, знать основные понятия музыкального языка и т.д. Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников, формировать ЗУНы.

Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, настойчивость, доведение начатого до конца. Задача музыкального руководителя –  создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и творческое начало в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.

Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель;  Проявляется в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль,  осознать и дать оценку собственным действиям.

Непосредственно музыкальной деятельности касается когнитивный компонент, остальные являются универсальными для любого вида детской активности.

На основе работы Коротаевой  Е.В. и других авторов мною были выделены три возрастных периода развития детской инициативы (приложение 1), даны характеристики каждого и выявлена специфика поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности для каждого возрастного периода.

Ребенок до 3-х лет инициативен по своей природе. Он совершает «первые шаги» во всем, по собственной инициативе осваивая окружающий мир. Для этого периода характерна высокая значимость мотивационного компонента, в котором  превалируют личные мотивы. По мере взросления ребенка роль общественных мотивов возрастает. В этом возрастном периоде важно создать оптимальные условия для развития, побуждающие ребенка к музыкальной деятельности, и поддержать его инициативу. Репертуар, понятный ребенку, вызывающий положительный эмоциональный отклик (зачастую это детские песенки-танцы, носящие игровой характер). Музыкальные игрушки и инструменты – яркие, эстетичные, издающие приятные уху звуки, вызывающие желание играть и действовать с ними самостоятельно. Важно, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о цели действия с музыкальными предметами. В данном случае взрослый для ребенка является носителем образцов предметных действий. На этом этапе у ребенка появляется личный мотив к началу деятельности – освоить способ действия, чтобы получить желаемое. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей устойчивый интерес к музыкальной деятельности.

Детский возраст от 3-х до 5-и лет является сензитивным периодом для формирования основных компонентов инициативы. Кризис трех лет «Я сам» знаменует собой начало периода развития собственно инициативы. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. (Васютина И. В.) Главное преимущество игры – её способность заинтересовать ребёнка, вызвать у него непроизвольное внимание. Игра даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, творческую инициативу. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: ” ...игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных”. Получая удовольствие от процесса игры, дети гораздо чаще проявляют инициативу при реализации заложенных в игре задач, чем в каком-либо другом виде музыкальной деятельности. Однако комплекс всех видов музыкальной деятельности является важным средством активизации детской инициативы, когда воспитанники могут проявить себя в самых различных направлениях. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. По мере накопления и овладения различными способами действий в различных видах музыкальной деятельности все чаще детская инициатива проявляется и в них, но наблюдается следующая закономерность: сначала она проявляется в танцевально-игровой деятельности – затем в танцевальной, сначала игры с звукоподражанием,  пением – затем песенное творчество, и т.д. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников определенный багаж знаний,   расширяющий возможности их самостоятельной музыкальной деятельности, и постепенно подводить детей к поиску самостоятельных индивидуальных решений задач в различных видах музыкальной деятельности (в первую очередь музыкальных играх и игре на детских музыкальных инструментах).

 Старший дошкольный возраст – период, когда инициатива наиболее ярко развивается в процессе музыкального творчества детей. Творческие задания предоставляют широкие возможности для проявления инициативы, активизируют музыкальные способности детей, что помогает воспитанникам более успешно усваивать программные умения и навыки. Работу по развитию детской инициативы через детское творчество осуществляю в соответствии с этапами развития творческих способностей детей. 1 этап: задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини); 2 этап - задания, способствующие освоению творческих действий, поискам решений; 3 этап - задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А.Ветлугина, А.И. Ходькова и другие). 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что степень выраженности компонентов детской инициативы в разные возрастные периоды неоднородна, и зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, окружающей обстановки, вида осуществляемой музыкальной  деятельности, позиции взрослого, организующего и сопровождающего эту деятельность.

Опираясь на теоретическое обоснование и собственный педагогический опыт, я сформулировала основные условия, обеспечивающими поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников:

  • опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.);
  • создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности,  активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности;
  • опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);
  • установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; диалогизация, сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитаннком, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям;
  • систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является,  на мой взгляд, самым важным условием.

