"Родина моя"
материал (подготовительная группа)

Забродина Наталья Валериевна

непосредственно - образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rodina_moya-_rossiya.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

 Разработала:

Воспитатель: Забордина Наталья Валериевна

Первая категория

Вид деятельности:

Форма организации деятельности: игра - путешествие

Тема НОД: «Родина моя – Россия»

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: 

обобщить и систематизировать знания детей о стране, в которой они живут;

формировать уважительное отношение к государственным символам;

закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов;

воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине, любовь к родному краю

Предварительная работа:

Слушание гимна России, рассматривание флагов различных государств.

Чтение былин, легенд, пословиц, поговорок. Рассматривание изделий прикладного искусства, рисование на тему«Мой край - мой дом родной».

Материалы и оборудование.

1.Символика России – картинки, слайды Герб России, Флаг России, портрет президента России.

2. Презентация и аудио записи: песня о России, Гимн России и других государств (музыка).

3. План-схемы на каждого ребёнка.

                       Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Организационный момент: Эмоциональный настрой:

Упражнение «Приветствие»

-Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

 Встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствуем тепло наших ладошек, улыбнемся друг другу и поздороваемся, громко крикнув «Здравствуйте!», а теперь поздороваемся шепотом, затем потягиваясь…и наконец обнимаясь. (Дети улыбаются и обнимают друг друга).

2. Постановка проблемы. Поиск решения.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а куда, узнаете, когда расшифруете слово

Игра «Расшифруй слово»

Здесь зашифровано слово. Вы можете угадать его по 1 звукам названий предметов, изображённых на картинках.

- Назови, что изображено на этой картинке. (Аналогично со всеми картинками?)

- Назови первый звук в слове «роза»; оса; дом; нос; арбуз, индюк.

(ребёнок выставляет на фланелеграфе соответствующую букву. Аналогично выполняют задание с буквами р, о, д, и, н, а)

- Прочитай, какое слово получилось? (РОДИНА)

- Правильно, Родина.

А теперь, давайте поразмышляем, что такое Родина? 

Я с вами со всеми согласна, Родина – это страна, в которой мы живем. Родина – это место, где человек родился, вырос, где живет. Родина – это наш дом и все что нас окружает.

  1. Сообщение темы и цели НОД

- Кто догадался, куда мы отправимся сегодня в путешествие? (Да, именно по нашей Родине)

 - Дорогие ребята, я приглашаю сегодня всех, совершить увлекательное путешествие по нашей Родине, а путешествие называется «Родина моя – Россия». (СЛАЙД-1)

Предлагаю послушать стихотворение. Его прочтёт…. Только не забываем о том, что стихи о Родине мы читаем громко, красиво и с выражением.
(ребёнок читает стихотворение) 

Великую землю, 
Любимую землю, 
Где мы родились и живем, 
Мы Родиной светлой, 

Мы Родиной милой, 
Мы Родиной нашей зовем.

-Перед тем, как   мы отправимся в путешествие, давайте с вами вспомним 

«Что я знаю о Родине»

- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите. На вопросы отвечать четко и ясно. Не выкрикивать, не перебивать.

 Наша страна называется… Россия.

Как называются люди, проживающие в России? (Граждане России называются Россияне).

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента? - российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве…

соблюдать права и обязанности.

Какое дерево является символом России? – берёза

«Назови пословицу»

Воспитатель: - Русский народ придумал очень много красивых, умных пословиц о Родине, любви к ней. Давайте вспомним эти пословицы.

1.Человек без Родины что соловей без песни.

2.Нет в мире краше Родины нашей.

3.Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

4.Тот герой кто за Родину горой.

5.Жить - Родине служить.

6.Если дружба велика, будет Родина крепка.

7.Родина поучает – Родина выручает.

8.Где родился, там и пригодился.

Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

- Теперь можно отправляться в путешествие, а пойдем мы пешком. Каждому из вас я даю план-схему. В плане указаны названия остановок по номерам, где вы должны будете выполнить задания. Вы готовы? Тогда в путь. Внимательно исследуйте план-схему и назовите мне первую остановку

нашего путешествия Первая остановка называется «Географическая»

Кристина покажи, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).  Посмотрите, какая большая наша страна!

