Портрет современного ребенка дошкольного возраста.
занимательные факты

Размышление на тему "Портрет современного дошкольника". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_doc.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет современного ребенка дошкольного возраста.

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью, возбудимостью, неусидчивостью,  плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к взрослым, они размышляют над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе, но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель,

они слабее здоровьем.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но скорее всего, это просто «наслушанность», под которой нет опыта. Каждый день сталкиваясь с огромными потоками информации, с малых лет  окруженный телевизором, кино, компьютерными играми, интернетом, ребенок учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

 Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), громко, но плохо проговаривает звуки.  Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг[5].

           Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые интересы несколько изменились. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе [5]. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.
Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

Дошкольники выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми.

        У современных дошкольников наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Им интереснее и комфортнее нажимать кнопки и ждать новых готовых развлечений. Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим  «непохожесть», «уникальность», «исключительность».

        Еще одним подходящим определением для  современных детей является слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации,  отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о планетах и, например, динозаврах они добывают исчерпывающее количество данных, а вот выучить буквы, цифры, названия животных тяжело, так как не очень интересно. Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема, относящаяся скорее к детям младшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ,  сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий [5].

        Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества: кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми.  На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом. Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.

         Еще одна большая проблема, проблема социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

        Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей:
1.Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2.Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9.Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у дошкольников.

11.Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14.Увеличение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные [7].
        Интересно увидеть, каким станет повзрослевший современный дошкольник. Это возможно сделать, проанализировав ценностные ориентации современных подростков и молодых людей (т. е. будущих родителей). В 2007 году стартовал Всероссийский исследовательский проект «Психологический портрет поколения». Социально-психологическое исследование охватило около 5000 детей с первого по одиннадцатый классы. Предпринята попытка выяснить представления детей о целях на ближайшее будущее, о мечте о взрослой жизни и деле, которому хотят посвятить жизнь. По результатам ответов дети были распределены на группы в зависимости от жизненных целей, мировосприятия, представления о себе. «Цельными личностями» названы 15% выборки. Это те, кто видит свою жизнь как «единую стратегию», реализуемую даже в изменяющихся условиях, и для кого мечта выступает компасом в решении жизненных задач. Наибольшую группу (до 50%) составили «эффективные функционеры». Это дети, ставящие перед собой конкретные профессиональные и карьерные цели, позволяющие хорошо зарабатывать, содержать семью и детей, открыть свое дело, стать влиятельными и богатыми. Отмечено, что уменьшилось количество детей – «общественных деятелей» и «домохозяек», то есть тех, кто хочет приносить пользу обществу, помогать людям, и тех, кто ставит своей целью создание хорошей семьи [1].

           Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные междисциплинарные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Структурирование информационного потока, его «педагогическое» переориентирование позволит решить ряд проблем воспитания. Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.

Литература
1. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
3. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
6. Степура И. Племя молодое. Незнакомое // Российская газета – Дальний Восток. 2005. № 3912. 28 октября.
7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.
8. Школяр Л. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2010. № 4. URL:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2010/shkolyar12-12-2010.pdf



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни современного ребенка дошкольного возраста.

Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компо...

Портрет современного ребенка начала XXI века

Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный ...

Образовательные возможности современного ребенка дошкольного возраста

Жизнь ребёнка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Дети быстрее, чем взрослые осваивают всевозможные гаджеты, многим интересу...

Статья «Современный ребенок дошкольного возраста».

   Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перена...

Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. « Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста, как основа для проектирования индивидуальной работы»

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с...