О.А. Скоролупова в своей работе предлагает описывать деятельность педагога по поддержке детской инициативы через три основных направления: создание условий, позиция педагога, организация образовательного процесса.  Я использовала предложенную модель при написании соответствующего раздела рабочей программы по музыкальной деятельности, заполнив её с учетом возрастных периодов развития детской инициативы (приложение 2). Полученная модель деятельности педагога позволяет планировать конкретное содержание работы по поддержке детской инициативы, однако эффективность её будет незначительной без качественной  диагностики, позволяющей определить планировать содержание работы с конкретными воспитанниками  в соответствие с возможностями детей в зоне их ближайшего развития. 

Анализ работ Святцевой А.В., Коротаевой Е.В. позволил мне выделить показатели проявления детской инициативы в процессе музыкальной деятельности в каждом возрастном периоде (приложение 3). Музыкальный руководитель в процессе наблюдения отмечает проявление показателя в том или ином виде музыкальной деятельности ребенка, результаты наблюдений заносятся в карту. Разработанный инструмент позволяет в процессе наблюдения за музыкальной деятельностью детей оценить инициативность воспитанников и сделать вывод об эффективности применяемых форм, методов и приемов поддержки инициативы воспитанников, либо скорректировать образовательный процесс с учетом новых данных.  

Таким образом, использование таблицы «Деятельность педагога по созданию условий для поддержки детской инициативы» в сочетании с результатами педагогического наблюдения позволяет планировать конкретное содержание, виды деятельности, формы и методы организации образовательного процесса, подбирать  задания, предоставляющие возможность для проявления и поддержки детской инициативы. Комплексное применение всей системы условий поддержки детской инициативы дает больший результат, чем каждого по отдельности (эффект синергии)

Результаты

Проводимая планомерная работа по внедрению предложенной системы условий в практику организации музыкальной деятельности в ДОУ обнаруживает прямую зависимость между поддержкой детской инициативы и качеством музыкальной деятельности воспитанников:  Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно влияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Произвольность движений и слуховое восприятие развиваются: дети могут реагировать на смену темпа,  динамики, характера музыки и  её остановку, давать оценку собственным действиям и деятельности товарищей. Объём и качество (гибкость, пластичность) танцевальных движений увеличивается: дети овладеют разнообразными образно-игровыми движениями, жестами, мимикой, передающими понятный детям образ, могут самостоятельно создавать элементарные пластические образы и инсценировать сюжетные песни.

Заключение

Предложенная система условий, направленных на поддержание  детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников в ДОУ, способствует развитию детской инициативы, что влечет за собой осознанное, творческое отношение воспитанников к собственной музыкальной деятельности. Это становится возможным благодаря тому, что:

–  Организация работы  в соответствии  с особенностями  возрастных  периодов развития детской инициативы и на основе разработанного раздела рабочей программы позволяет музыкальному руководителю четко видеть цели  поддержки детской инициативы и пошагово их реализовывать.

–  Качественная  диагностика позволяет определить направления дальнейшей работы и  планировать содержание в соответствие с возможностями воспитанников в зоне их ближайшего развития.

– Применение в работе методов, ориентированных в первую очередь на индивидуальный и дифференцированный подход, позволяет способствовать развитию самостоятельности, творческой активности ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество освоения программы.

– Опора на системно-деятельностный подход способствует более эффективному усвоению детьми программного материала.

Таким образом, предложенная система условий поддержки детской инициативы позволит повысить качество музыкального развития воспитанников и получить положительный результат как автору системы, так и другим педагогам.


Список используемой литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

2. Васютина И.В., Попова Е.В., Фоломеева Л.Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41-43.

3. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24216 (дата обращения: 24.02.2017).

4. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.02.2017).

5. Сидорова Л.П. Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2013. №2 С.25.

Возрастные периоды развития детской инициативы

Возраст детей

Цель

Виды музыкальной деятельности,  являющиеся приоритетной сферой инициативы

Проявление инициативы в музыкальной деятельности

До 3-х лет

Формирование интереса к музыкальной деятельности, побуждение к  проявлению  активности, самостоятельности и инициативы

Слушание

Просят исполнить любимые пьесы, эмоционально откликаются

Музыкально-ритмические движения – детский танец

Спонтанно начинают двигаться под музыку в соответствии с её характером

Музицирование и игра

Проявляют желание играть на детских инструментах, экспериментируют со звуком, проявляют активность в играх,

От 3-х до 5-и лет

Накопление музыкальных впечатлений, освоение программных знаний, умений и навыков, установка на создание своего продукта (покажи, как скачет грустный, веселый зайчик, поет веселый воробей, изобрази дождик, и т.д.)

