КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
картотека (старшая группа)

Алфутова Оксана Николаевна

 

Картотека направлена на развитие словесно- логического  мышления  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igrovyh_uprazhneniy.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА   ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

   

Цель: развитие словесно- логического  деятельности  у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых упражнений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) развитие у детей  старшего дошкольного возраста операций   словесно- логического мышления:

  - анализ;

  -синтез;

  -классификация;

  -обобщение;

  -абстрагирование;

2) развитие у детей всех видов мышления:

    -наглядно-действенного;

   -наглядно-образного;  

   -словесно-логического.

 3) формировать  у старших дошкольников  умение устанавливать причинно-следственные связи.

  4) развивать у детей  предпосылки навыков учебной деятельности(умение ставить и понимать задачу, контроль за выполняемыми  действиями, последовательность выполнения  задания и т.д.

 ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КАРТОТЕКИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

  1. принцип  учета развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. принцип  учета индивидуальных особенностей  детей ( упражнения разного типа сложности).
  3. принцип расположения игровых упражнений по степени  усложнения.
  4. Принцип учета актуальности  проблемы,  развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  5. Принцип ориентировки на зону ближайшего и актуального развития;
  6. Принцип системности в использование игровых упражнений;
  7.  Принцип вариативности заданий.

Картотека состоит из семи  разделов. Каждый раздел содержит  восемь-десять игровых упражнений,  объединенных одной  задачей, в процессе использования картотеки  возможно применение более усложненных или упрощенных вариантов упражнения в зависимости от уровня развития мышления ребенка,

Первая группа-ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ,

Цель: Развивать у детей умения описывать различные свойства  предметов, умение выделять  существенных признаки. Анализ, синтез- способность деления целого на части , выявление взаимосвязи между ними ; воссоздание целого из частей.

1) «Назовите признак предмета»

Цель: Учить детей описывать  различные свойства  окружающих предметов.

Задание: попросите ребенка рассказать о доме - Какой он? Из чего он сделан? Какого цвета? Для чего он  предназначен? Какого размера?

Время выполнения вначале неограниченно ; можно помочь ребенку, но после 3-4 заданий, предлагая новое слово( карандаш, диван, кресло) устанавливается время выполнениязадания:3 минуты. Результаты оцениваются  по трем показателям :

  -скорость;

  -количество определений и их оригинальность. Можно попросить ребенка придумать сказку о предмете или фантастическую историю  .

2) « Кто летает».

Это упражнение развивает мышление детей умение выделять  главные, существенные признаки предметов, а также внимание.

  Ход упражнения: « Сейчас мы выясним , кто  или что может летать . Я буду спрашивать , а вы  отвечаете . Если я назову стрекозу, отвечаете : « Летает»и показываете ,как она это делает. А если я вас спрошу: « Поросенок летает ?»- промолчите и не поднимаете рук.

3) « Кто плавает».

Это упражнение развивает мышление и внимание, учит выделять существенные признаки предметов.

Ход упражнения:» Сейчас мы с вами узнаем , кто может плавать , а кто нет.

Я буду спрашивать , а вы  сразу  без пауз отвечаете.

4) « Съедобное несъедобное»-это упражнение развивает мышление, внимание, умение выделять существенные признаки предметов.

  Для  упражнения необходим мяч. « Я буду называть предметы, если названый предмет съедобный, то Вы должны поймать мяч и передвинутся по классам вперед на одну клетку. Если названный предмет несьедобен,то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинутся на одну клетку  вперед. Если дан неправильный ответ, мяч не пойман или пойман. Хотя предмет несъедобен, то ребенок остается  в прежнем классе, классы можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с1-2 детьми и 5-6, если играете с 4-5 детьми . Тот ребенок, который первым проходит последний класс становится ведущим.

5) «Назови предмет по заданным признакам.»

Это упражнение развивает мышление, память, воображение.

 Ход упражнения: Ребенку дается описание предмета , на начальном этапе, из ближнего окружения ребенка .

  Белый, сладкий, твердый. (Сахар).

  Знакомить ребенка с признаками предметов можно и с помощью загадок. Предложить ребенку отгадать следующую загадку. Загадка не покажется тебе не сложной , если внимательно послушаешь и проанализируешь, что может быть такое.

