Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»
статья (средняя группа)

Малышкина Алевтина Михайловна

В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matritsa_kak_sredstvo_metoda_triz.docx534.46 КБ

Предварительный просмотр:

Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»

Швейцарский астрофизик Ф.Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ», который успешно используется педагогами дошкольного образования в ТРИЗ – технологии. Данный метод способствует развитию таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение и сравнение.

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы. Понятия «таблица», «морфотаблица», «программа», «матрица» в данном случае используются в одном значении. В контексте нашей работы удобнее было использовать слово «Матрица». Матрица представляет собой таблицу, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. В нашем случае по горизонтали показателями выступают 17 признаков ОТСМ-ТРИЗ (цвет, форма, размер, количество, температура, вес, влажность, рельеф, части, материал, изменение во времени, действие (движение), вкус, место, звук, запах, ориентировка в пространстве). По вертикали - значение признаков. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Матрица удобна тем, что показатели, как и их значения, можно менять и варьировать друг с другом. В результате в данном ТРИЗ - методе для каждого творческого задания составляется отдельная матрица либо с конкретным результатом, либо с множественным.

На начальном этапе апробации данного метода мы использовали только 3 признака (форма, цвет, количество). Задачей детей было составить рисунок по этим значениям признаков (то есть изначально заложен конкретный результат).

                          C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_142132.jpg

                                                                    Рис. 1

Как видно из Рисунка 1 слева представлен правильный результат данной матрицы.  В момент работы детей эту часть листа необходимо загнуть, чтобы в конце можно было сравнить свой результат работы с правильным. Сложность состояла в том, что без признака «Направление» не понятно, как расположить формы между собой. Так, мы начали увеличивать количество признаков.

                       C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_142103.jpg

                                                   Рис. 2

Очень важно поддержать интерес ребенка. Он поддерживается продуктом, который выходит в результате работы с матрицей. Чем разнообразнее продукт, тем интереснее. Это может быть как рисунок, так и постройка из кубиков или Лего, поделка.

                       C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_141938.jpg

                                                  Рис 3

Задания по матрицам дети выполняли подгруппами, командами или индивидуально в зависимости от поставленной задачи. Уровень сложности постепенно увеличивался:

  • Использовали матрицы с пустыми клетками (то есть дети сами придумывали значение признака);

                                   C:\Users\1\Downloads\IMG-20190206-WA0025.jpg

  • Увеличивали количество признаков;
  • Увеличивали количество значений, что подразумевало множественный результат. Например, ставилась задача нарисовать фантазийный дом. Цвет дома мог быть в горошек, в полоску, радужный, в клеточку. Дом мог иметь части человека, растения, зонта, мебели. Материал – кирпич, камень, дерево, песок; в форме – сердца, спирали, креста, «пики» В результате мы получим ушастый дом, похожий на бабочку в форме сердца из песка.

C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_142016.jpg    C:\Users\1\Pictures\2019-05\IMG_20190527_142040.jpg

  • Самым сложным было задание: придумать матрицу и воплотить ее в жизнь (нарисовать, слепить, построить, сделать аппликацию на ее основе). Иначе ребенок не чувствовал удовлетворения от творческого процесса и терял к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Таким образом, ТРИЗ - метод «Морфологический анализ» способствует у дошкольников умению давать большее количество вариантов в рамках заданной темы, комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический анализ ТРИЗ

Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу....

Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».

Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....

ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)

Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого....

ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа».

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....

Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"

В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ...