«Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»
методическая разработка

Несмеянова Анна Сергеевна

Семинар-практикум для МО педагогов-психологов

 «Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»

Цель семинара:

  • знакомство участников  семинара с оборудованием тёмной сенсорной комнаты, психологическое просвещение участников о формах и методах коррекционно-развивающей, образовательной работы в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты;
  • закрепление представлений о содержании и особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Содержание:

  • Вступительное слово о целях и задачах семинара
  • Презентация на тему «Темная сенсорная комната»
  • Просмотр видеоролика «Занятия в сенсорной комнате» 
  • Посещение сенсорной комнаты
  • Экскурсия по детскому саду
  • Закрытие семинара. Подведение итогов.

«Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»

Вступительное слово о целях и задачах семинара

К концу 80-х гг. ХХ в. сенсорные комнаты получили широкое распространение в Европе и стали частью реабилитационной и терапевтической практики в учреждениях разных профилей социальной направленности.

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Установлено, что от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность познавательного, физического и эстетического развития. В самом деле, от того насколько точно ребенок видит, слышит, осязает окружающее; насколько адекватно использует эти сведения в практической деятельности и насколько грамотно может выразить свои представления в речи, зависит его способность ориентироваться в окружающем мире, дифференцировать воздействующие на него стимулы и, в конечном итоге, принимать верные решения в каждой конкретной ситуации.

Таким образом, сенсорная комната является эффективным средством коррекции и реабилитации. Использование в работе сенсорной комнаты не только повышает успешность психокоррекционной работы, но и эффективность реабилитации в целом. Занятия в сенсорной комнате помогают оптимизировать психоэмоциональное состояние детей и родителей, формируя у них позитивный настрой, укрепляя психическое и физическое здоровье.

В нашем детском саду действует сенсорная комната, разработана оптимальная система работы, сориентированная как на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, так и на полноценное и всестороннее развитие дошколят. Сенсорная комната является комнатой психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых, она представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где каждый посетитель пребывает в безопасной и комфортной обстановке.

Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов: свет и цвет, звуки, запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом (например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и др).

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта, музыкальные произведения с быстрым темпом) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Оборудование сенсорной комнаты включает в себя множество компонентов….

Ø Презентация на тему «Темная сенсорная комната»

Ø Просмотр видеоролика «Занятия в сенсорной комнате» 

Ø Закрытие семинара. Подведение итогов.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как самостоятельную процедуру, как способ подготовки к другим медико-психологическим процессам, а также как средство оптимизации реабилитационного процесса.

………………………………………………….

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon temnayasenkomn.ppt2.25 МБ
Файл programma_mo.docx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темная сенсорная комната Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Детский сад №254»

Слайд 2

Волнение, стресс, невозможность сосредоточиться - все эти состояния «души и тела», к сожалению знакомы не только взрослым, но и детям. Специально разработанное оборудование сенсорной комнаты помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Сенсорная комната своей изолированностью, необычностью обстановки, естественным образом создает соответствующий настрой релаксации. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка. « ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В НЕМ ПОДОБЕН СКАЗОЧНОЙ ДОРОГЕ, ПОЛНОЙ НЕОЖИДАННЫХ НАХОДОК И ПРИКЛЮЧЕНИЙ. А ПРОВОДНИК НА ЭТОЙ ДОРОГЕ ЧУТКИЙ И ПОНИМАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ…»

Слайд 3

ЦВЕТ СТИМУЛЯТОРЫ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ СВЕТ ЗАПАХ ЗВУК Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на слуховые, зрительные анализаторы, на вестибулярные рецепторы.

Слайд 4

Снимает беспокойство, агрессивность, тревожность ; создает ощущение безопасности и защищенности; Помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение; Создает положительный эмоциональный фон; Активизирует функции центральной нервной системы; Плавно активизируется мозговая деятельность, что благоприятно сказывается на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. ЗАДАЧИ Цель сенсорной комнаты: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.

Слайд 5

Детям предлагается не просто войти в помещение темной сенсорной комнаты, а «раствориться» в этом волшебном мире и ощутить тайну, погрузиться в мир сказки, в мир чудес…

Слайд 6

Методы работы ЗВУКОТЕРАПИЯ АРОМАТЕРАПИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ СВЕТОТЕРАПИЯ ЦВЕТОТЕРАПИЯ РЕЛАКСАЦИЯ - СТИМУЛЯЦИЯ

Слайд 7

Развитие когнитивных навыков, развитие навыков общения, произвольности, внимания, развитие исследовательской активности детей. Зарядка положительными эмоциями, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, формирование фиксации взора; развитие цветового восприятия, релаксационный эффект. Воздушно - пузырьковая колонна Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья.Оборудование сенсорной комнаты включает в себя множество компонентов…

Слайд 8

Панно «Звездное небо» Создается благоприятная атмосфера, которая запускает психоэмоциональную разгрузку Интерактивная панель «Бесконечный туннель» Обогащение восприимчивости и воображения; развитие зрительного восприятия; помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве

Слайд 9

Фиброоптический пучок Зеркальное панно с фиброоптическими нитями Обладают успокаивающими эффектами и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание. Способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений; развитию мелкой моторики руки.

Слайд 10

Интерактивная песочница iSandBox Световой стол для рисования песком Развитие: - воображения; - зрительного восприятия; - мышления; - мелкой моторики. Снижение уровня тревожности. Создание психологического комфорта. Коррекция страхов.

Слайд 11

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты. Таким образом, в зависимости от поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как самостоятельную процедуру, как способ подготовки к другим медико-психологическим процессам, а также как средство оптимизации реабилитационного процесса.

Слайд 12

„ Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.“ Виталий Валентинович Бианки

Слайд 13

Подготовила: педагог-психолог Несмеянова А.С.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нестандартного оборудования на занятиях по обучению детей плаванию в условиях ДОУ

Материал предназначен для инструкоров по физической культуре...

Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...

«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...

Мастер-класс «Применение нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук в домашних условиях»

Применение нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук в домашних условиях...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....