Музыкальная игра

 Проявляет активный интерес к играм, берет на себя ведущие роли, эмоционально выразительно передает игровые образы, вносит в них новые элементы, проявляя творческое начало.

Игра на музыкальных инструментах

Предлагает свои варианты звуковых имитаций (капает дождик, бежит мышка), и звуковых эффектов

Пение

 Выражает желание исполнить ту или иную песню, солирует, импровизирует простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей.

Музыкально-ритмическая деятельность и танец

Выражает желание участвовать в танце, солирует, импровизирует двигательные имитации, связанные с различными жизненными образами, самостоятельно придумывает  простейшие движения к танцам

От 5-и лет и старше

установка на создание нового – измени, придумай, сочини

Песенное творчество

Самостоятельно сочиняет окончания песенок (форма «музыкальный разговор»), песенки-попевки на заданный текст, передает характер музыкального образа.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Не подражая другим передает действия отдельных персонажей в развитии, инсценирует сюжетные песни, хороводы, самостоятельно создает элементарные пластические образы, композиции.

Игра на детских музыкальных инструментах

Предлагает свои варианты имитаций и звуковых эффектов; импровизирует на заданную тему (сыграй марш, песенку и т.д.), солирует по собственной инициативе.


Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы

Создание условий

Позиция музыкального руководителя

Организация образовательного процесса

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования  должны обеспечивать творческую,  игровую  музыкальную активность всех воспитанников, а также предоставлять возможность для самовыражения детей.

Предоставление воспитанникам возможности самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления; организация ситуаций для познания детьми различных сторон музыкальной действительности, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах; поощрение детской инициативы и самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности, оказание детям  недирективной помощи.

Создание условий для проявления активности, инициативности, свободного выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности,  

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Дети до трех лет

Создание центра  музыкальной активности в группе. В него входят:

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и так далее);

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Педагог – участник совместной деятельности:

- незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия;

- внимательно относится к интересам детей, проявляемых к музыкальной деятельности, организует деятельность детей по их инициативе в соответствии с их интересами;

- обогащает музыкальные впечатления воспитанников через организацию прослушивания бодрых, активных и нежных, напевных музыкальных пьес в различном исполнении;

Применяются подгрупповые и индивидуальные виды занятий;

 - используются дидактические игры для развития эталонов, связанных с тембром, высотой звука;

применяются задания на звукоподражание,  повтор или допевание простых слов,  ответы на нераспространенные вопросы;

актуализируются знания, умения и способности каждого ребенка и личностных качеств детей при организации совместной работы;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации

Дети от трёх до пяти лет

Дополнительно к предыдущим:

• шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

• музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

• арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

• ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

• металлофон;

 • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые)

Педагог – организатор,  участник совместной деятельности:

 - формирует у детей установку «Я могу», «Я сумею»;

- создает ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», дает предвосхищающую положительную оценку «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»;

- фиксирует успехи воспитанников;

- осуществляет дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности;

- слушая вместе с детьми различные музыкальные произведения, рассуждает с ними о том, каким образом, с помощью каких средств музыкальной выразительных мог быть получен тот или иной музыкальный образ,  эффект;

- ставит перед воспитанниками проблемные вопросы, задающие детям разные типы поиска ответа – единственно верного и различных вариантов «верных» ответов;  

Применяются виды занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные

- используется театрализация (подбор изобразительных движений и жестов к музыкальному фрагменту);

 - используются подвижные музыкальные  игры со сменой ведущего;  

- применяются  простые посильные индивидуальные задания, снимающие страх "не справлюсь"

- используются задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.
- поощряется инициатива в выполнении образно-смысловых заданий на импровизацию с учетом возможностей каждого ребенка;

- создаются условия для проявления индивидуальных способностей:  выполнение задания: пение по цепочке, подгруппами, использование в репертуаре музыкальных песен, игр, танцев с солистом (со сменой солиста).  