   Цветное коромысло над рекой повисло(радуга).

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(арбуз)

6) Второй вариант упражнения: «Назови предмет по заданным признакам» Детям предлагается самостоятельно загадывать загадки ,когда дети в совершенстве овладеют навыком загадывания загадок, и будут знать много, можно организовать упражнение в виде соревнования , «кто больше всего знает загадок», « самый лучший знаток загадок»

7) « Отгадай , что это за предмет»

Ход упражнения. Спрячьте игрушку, или какой-то другой предмет, затем опишите ребенку внешний вид, то есть  свойства спрятанного предмета.

Если ребенок правильно сможет назвать предмет или игрушку, ему вручается фант или фишка, выигрывает тот, кто  набрал больше всех фишек.

8)Второй вариант упражнения: « Отгадай , что это за предмет».

Предлагается детям самим  описывать задуманный им предмет, а другим  внимательно послушать и отгадать какой предмет загадали

9)  « Опиши предмет». Ребенку предлагается описать предмет изображенный на картинке ,описывая его качество способ употребления , назначение . Предложить ребенку  придумать новый способ его употребления.

                                                                                                                                               

Вторая группа: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

Система игровых упражнений  предложенных ниже на развитие умения сравнивать предметы и явления на основе последовательного  выделения  признаков сходства и различия; подбор синонимов (слов близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).  

  1. « На что похоже?»

Цель упражнения: Научить ребенка искать общие признаки у предметов,

Развивать способность сравнивать

Ход упражнения: Дети сидят в кругу. Ведущий показывает  какой-либо предмет, а дети – предметы, на которые он похож. Обязательно следует объяснить, чем похож (т.е.назвать признак). Повторятся нельзя. Например, есть стишок:

        Ель на ежика похожа.

         Еж в иголках

         Елка тоже.

Ведущий  называет предмет:  «елка». Дети могут сказать: треугольник (одинаковая форма); еж (есть иголки). Столб (высокая); лиственница (есть иголки) и т.д.

 Рекомендуется для упражнения предметы: стакан, тарелка, стакан, шкаф, пирамидка и т.д.

  1. «Давайте сравним»

 Цель:  Развивать мышление умение сравнивать предметы по разным параметрам

Сравним по цвету.

Попросите ребенка назвать как можно больше предметов.

а) красного цвета;  б) зеленого цвета; в) черного цвета; г) голубого цвета.

Сравним по форме: Попросите ребенка назвать как можно больше предметов:

А) круглой формы; б) овальной формы; в) квадратной; д) прямоугольной.

Сравним 2 предмета: Попросите ребенка сравнить следующие предметы:

А) яблоко и грушу; б) арбуз и дыню; в) сани и телегу; г) велосипед и автомобиль; д) самолет и вертолет.

    Чем они похожи и чем отличаются?

Сравним времена года.  Побеседуйте с ребенком о временах года, особенностях каждого из них. Выучите стихи  и песни. Пусть дети нарисуют любимое время года.

  1. «  Времена года»

 Цель: Ребенок рассматривая иллюстрации  описывает их при этом отмечая, чем похоже и чем отличается данное время года от другого: например чем похожа осень и зима; ребенок на начальных этапах сравнивает только  смежные времена года (зима и весна; весна лето; лето и осень; осень и зима) в дальнейшем берем контрастные время года (зима лето; осень и весна) затем ребенок может сравнивать сразу все времена года.

       Чтобы ребенку на начальных этапах было легче справиться с заданием, пусть он ответит на вопросы:

- Что происходит весной?

-Во что дети играют весной?

-Что одевают дети весной?

4 «Сравним картинки»

Цель игрового упражнения: Упражнение развивает умение сравнивать предметы между  собой, искать черты сходства и различия.

  Предлагаемые упражнения  также способствует концентрации внимания , что  очень необходимо ребенку , который готовится  к школе. Ребенок должен найти 5,6,7, 8, 10 отличий  на картинках.

Детям предлагаются две картинки. Чем отличается одна   картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий

 Варианты игрового упражнения:

5« Что изменилось»  Упражнение развивает умение сравнивать картинки, находить черты сходства и различия.