Ребёнок: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! В России много лесов, городов, морей, рек, озёр, полезных ископаемых. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки, если пройти пешком, то придётся путешествовать не меньше года. На одном краю идет снег, на другом светит солнце и распускаются цветы…

«Города России»

Ребята, посмотрите, в нашей стране более тысячи городов, очень много сел и деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Ответы детей: Москва, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Мурманск, Санкт-Петербург, Тюмень, Нижний Новгород, Новосибирск, Смоленск, Сочи)

- Самые крупные города нашей страны — это Москва, Санкт-Петербург.

-В каждой стране есть главный город- столица. Как называется главный город России? Дети: Москва. 

- Варвара, покажи нам Москву на карте? 

Воспитатель: Москва - столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Наш президент В.В. Путин руководит жизнью нашей страны.

«Реки России»

-Ребята, что за синие волнистые линии вы видите на карте, которых так много?

- Это реки.

-Какие реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Лена, Волга, Иртыш.) 

Рек в России тоже много. Реки России – могучие, полноводные. Они, несут свои воды в моря и океаны.

«Народы России»

Россия – большая страна и ее населяют много народов. Как вы думаете, на каком языке говорит большая часть населения России? (ответы детей)

 - Правильно на русском.

- Перед вами карта России. Давайте ее «оживим»«Заселим» ее теми народами, которые живут в России. (ответы детей с проговариванием национальности и наклеивание на карту – коллаж фигурок народов в национальных костюмах)

У меня на столе лежат картинки, на которых изображены разные народы в национальных костюмах, вам нужно назвать национальность народа и прикрепить на карту.

Педагог предлагает детям рассмотреть карту – коллаж.

Посмотрите ещё раз на карту, сколько народов населяет нашу огромную страну, но это всего лишь маленькая часть, на самом деле населяют нашу страну более 190 национальностей.

- Ребята, чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?

 

Ответы детей- цветом кожи – у кого-то она светлая, а у кого-то – темнее, смуглая. Отличается и форма глаз – есть глаза покруглее, а есть узкие. Также мы по-разному отмечаем праздники, у каждого народа есть свои обычаи, свои национальные костюмы, по-разному выглядят наши дома.

Воспитатель: а что нас всех объединяет? 

ответы детей- у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель (обобщает): - Для всех нас Россия – большой общий дом, и все народы в нем хотят жить дружно и мирно.

-А наше путешествие продолжается……Посмотрите, пожалуйста, на свой план и скажите, какая следующая остановка по счёту и как он называется?

Вторая остановка называется «Государственные символы»

- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- Что такое государственный гимн? (Гимн – это торжественная песня)

Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову. (СЛАЙД- 2) 

Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна уже более 50 лет.

-Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?  (во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения спортивных соревнований. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. 

(Рассказ сопровождается показом фотографий и репродукций).

 (СЛАЙД- 3)

-Как его слушают?  Слушают гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают. Так проявляется уважение к стране.

-Сейчас прозвучат гимны разных стран, а вам надо будет сказать, каким по счёту прозвучит гимн нашей страны. Молодцы!

Перед вами лежат карточки с цифрами 1 2….. Посмотрите внимательно на экран, вам надо найти флаг России и поднять нужную карточку (слайд 4). Умницы! Правильно!

-Сейчас я проверю, как вы знаете, что обозначает каждый цвет.

Я называю значение цвета, а вы поднимаете нужный цвет флага, полоски лежат у вас на столах (у детей на столах лежат полоски белого, синего и красного цвета)

Какой цвет является символом чистоты, и говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений, и оно честно относится ко всем странам? (белый).

Какой цвет является символом отваги и говорит о том, что каждый гражданин готов защищать Россию(красный)

Какой цвет является символом миролюбия и говорит о том, что Россия против войны(Синий)

Где можно увидеть российский флаг?

 Дети: государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, на

автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах российской армии, соревнованиях, олимпиадах, на параде, 22 августа ежегодно отмечается День Государственного флага Российской Федерации. (СЛАЙД-5)

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете изображения Российского герба. (На мольберте карточки с изображением гербов стран и России)

Данил найди наш российский герб среди гербов других стран. Объясни свой выбор.

-Скажите, а где можно встретить изображение герба?

Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках: на бумажных и на металлических, на почётных грамотах, дипломах, паспорте, на свидетельстве о рождении, первом вашем документе, на пограничных столбах, символизируя начало территории нашего государства. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы) (СЛАЙД-6)

 -Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете государственные символы нашей страны. Их должен знать и уважать каждый гражданин России. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам в наследство от предков.

