Развивающие игровые технологии кубики Б.П.Никитина "Сложи узор"
статья

Бабали Жеваир Серверовна

Данное сообщение поможет воспитателю ознакомить аудиторию с развивающей игрой Б.П.Никитина кубиками "Сложи узор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста.

Как известно, первые годы жизни ребенка- самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Как сказал Б.П.Никитин: « Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках обществаВы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

2.Никитин – педагог-новатор, основоположник многих  развивающих игр с кубиками. Таких как:

  • Сложи квадрат                                    
  • Сложи узор
  • Кубики для всех

  • Уникуб
  • Дроби
  • Кирпичики

3.Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью, можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.

4. При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:

  • Сначала взрослый, потом ребенок (выполняя задания вы сможете сами прочувствовать с какими сложностями  столкнется ребенок выполняя их)
  • Подсказки давать запрещено
  • На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется
  • Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам

5. Сегодня я познакомлю вас с игрой «Сложи узор». Эту игру очень любят дети, и не удивительно.

6.  Из этой маленькой коробочки, рождаются красивые узоры:

7.  Буквы

8.  Цифры

9.  Симпатичные животные и много всего интересного. А самое главное создают все это сами дети.

У вас на столе лежит игра СУ. Достаньте кубики, рассмотрите их. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета:

  • Синий
  • желтый
  • красный
  • белый

и две грани кубика двуцветные: бело-красные и сине-желтые. Из этих кубиков можно сложить огромное количество разных интересных узоров.

10.Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков :

На 1 этапе – задания из 4-х кубиков.

На  2 этапе –из 9-ти кубиков.

НА 3 этапе –из 16-ти кубиков с прорисовкой, а в последствии без прорисовки границ рисунка.

Таким образом возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.

В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.

Условно организацию игры можно разделить на 3 этапа.

1 этап --- МЛАДШАЯ  ГРУППА. На данном этапе я использую задания из альбома «СЛОЖИ УЗОР для МАЛЫШЕЙ»

11.У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.

- Сколько бабочек из кубиков ты видишь на картинке? (4)

- Чем похожи бабочки? (У всех бабочек крылышки квадратные)

Чем отличаются ? (Крылышки разного цвета)

12. В  задании можно предложить малышу отгадать загадку:

-Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож? (груша)

-Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые

и маленькие детки  ( яблоко)

Дети отгадывают загадки и подбирают кубик по цвету.

13. Нужно помочь мышонку добраться до сыра

Малыш выкладывает дорожку заданного цвета и просчитывает количество выложенных кубиков.

14. Предлагается ребенку развесить на деревья желтые и красные листочки. Строим для ежика дорожку

С помощью таких заданий –мы учим и закрепляем цвета; формируем представления о временах года, формируем начальные навыки счета.

15. Постепенно сложность задания возрастает. Задания из одноцветных кубиков, переходят в задания двуцветные.

- У медвежонка и котенка тихий час. Укрой их одеяльцами.

Как ты думаешь, чем похожи одеяльца? А чем отличаются?

 Покажи на рисунке большие и маленькие треугольники

16. Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.  2 этапа игры СУ рассчитан на детей средней группы. В работе с детьми  данного возраста, использую задания из альбома  «Чудо-Кубики».

17. Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.

 Предлагается выложить узор из кубиков на одеяльца, как показано на картинке, а затем постараться построить свой узор.

18. К примеру поменять цвета на одеяльцах.

19. Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке.

Составь из кубиков правую часть ковра симметрично левой.

20.   Тренируем  внимание. Найди  на рисунке такой же корабль и выложи его.

21. Попробуй собрать и остальные корабли.

22. На 3 этапе игры, использую альбом «Чудо-Кубики -2» для детей старшей и подготовительной групп.

Задания – картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.

23. Детям очень нравиться собирать картинки и составлять узоры из кубиков. Каждый раз выполняя новое задание, радуются что у них получилось справиться с ним,  что они смогли его выполнить самостоятельно, без подсказки взрослого.

24. Маргарита с сердечком

25. Ира с лебедем.

Кубики Никитина универсальны. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства и в начальной школе, постепенно усложняя игру и задания к ней.

Они могут использоваться в коррекционной и диагностической работе.

Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:

- наглядно действенное мышление

- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза

- цветовое восприятие

- самоконтроль и самоанализ

- развивает- зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Комплексного занятия по развитию речи, математике в старшей группе с применением развивающей игровой технологии тема: «Путешествие по дорогам знаний»

Цель: Совершенствовать знания детей, полученных за год. Закрепить знания детей о временах года, о весенних месяцах, о частях суток и их признаках. Развитие мыслительной деятельности, способность к пои...

Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

Игровая технология "Кубики Никитина"

Презентация на тему: Игровая технология "Кубики Никитина"...

Мастер-класс для педагогов на тему «Игровая технология «Кубики Б. П. Никитина» как условие познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б. П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КУБИКИ Б. П. НИКИТИНА», КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

- Обучить педагогов играм Б. П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.  - Заинтересовать педагогов играми Б. П. Никитина для использования в св...

Статья "Развивающие игровые технологии кубики Б.П.Никитина "Сложи узор"

Развивающие игровые технологии кубики Б.П.Никитина "Сложи узор"...