Ход упражнения: ребенок должен внимательно посмотреть на картинки и найти отличительные признаки. Чтобы ребенку легче справится с заданием, попросите ребенка описать картинку и сравнить их по названным признакам .

Например: а) Что изменилось у девочки? б) Что потерялось у котенка? в) Что изменилось у автомобиля.

 6 « Невнимательный художник»  Цель: Развивать у детей умение сравнивать реальные предметы с тем, что изображено на картинке.

Ход упражнения: Попросить ребенка внимательно посмотреть  на картинку.  И рассказать, что перепутал художник. Что он нарисовал неправильно? Что

не дорисовал?

Вариант игрового упражнения « Кому чего не достает», « Найди ошибки».

7 « Найди два одинаковых предмета».

Цель: Развивать умение сравнивать предметы, находить отличительные черты

Ход игрового упражнения:  Рассмотрев и сравнив предметы изображенные на картинки, предметы одинаковые . Это могут фигуры , нужно сравнить и найти , одинаковые по цвету, форме, величине и другим  отличительным  признакам.        

8 «Найди пару»

  Цель игрового упражнения: Упражнение развивает умение сравнивать, находить черты сходства.

Ход: Ребенку необходимо внимательно посмотреть на каждый из рядов предметов и найти два одинаковых.

   Варианты игрового упражнения:

  «  Что исчезло в ряду» Цель:  Задание развивает  у ребенка умение сравнивать, память, внимание, восприятие.

Ход игрового упражнения:  Предложите ребенку внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице и назвать их. Затем, перевернув  страницу, попросите ребенка ответить на вопрос: « Чего в ряду не хватает?»      

     « Найди пару» Цель: Задание развивает умение сравнивать, внимание, восприятие.

     Ход упражнения:  Предложите ребенку внимательно посмотреть на группы

предметов и найти для каждого свою пару, соединить между собой  линией.

9 Игровое упражнение на формирование  умения устанавливать последовательность событий.

Цель: Очень важно , чтобы ребенок  умел устанавливать последовательность событий на картинках, иллюстрациях в детских книгах: что сначала, что произошло потом. Предлагаемые задания формируют умение устанавливать последовательность событий, развивают речь, мышление.

Ход: Попросите ребенка показать , какая из картинок будет первой , какая вторая, третья, четвертая. Пусть он составит рассказ

Или это иллюстрации из сказки попросите ребенка  вспомнить, что это за сказка , расположить картинки по порядку и составить рассказ. Помогите сделать рассказ более ярким, красочным, учите правильно строить предложения. Необходимо учить ребенка видеть себя в определенных временных рамках. Познакомьте его с категориями: до, после, сейчас, потом, сначала.

Восприятие времени, т.е. отражение   последовательности явлений и событий.

10.  Упражнение: «Что было, что есть, что будет?» Воспитатель показывает 8 картинок и называет слово, а ребенку  предлагает  назвать предшествующее

этому слову и последующее, например:

  1. яйцо-ЦЫПЛЕНОК- курица или петух.
  2. дерево- ДОСКИ- дом;
  3. суббота- ВОСКРЕСЕНЬЕ- понедельник.
  4. Весна-ЛЕТО- осень;
  5. Мальчик- ЮНОША- мужчина;
  6. Вчера- СЕГОДНЯ-завтра;
  7. Хлопок-ТКАНЬ- одежда;
  8. Завтрак-ОБЕД- ужин.

 Третья группа  КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ.

Система игровых упражнений предложенных ниже направлена на развитие у детей умения классификацию предметов по одному и ряду признаков.

 Классификация предметов – значит, находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицировать предметы по обобщающим словам

  1. « Что объединяет предметы»

Цель: Развитие у детей способности выделять существенные признаки  предметов, сравнивать и  классифицировать.

Ход игрового упражнения: Предложить детям  внимательно посмотреть на каждый из рядов нарисованных предметов и ответить на следующие вопросы:

  1. Что  нарисовано?
  2.    Какие  общие признаки  объединяют предметы в ряду?
  3.  Назовите предметы в ряду одним словом.  ( посуда, игрушки, цветы, фрукты, мебель, школьные принадлежности, овощи.)
  1. « Разложи предметы  на группы»

Цель: Развитие у ребенка способности находить общие существенные признаки предметов, сравнивать их между собой, классифицировать.