Воспитатель: Будущее нашей России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми, патриотами своей Родины.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое патриотизм? (Ответы детей)

Воспитатель: Патриотизм (от греческого раtris — родина, отечество) — это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый человек должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Воспитатель: а мы продолжаем наше путешествие и следующая третья остановка «Малая Родина»

Россия наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Как вы думаете, что мы называем малой Родиной?

(место, где мы родились, где мы живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.)

Как называется наш город? (Омск) - А где он, наш город, находится? (в Сибири, в России)

Как называется село, в котором мы живем? (Азово) а как называют людей живущих в этом селе (азовчане) 

А вы хорошо знаете своё село и его достопримечательности? Сейчас я это проверю я буду загадывать вам загадки, а вы должны угадать о какой достопримечательности нашего села говорится

загадки: (СЛАЙД   7-14)

В этом здании много писем и газет, они рассылаются в разные города нашей Родины. (Почта)

Где у нас в селе отмечают праздники? (ДК, клуб)

Три летних месяца подряд
она пустует без ребят
и, как обычно, в сентябре
откроет двери детворе. (Школа)

Целый день без пап и мам
малышам неплохо там,
где часы разлуки
пролетят без скуки. (Детский сад)

 

В ней книжек видимо-невидимо,

А что невидимо, то выдано. (Библиотека)

 

В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить
Всем они помочь готовы-
Отпускают лишь здоровых   (больница)

 

Там присутствующим надо

Поддержать свою команду,

И когда забьется гол,

Воцарится гул кругом. (Стадион)

Молодцы! Важно знать достопримечательности своей Малой родины, потому что она является частью нашей большой страны, которая зовется Россия.

-Посмотрите, пожалуйста, на свой план, какая остановка по счёту и, а называется она?

  Четвёртая остановка «Народные промыслы»

- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Я показываю картинку, а вы называете к какому виду росписи она относится.

 (Воспитатель показывает на слайде картинку, а дети отгадывают) (СЛАЙД 16- 20)

Воспитатель: -Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.

- Подходим к последней остановке, какая она по счёту? пятая, давайте прочитаем и узнаем её название «Творческая мастерская»

Самостоятельная деятельность детей (2 команды по 5 детей в каждой)

 Во время работы звучит фонограмма песни «Россия» сл. и муз. А. Айвазян и А. Айвазян (СЛАЙД-16)

-А сейчас, вы разделитесь на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Девочки, займите свои места, где голубой круг, а мальчики, где зелёный.

Воспитатель: Ребята, я Вам предлагаю творческое задание, при помощи иллюстраций, картинок, показать на плакате что такое Родина? Выразить свою любовь к Родине, через свою фантазию на приготовленных мною плакатах. Каждый из вас должен вложить частичку тепла, и любви в данном задании. Приступайте.

Воспитатель: Какие прекрасные плакаты у Вас получились. Молодцы!

Расскажите, что вы изобразили на своих плакатах.

Рефлексия

- Ребята, сегодня мы много говорили о нашей стране во время нашего путешествия. Теперь я хочу проверить, что вы запомнили о нашей стране.

На столе лежит ромашка, вы по очереди берёте лепестки и отвечаете на вопрос:

1.  Как называется столица нашей Родины? (Москва).

2.  Любимое дерево у русского народа? (берёза)

3. Символ Российского государства, на котором изображен двуглавый орел. (герб)

4. Что мы называем Малой родиной?

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России (синий)

6. Торжественная песня, символ государства. (гимн)

7. Что такое патриотизм?

- Наше путешествие подошло к концу. И мне хотелось бы закончить его стихотворением Синицына

1-й Берегите Россию,

       Нет России другой.

       Берегите ее тишину и покой        

2-й Это небо и солнце,

       Это хлеб на столе

       И родное оконце

       В позабытом селе…

3-й Берегите Россию –

       Без нее нам не жить.

       Берегите ее,

       Чтобы вечно ей быть!

Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны. Я желаю вам, ребята, чтобы вы прославили Россию своим трудом и достижениями.

Домашнее задание: Дома вы подберёте картинки по теме наша Родина, а потом мы с вами сделаем книжки малышки и подарим их детям младшей группы, чтобы они больше узнали о нашей Родине.

А сейчас можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...