«Загадки с грядки» (морфологический анализ)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Беляева Инна Алексеевна

конспект итогового занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_s_gryadki.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Загадки с грядки»   (морфологический анализ)

ЗАДАЧИ:

Образовательные: продолжать  формировать обобщённые понятия об овощах.  Закрепить умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию по картинно-графическому плану. Создавать выразительные цветовые и фантазийные образы при помощи различных художественно-технических средств  (акварель, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пастель и т.п.)

Развивающие: развивать технические и изобразительно-выразительные умения, желание самостоятельно смешивать краски на палитре, для получения нужного оттенка (желание самого ребёнка). Уточнить представление детей о хорошо знакомых природных объектах, о многообразии овощей, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении.

Воспитывающие: воспитывать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Коррекционные: формировать целостный образ объекта. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Методические приёмы:

(словесный): вводная беседа, художественное слово, поисковые вопросы, пояснение, словесная помощь,

(наглядный): показ, игровой (наглядно-действенный метод), дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что я съел?», рассматривание, напоминание (морфологический анализ), анализ

(практический): проведение опыта, эвристический (активность, находчивость детей), выполнение задания

Словарная работа: грядки, заготовка, огород, название овощей, палитра, овощной сок, жидкость,

Оборудование.

(раздаточное): листы для рисования, акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, (и т.д.), кисточки, вода, подставки, салфетки, цветная бумага, ножницы, пластилин, дощечки,

(демонстрационное): образцы нарисованных  овощей по морфологическому анализу, муляжи овощей, «Чудесный мешочек», для опыта: свежий помидор, свежая морковь, тёрка, нож, марля, тарелка, для игры «Что я съел?»: нарезанные свежие овощи, салфетка,

Предшествующая работа: тематическая беседа об овощах, рисование, лепка, аппликация овощей, рассматривание муляжей овощей, чтение рассказов : Н Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», стихотворение Ю.Тувим «Овощи», русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание картины «Натюрморт».

                                       ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, приводить пример и аналоги. Обогащать словарь детей за счёт расширения знаний.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: развивать любознательность, познавательную мотивацию, аналитическое восприятие. Формирование познавательных действий, становления сознания.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: воспитывать проявление доброжелательности по отношению к сверстникам. Развивать отзывчивости, положительную самооценку.

ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ (ЗДОРОВЬЕ): развивать умение контролировать свои движения, осознанного выполнения упражнений (физкультминутка, дыхательная и артикуляционная, пальчиковая  гимнастики).

                                                     

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Артикуляционная гимнастика:  «Качели», «Футбол», «Улыбка-слоник»

Дыхательная гимнастика:  «Подуй на одуванчик», «Задуй свечу»

Воспитатель: послушайте шуточное стихотворение Л.Кузьминой:

                                                        «ПРО ОВОЩИ»

Видел я недавно сон,                                               Вот на солнце тыквачок

Не даёт покоя он:                                                      Завалился на бочок,

Что-то странное в природе-                                    А зелёный огудор

Чудеса на огороде.                                                    На высокий влез забор!

Очень важная нордыня                                           Лукапуста побелела,

Пожелтела от гордыни,                                           Камнем на землю осела,

Ну а красная свектошка                                           Редисбусы переспели,

Развалилась на дорожке.                                        Их едва собрать успели….

В общем, что творится с грядкой?

Никакого нет порядка!

Воспитатель: правда смешное стихотворение? Какие же вы  овощи росли на грядке?

О.Д.

Воспитатель: верно! Пожалуй вы уже догадались о чём мы будем сейчас

разговаривать?

О.Д.

Воспитатель: да, об овощах. У меня есть «Чудесный мешочек», что там лежит вы  узнаете  если на ощупь определите, а затем расскажите о нём с помощью графического плана.

О.Д. (ребёнок определяет какой овощ спрятан в мешочке, а затем рассказывает о нём с опорой на графическую таблицу.)

Воспитатель: хорошо! Скажите, что нужно для роста растений?

О.Д. (вода, тепло, воздух, солнце, земля,…)

Воспитатель: правильно, но давайте проверим, есть ли в овощах вода (жидкость) ?

О.Д. (проводится опыт со свежим помидором и свежей морковью: режется помидор – появляется сок,  натирается на тёрке морковь, выжимается –получаем морковный сок. Дети делают вывод – сок – это жидкость, в овощах есть жидкость - вода)

Воспитатель: теперь пойдёмте в огород за овощами….

                                                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В огород пойдём,                                                       (дети маршируют на месте

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем                                          «таскают»,

И картошки накопаем.                                               «копают»,

Срежем мы кочан капусты,                                       «срезают»,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко.                                       «рвут»,

И вернёмся по дорожке.                                             маршируют на месте).

Воспитатель: много собрали овощей, давайте капусту посолим!

                                            ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Мы капусту режем, режем,

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

Пробуем!

Воспитатель: правда вкусно?! Какая получилась капуста?

О.Д. (сладкая, вкусная, солёная, хрустящая, ароматная и т. д.)

Воспитатель: вы много знаете об овощах,  теперь можете и изобразить их. Подумайте, выбирайте,  что вам больше нравится (рисовать, лепить, аппликация)  и приступайте к работе.

Продуктивная деятельность детей: дети выбирают способы изображения овощей, а на доске -  виды изображения – грядка, заготовка, тарелка, поднос,…

   После продуктивной деятельности, дети рассматривают работы товарищей, делятся своими впечатлениями, объясняют, что можно приготовить из овощей.

Воспитатель: хорошо, а теперь попробуйте догадаться, какие овощи я для вас приготовила! Проводится игра «Что я съел?»

О.Д. (детям дают кусочки овощей, которые они не видят и они должны определить, что они съели?).

(в конце занятия воспитатель проводит  графический морфологический анализ)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический анализ ТРИЗ

Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу....

Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».

Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....

ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)

Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого....

Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»

В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....

Морфологический анализ

Опыт работы Морфологический анализ...