Ход игрового упражнения:  Предложить ребенку карточки-картинки  на которых изображены: мак, дуб, роза, гвоздика, береза, голубь, ель, воробей, василек, синица, сосна. Ребенок должен разложить карточки    на группы: отдельно – цветы, отдельно - птиц, отдельно – деревья.

 Задание можно дать и иначе « перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри внимательно, назови  каждый из предметов. На какие группы ты мог бы распределить предметы?» Следует предложить ребенку самостоятельно справиться с заданием. Обязательно проверьте правильность проведенной классификации.

  1. « Что общее?»

Цель: Продолжать знакомить детей с классификацией. Познакомить с такими понятиями как сторона света, страна и др.

Ход упражнения: Воспитатель перечисляет несколько предметов и просит ребенка сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом.

    1Суп, каша, гуляш, кисель

    2 Курица, гусь, утка, индейка

    3 Австрия, Германия, Индия, Россия,

    4.Лошадь, корова, овца, свинья.

     5волк, лисица, медведь, заяц.

     6.Капуста, картофель, лук, помидор,

     7 пальто, шарф, куртка, костюм.

     8 Туфли, сапоги, тапки, кроссовки.

     9 Липа, береза, ель, сосна.

     10 Запад, восток, север, юг.

     11 Зеленый, красный, синий, желтый.

     12Шапка, кепка, берет, тюбетейка.

     13 Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

     14 Автомобиль, трамвай,   троллейбус, автобус.

     15 Клубника, земляника, черника, смородина.

 4  «Я знаю 5,6,7,8….» 

Цель: Закреплять у детей у детей умение классифицировать, сравнивать , обобщать.

    Ход игрового упражнения: Проводить ее можно в зале или на улице с помощью мяча.

   Если в предыдущих упражнениях детей просили ребенка одним словом назвать  нарисованные и ли перечисленные предметы, то здесь ребенку предлагается  общее название , понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся.  Например, просим ребенка назвать имена т пяти мальчиков. При этом, называя имена, ребенок должен одной рукой бить об землю мяч.

   Слова ребенка: « Я знаю пять имен мальчиков: Саша- раз; Миша- два;

Сережа- три; Алеша- четыре; Денис- пять.

Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др.

 5. Второй вариант игры: «Назови одним словом» Цель и методика проведения та же. Только  мяч передается ребенку воспитателем или ведущим . При ловле мяча ребенок должен назвать одним словом, услышанные от ведущего слова.

  6. Варианты игры для проведения, как разминки или для сосредоточения внимания детей: « Птицы, рыбы, звери», «Ягоды, деревья, цветы».

Ход и проведения и цели те же.

 7. « Что лишнее»  

Цель: Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию.

Ход упражнения: Предложить ребенку внимательно рассмотреть картинки с нарисованными в ряд  предметами и ответить на вопросы:

  1. что лишнее?
  2. Почему? Назови отличительный признак,
  3. Как, одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?

  8. Второй вариант игры: «Четвертый лишний». Правила игры и ход упражнения те же.

9. « Знакомим с противоположным значением»

Цель: Продолжать учить детей находить  противоположные по значению понятиями.

Ход упражнения: Знакомство можно начинать лучше всего со стихотворения: Скажу я слово высоко, а ты ответишь…(низко)

                            Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).

                             Скажу тебе я слово трус, ответишь ты …(храбрец).

                             Теперь начало  я скажу, ну, отвечай…(конец).

Дошкольник должен четко представлять, что противоположным по значению для слова «день» является  «ночь», для слова « светло» - «темно».

Предлагаем  в качестве упражнения подобрать пары слов, противоположных по значению следующим понятиям:  кислый -…,белый -…, храбрый -…,

Черный -….,конец-…., светло-…,старт-…, веселый-….., покупать-…, плохой-…, помнить-…,грустный-…, большой-…,высокий-…, верх-…, глупый-…, забывать-…, хорошо-…, широкий-…, начало-…,день-…, продавать-… .

  1. « Знакомим с родовидовыми отношениями.

 «  Вопрос- ответ».

Цель: Детей в старшем дошкольном возрасте уже знакомят с отношениями между предметами и понятиями, например: «род- вид».

