Главные вкладки

    Морфологический анализ ТРИЗ
    методическая разработка по математике на тему

    Заводских Кристина Валерьевна

    Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morfologicheskiy_analiz_triz.docx714.57 КБ

    Предварительный просмотр:

     Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.

                       Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

             Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).

             Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.

            Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.

             Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

             Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

    1.     Точно сформулировать проблему.

    2.     Определить важнейшие элементы объекта.

    3.     Определить варианты исполнения элементов.

    4.     Занести их в таблицу.

    5.     Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

    6.     Выбрать оптимальный вариант.

             Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

             Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

             Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!

             Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

             Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их

             Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д. 

             Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного,  где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

             Этим  же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с  ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:

    - Где наш герой будет жить?

    - Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

    - Кто будут его друзья, а кто враги?

    - Что интересного с ним произойдёт?

    - Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?

    - Чем закончится сказка?

             С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

             Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

    ·      выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

    ·       время, место существования, обитания;

    ·       положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

    ·       классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.

    Морфотаблица1

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/05/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B02.jpg

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9.png

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpg

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9.jpg

    Мышка2

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%92%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%88%D0%B84.jpg

            

    МТ-Весна

            http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/10/%D0%9A%D0%9B%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%8F1.jpg

    http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/05/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B03.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».

    Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....

    ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)

    Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого....

    Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»

    В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....

    Морфологический анализ

    Опыт работы Морфологический анализ...