"Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности"
статья

Колесникова Наталия Валентиновна

«Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности»

Колесникова Наталия Валентиновна,

Васильева Татьяна Васильевна
                                    музыкальные руководители
                                                   МБДОУ «Детский сад № 158» г. Чебоксары.

   Современный, стремительно меняющийся, мир любит самостоятельных, независимых, инициативных людей. Личность XXI века – это человек конкурентно способный, креативный, высоконравственный, культурный, обладающий лидерскими качествами. Поэтому, все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас, как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования неоднократно упоминается это качество: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). В рабочие программы педагогов внесен специальный раздел, посвященный поддержке детской инициативы. Все это говорит о том, что развитие и поддержка детской инициативы становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. На её решение должны быть направлены усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и музыкального руководителя.

Традиционно считалось, что развитие инициативности необходимо начинать в подростковом возрасте, «когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям». Однако современные результаты исследований педагогов и психологов показали, что уже к концу старшего дошкольного возраста ребенок достигает определенного уровня самостоятельности и инициативности. У него начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»)

Инициатива - (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как «первый шаг».  Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близки. Самостоятельность ребенка — это процесс осуществление какой-то деятельности. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.

Ребенок дошкольного возраста – это, прежде всего, деятель, который стремится самостоятельно познавать и преобразовывать мир. Рассмотрим, как проявляется  поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.

Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность ее проявляется в том, что она возникает по инициативе детей и в основном происходит без непосредственной помощи педагога. В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому дошкольники с удовольствием переносят их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания.

Одной из важных особенностей подобного рода деятельности является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое руководство творчески активным, но косвенным образом. Особую роль в поддержке инициативы детей играет предоставление возможности выбора.

Любой сознательный выбор – игрушки, деятельности, партнеров, места – является проявлением детской инициативы. Очень важно предоставить такую возможность ребенку. Это приучает его принимать решения в масштабах собственной детской жизни и брать за них ответственность. Задача педагога – вызвать у детей интерес к какому- то занятию, а значит желание заниматься им. Именно желание, то есть мотивация лежит в основе всякой инициативы. То, что ребенок делает сам всегда более ценно и привлекательно, чем то, что дают и навязывают другие. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже если она сопровождается ошибками. Так как не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены педагогом.

   Педагогические условия для поддержки детской инициативы направлены на:

-  создание атмосферы доверия и творчества,

-  актуализацию интереса к деятельности,

- установление противоречия для возникновения проблемной ситуации, стимулирующей инициативу,

- развитие интереса к музыке,

- формирование чувства успеха при проявлении инициативы.

  Самостоятельные действия детей развиваются по определенному алгоритму: от действий заранее спланированных педагогом, к возникновению инициативных непреднамеренных действий (в зависимости от создавшейся ситуации) и далее – к действиям имеющим характер импровизации возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.

   Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы поддержки детской инициативы:

- Решая задачи поддержки детской инициативы в процессе восприятия важно не только обогащать музыкальные впечатления детей, развивая умение самостоятельно слушать, различать жанры, ориентироваться в форме музыкального произведения и находить способы выражения впечатлений от воспринятой музыки, но и особенно важно учить детей образно эмоционально высказываться о характере музыки. Если дети застенчивы не уверены, можно воспользоваться приемом активного восприятия музыки, когда дети выражают свой эмоциональный отклик на произведение через движения или действия.

При работе над характером произведения мы часто используем дидактическую игру «Какая была музыка?» в ходе которой детская инициатива проявляется наиболее ярко, так как любой ответ ребенка является правильным. Например: «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского, если дошкольник отвечает, что музыка была бодрая, энергичная - мы ловим ответ ладошками, а если ребенок говорит, что музыка была напевная, спокойная – мы отпускаем или выбрасываем ответ. Таким образом, полностью поддерживая инициативу ребенка.

- Для формирования песенного творчества у детей необходимо обращать внимание на следующие моменты: в постановке творческих заданий всегда соблюдается определенная последовательность. На начальном этапе детям предлагаются несложные импровизации: спеть свое имя, исполнить мелодию без слов, при этом каждый ребенок отвечая педагогу, поет по своему. На втором этапе дошкольникам предлагают так называемые музыкальные диалоги (вопрос-ответ) Например: дети ,дети где вы были, Что ты хочешь кошечка, Зайка, зайка где бывал?. На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может выражать различные чувства, быть то грустной, то веселой. В зависимости от вступления, определяющего характер музыкального произведения, дети сочиняют мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение.  Такие творческие задания связанные с песенными импровизациями способствуют проявлению самостоятельности и поддержке детской инициативы.

- В музыкально – ритмической деятельности развивая самостоятельность и инициативность мы стремимся к созданию ситуации при которых ребенок действует не только по показу, или образцу выполнения движений, но и предлагает сам способ действия или характер движений в соответствии с настроением музыкального произведения. Одной из форм развития инициативности при выполнении таких заданий может стать работа парами предусматривающая распределение функций. Один выступает контролёром, другой исполнителем, потом наоборот.

- Первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах наши дети получают начиная с младшей группы. Как правило свой первый опыт музицирования дошкольники переносят в повседневную жизнь. Они пытаются сочинить собственные несложные ритмические и мелодические обороты. В старшем дошкольном возрасте, для поддержки инициативности практикуем различные Сказки–шумелки: «Пришла зима», «Весна в лесу», «Чей голос лучше?», импровизацию мелодий для раскрытия образов сказочных  персонажей (например: «Теремок», дети самостоятельно выбирают инструмент для своего героя и с удовольствием импровизируют), играем в оркестр, где дети выступают в роли и дирижера и музыкантов.

   Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое ориентировано на создание проблемной ситуации, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания.

   Поддержка детской инициативы – это всего лишь нота в симфонии занятий.

Педагогические технологии для проявления детской инициативы

Проявление детской инициативы тесно связано с различными педагогическими технологиями такими как: «Ситуация», «Детский совет», «Групповой сбор», «Клубный час», Брейнсторминг – мозговой штурм, «Технологии Креативного мышления».

Образовательная технология «Ситуация»

Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов), которые вы видите на экране:

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация.

3) Затруднение в ситуации.

4) Открытие детьми нового знания (способа действий).

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

6) Осмысление (итог).

Образовательная технология «Групповой сбор»

Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность. Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках.

К задачам группового сбора относятся:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
  2. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
  3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

  Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.

Образовательная технология «Детский совет»

«Детский совет» - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию, а значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Задачи «Детского совета»:

1.Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

3. Развивать эмпатию.

4. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

5. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

6. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

7. Разработать план действий.

8. Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

9. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

«Детский совет» проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов.

 

Образовательная технология «Клубный час»

(разработала  Наталья Петровна Гришаева).

«Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги ДОУ. Причём, чем заняться, дети выбирают сами. По звонку колокольчика дошкольники возвращаются в группу.

Основная цель – поддержка детской инициативы.

Задачи Клубного часа:

• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

• учить планировать свои действия и оценивать их результаты;

• воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;

• формировать умение вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, самостоятельно находить для этого речевые средства;

• учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

• поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями;

• помогать приобретать жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции;

• учить ориентироваться в пространстве, пользоваться план-схемой;

• формировать навыки ЗОЖ.

После проведения «Клубного часа» педагоги обмениваются мнениями: что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей; как реагировали дети, когда к ним приходили гости; соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Особое  внимание хотелось бы остановить на технологии «Твигис».

Образовательная технология «Твигис»

Технология «Твигис» раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной, магистрант факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственый педагогический университет».

Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.

В самом названии «Твигис» зашифровано три ключевых слова – творчество, игра и исследование. Именно игра - ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности.

В основу технологии положены модель деятельности как процесса по А.Н. Леонтьеву и структура инициативности Т.С. Борисовой

Структура инициативности (по Т.С. Борисовой)

1. Когнитивный компонент (наличие у детей знаний об окружающем мире, себе, своих возможностях).

2. Мотивационный компонент (формирование познавательного мотива и действий).

3. Деятельный компонент (активизация познавательных процессов в деятельности).

4. Интеллектуальный компонент (интеллект, активность, возможность принятия собственных решений, творчества, оригинальных идей, использование нестандартных способов деятельности).

5. Волевой компонент (в психологической литературе инициативность рассматривается как волевое качество личности. Существенную роль играет побуждение ставить пред собой задачу и осуществить ее).

6. Рефлексивный компонент (поведенческий).

Технология строится на 6 вопросах, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.

Шесть вопросов, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в деятельности

№ п/п

Вопрос

Характеристика действий

1

Что я знаю?

Мотивация

2

Что я хочу узнать?

Стимулирование к выдвижению идей, высказываний, мнений, предложений

3

Что сделать, чтобы узнать? (у кого? Каким способом? Кто подскажет? У кого спросить?)

Развитие инициативы через планирование действий. Составление плана действий

4

Чему я хочу научиться?

Достижение детей в деятельности

5

С кем я хочу это сделать?

Выбор партнера в деятельности. Осуществляется по желанию детей. Допускается индивидуальная деятельность, самостоятельная без партнера

6

Как у меня получилось?

Рефлексия, демонстрация результата,

достижения

Данная технология учит планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.

    Для поддержки детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности дошкольников должны быть созданы следующие условия:

  1. опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.);
  2. создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности, активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности;
  3. опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);
  4. установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.;
  5. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником;
  6. систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является, самым важным условием

Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно повлияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети станут более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшится. Уровень эмоциональной отзывчивости повысится: дети легче будут определять характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаться, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Созданные условия  позволят повысить качество музыкального развития воспитанников ДОУ. Очевидно, что при создании соответствующих условий для проявления детской инициативности на всех этапах деятельности ведущая роль принадлежит педагогу

Результатом применения образовательных технологий, способствующих проявлению инициативы и самостоятельности станут принципы, которые так или иначе возникнут в процессе работы и которые должны стать ориентирами того, к чему нужно стремиться.

- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам — научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых — объединение и мотивация педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

 Чтобы достичь положительных результатов, нужно изменить свое мировоззрение и мировосприятие педагогов ДОУ, направить его в нужное русло. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности

Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности...

Поддержка детской инициативы на музыкальном занятии. Из опыта работы.

Что такое деткая инициатива? Как поддержать ее на музыкальном занятии? В статье раскрывается один из способов поддержки детской инициативы.  Проект по созданию самодельных музыкальных инструменто...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...