 Заготовьте вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака.) Вопросы можно построить следующим образом:

   Чего в  лесу больше - деревьев или берез?

   Чего в поле больше - цветов или васильков?

 Чего  в саду больше - кустарников или кустов смородины?

Чего в   реке больше - рыбы или карасей? И т. д.

В результате таких упражнений дети должны четко усвоить, какие представители вида входят в  пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Каждый ребенок должен также понять, что все представители какого-либо рода имеют общее присущие  только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.

  « Рыбы, птицы, звери» или « Ягоды, цветы, деревья». Игровое упражнение может  называться, так или иначе, все зависит от  выбранной ведущим темы.

 Упражнение может проходить с мячом. Ведущий бросает ребенку мяч, произносит одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево,                        

фрукт).Ребенок, поймав мяч должен  называть  подобрать видовое  понятие к родовому.

 Например: рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь.  Аналогично можно проводить и упражнение на другие темы.

Четвертая  группа. Лабиринты. Цель:  развивать  детей элементы логического мышления; развивать усидчивость, настойчивость в достижение результата; умение сосредотачиваться ( различные варианты)

Для развития логического, наглядно- действенного мышления детям предлагаются для разгадывания несложные лабиринты, которые требуются разрешить практическую задачу: помочь белке    найти свое дупло, девочке- выйти из леса, накормить животных и т.д.

Лабиринты представлены переплетением 3-4 линий , которое постепенно усложняются.  В последующем  используются и более сложные, бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предметы, выбирая ходы, минуя тупики, т.е. разгадать геометрическую цепь ходов.

РУКОВОДСТВО: Постепенно усложнять лабиринты( более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений). Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, мела, отметок, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желания достичь цели.

Пятая группа. Игры на воссоздание из геометрических  образных и сюжетных изображений.

Цель:  Составить увиденное  из образца или задуманное из наборов фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенном образом фигуры: квадрат, овал, круг и др.. Овладение умением  анализировать способ расположения частей, составление образцов или

задуманного самими.

1. игра « Танграм»

« Танграм»- одна из несложных игр. Называют ее и « Головоломкой из картона» и др. Игра проста в изготовлении, квадрат размером 8/8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей .В результате получается 2 больших,1 средний и 2 маленьких треугольника квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей , плотно присоединяя их одну к  другой, можно составить очень много различных изображений по образам и по собственному замыслу. Успешность игры в дошкольном возрасте зависит от уровня развития сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур ,но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным  и осязательно-двигательным путем свободно перемешать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение  анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические      формы, практически видоизменения фигуры путем разрезания и составления их из частей.

2.игра-головоломка « Пифагор».

В работе с детьми 5-7 лет используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и самостоятельности.

Описание игры: Квадрат размером 7\7 см. разрезан так, что получается 7 геометрических фигур:2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими)и 1четырехугольник(параллелограмм)

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур- частей игры плоских изображений: силуэты строений, предметов, животных.

3. «Монгольская игра»

Описание и изготовление. Квадрат размером 10\10см. разрезается .В результате получается  11 частей: среди них 2 квадрата,4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).

Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя

Одну к другой, не накладывая одну на другую. Все части игры геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с  целью получения новой- необходимый и начальный этап освоения игры. Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры  из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигуры- изображения по образцу, по замыслу.

  1. « Колумбово яйцо».

Описание и изготовление. Овал размером 15/12 см.разрезают. В результате получается 10 частей: 4 треугольника( 2 больших и 2 маленьких),2 фигуры, похожие на  четырехугольник, одна из сторон, которых округлой формы, 4 фигуры( большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Правила те же, что и в « Монгольской игре»: создавая силуэт, использоватьвсе части игры, присоединяя одну к другой.

На     начальном этапе освоения игры детям предлагается найти сходство по форме ее частей и комбинаций из  них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что  фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры ( треугольники и четырехугольники  с закругленной стороной)

похожи на туловища птиц, зверей, морских животных. Такое соотношения и сравнения частей игры с предметами развивают у детей  воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

  1. « Вьетнамская игра».

Круг разрезается на части .Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7частей , из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части , имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на создание силуэтов животных, птиц, насекомых.