Дети от пяти лет и старше

Дополнительно к предыдущим:

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Педагог – организатор, координатор, партнер:

 - спокойно реагирует на неуспех и предлагает варианты исправления для улучшения работы;

Применяются фрональные, подгрупповые и индивидуальные виды занятий;

- используются дидактические игры для

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации по теме «Времена года»;

• портреты композиторов;

• музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит» и др.;

• атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам

- дифференцированно подходит к детям с разной степенью познавательной активности, уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности;

- поощряет стремление детей к экспериментированию со средствами музыкальной выразительности, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; подсказывает, какие эффекты можно получить, используя разные средства музыкальной выразительности;

- предлагает детям различные формы музыкальной деятельности, предполагающие проявление детской инициативы (организует концерты для взрослых и детей);

- при организации музыкально-ритмической деятельности    применяет различные приемы, не ограничиваясь прямым показом последовательности движений

развития сенсорных способностей,  эталонов, связанных с восприятием единиц Музыкального языка;

- при развитии музыкальных способностей используется симбиоз различных видов искусства (живопись, скульптура, художественное слово);

- выделяется время для самостоятельной творческой деятельности детей;

- создаются условия для самостоятельного выбора детьми средств музыкальной выразительности для воплощения своих замыслов;

- поощряется инициатива при выполнении образно-смысловых творческих заданий с учетом возможностей каждого ребенка: допой окончание музыкальной фразы; придумай движение к танцу, пляске; подбери инструмент (игры со звуком/тембром ).


Диагностическая карта наблюдения за проявлениями детской инициативы

в музыкальной деятельности воспитанников до трёх лет

        

ФИО

Просит исполнить любимые пьесы

Эмоционально откликается на музыку

Спонтанно начинает двигаться под музыку

Спонтанно начинает двигаться под музыку в соответствии с её характером

Проявляет желание играть на детских инструментах

Экспериментирует со звуком

Проявляет активность в играх

Итого

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

Диагностическая карта наблюдения за проявлениями детской инициативы

в музыкальной деятельности воспитанников от трёх до пяти лет

ФИО

Проявляет активный интерес к играм

Берет на себя ведущие роли в игре

Эмоционально выразительно передает игровые образы

Выражает желание исполнить ту или иную песню

Солирует (по собственному желанию)

Импровизирует простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»),

Предлагает свои варианты звуковых имитаций при игре на музыкальных инструментах

Выражает желание участвовать в танце,

Импровизирует двигательные имитации

Инсценирует песни, хороводы

Самостоятельно придумывает  простейшие движения к танцам

Проявляет музыкальную активность в самостоятельной деятельности

Итого

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

Диагностическая карта наблюдения за проявлениями детской инициативы

в музыкальной деятельности воспитанников от пяти лет и старше

ФИО

Проявляет активный интерес к играм, организует сам с другими детьми

Самостоятельно сочиняет окончания песенок

Сочиняет песенки-попевки на заданный текст

При сочинении печенок передает характер музыкального образа

Солирует  в песнях, играх, танцах (по собственному желанию)

Импровизирует на заданную тему (сыграй марш, песенку и т.д.),

Предлагает свои варианты звуковых имитаций при игре на музыкальных инструментах

Не подражая другим передает действия отдельных персонажей в развитии

Импровизирует двигательные имитации

Инсценирует сюжетные песни, хороводы

Самостоятельно создает элементарные пластические образы, композиции

Проявляет музыкальную активность в самостоятельной деятельности

Итого

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

о- показатель не наблюдается, 1 – наблюдается редко, 2 – показатель наблюдается постоянно

Не проявляющие инициативности

малоинициативные

Инициативные

Дети до трех лет

0-5

6-10

11-16

Дети старше трех лет

0-8

9-16

17-24

Результаты позволяют выявить подгруппы инициативных, малоинициативных и неинициативных воспитанников; определить виды музыкальной деятельности, в которых дети чаще проявляют инициативу, и те, в которых чаще затрудняются.

Полученная информация позволяет планировать и корректировать  работу музыкального руководителя по поддержке детской инициативы и по организации музыкальной деятельности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

Поддержка детской инициативы на музыкальном занятии. Из опыта работы.

Что такое деткая инициатива? Как поддержать ее на музыкальном занятии? В статье раскрывается один из способов поддержки детской инициативы.  Проект по созданию самодельных музыкальных инструменто...

"Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности"

laquo;Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности»Колесникова Наталия Валентиновна,Васильева Татьяна Васильевна ...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...