Из набора можно составить много забавных фигурок , присоединяя одну часть к другой.

  1. « Волшебный круг».

Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

  1. « Пентамино»

В работе с детьми можно использовать игру, изготовленную самостоятельно. Для этого надо одинаково окрашенный с двух сторон картон разлиновать в клетку1,5/1,5 см..А затем вырезать из него фигуры.

Играть в «Пентамино» несколько труднее, чем в ранее приведенные игры.Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на части, а также способы соединения одной части с другой.

Последовательность освоения игры с детьми 6-7 лет

!. Рассматривание частей игры, нахождение сходства их с  предметными изображениями, «опредмечивание» фигур. Дети называют части: буква Т, букваГ, крест, лесенка, ступенька, ворота.

2 Усвоение общих способов присоединения одной части к другой. С этой целью детям  предлагают выбрать 2-3 части, из которых, например, можно создать машину. Постепенно увеличивается количество частей для составления силуэтов

Назначение. Развитие у детей образного мышления, комбинаторских способностей, практических и умственных действий. Воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, желание думать, искать, путь решения и приходить к положительному результату.

Шестая группа. Ребусы.

Ребус- это загадка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.

При отгадывание ребусов надо знать некоторые правила: иногда перед знаком нарисованным предметом стоит одна или две запятые(апостроф).Это значит , что в слове, которое называет предмет, надо отбросить одну или две первые буквы. Здесь в слове 100 надо отбросить первую букву С и читать только «то»

 Если апостроф стоит после знака или нарисованного предмета, то надо в соответствующем слове отбросить последние буквы..

  Здесь в слове дом            надо отбросить последнюю букву М и читать « до».

В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить в середине слова или заменить ее на другой буквой.

Если предмет нарисован в перевернутом виде,- это значит, что слово надо читать с конца( например, читать « мод» вместо «дом»)

  Ребусы для игры с детьми можно брать из периодической печати, из детских журналов, которых выпускается очень много.          

Седьмая группа. Загадки, загадки-шутки, занимательные вопросы, задачки в стихах, ответы на пальцах.

Цель:  Приобщение к активной умственной деятельности, умение выделять главные свойства. Развитие  логического мышления.

В задачках математического содержания анализируется  предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические  отношения.

 Занимательные задачи, для решения их надо в большей степени.

проявить смекалку находчивость, понимание юмора, нежели познания в математике.

Построение, содержание. Вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными.

Ниже приводятся задачи – шутки для детей 6-7 лет.

Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего? ( Двое)

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

( Положить ее на угол стола)

На столе лежат три палочки, как сделать среднюю крайней, не трогая ее?

(Переложить крайнюю.)

Тройка   лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала одна лошадь? (5 км.)

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько, будет весит

курица, если встанет на две ноги? ( 2кг.)

Росло 4 березы. На каждой березы по 4 большие ветки. На каждой большой ветки по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько

всего яблок? ( Ни одного, на березе яблоки не растут).

( смотри приложение 2)

Раз к зайчонку на обед                                  

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели .

Кто считать ребята, ловок ?

Сколько съедено морковок?  (4)

 Ну-ка, сколько всех ребят

На горе катаются ?

Трое в саночках сидят

Один дожидается (4)

 Под кустами у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын отец и мать.

Кто успел всех сосчитать.(4)

 Повезло опять Егорке,                      Барсучиха- бабушка

У реки сидел не зря.                           Испекла оладушков.

Два карасика в ведерке                      Угостила  двух внучат-

И четыре пескаря.                               Двух драчливых барсучат

Но смотрите- у ведерка                      А внучата не наелись,

Появился хитрый кот                          С ревом блюдцами стучат.

Сколько рыб домой Егорка                 Ну-ка сколько барсучат

На уху нам принесет?                           Ждут добавки и молчат?

(Нисколько)                                          ( молча не ждет никто, с ревом ждут двое)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В данной картотеке собраны интересные упражнения на развитие мыслительных операций у старших дошкольников....

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников...

Игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. Коммуникативные упражнения, которые просто необходимы психологам, воспитателям, учителям....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...

Использование компьютерных игр, направленных на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются нов...

Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти у дошкольников.

  Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте в...