Особенности реализации образовательной работы по направлению «Художественно-эстетическое развитие» при внедрении ФГОС ДО
методическая разработка

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_realizacii_obrazovatelnoj_raboty_po_na.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации образовательной работы по направлению

 «Художественно-эстетическое развитие» при внедрении ФГОС ДО

        Взаимодействие дошкольника с окружающим миром осуществляется в игре, продуктивной деятельности (в рисовании, конструировании, лепке, аппликации), элементах трудовой деятельности, доступных для ребенка, а также через знакомство с художественной литературой, произведениями искусства, музыкальными произведениями, миром природы. Это взаимодействие способствует формированию и развитию отдельных психических процессов: творческого воображения, произвольной памяти, мышления и др. Но главным образом происходит формирование личностной позиции ребенка по отношению к окружающему его миру и устанавливаются отношения взаимопонимания между детьми. Поэтому в дошкольном образовании значительное внимание уделяется художественно-эстетическому развитию ребенка.

        В соответствии со ФГОС ДО, художественно-эстетическое на правление предполагает:

− Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.

− Становление эстетического отношения к окружающему миру.

− Формирование элементарных представлений о видах искусства.

− Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

− Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

− Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Какие же условия необходимы для реализации такого обширного направления? Обратимся к третьему разделу ФГОС ДО и выделим эти условия:

− организация образовательной деятельности, ориентированной на интересы ребенка2 ; − предоставление детям возможности выбора материалов и видов деятельности3 ;

− обеспечение недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в свободном выборе деятельности и ее участников;

− развитие умения работать в группе сверстников;

− создание творческой развивающей предметно-пространственной среды.

        Кроме этого следует учитывать то, что в группах могут быть дети с особыми образовательными потребностями, для которых необходимы дополнительные условия. Они подробно прописаны в п.3.2.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.5.1, 3.6.3.

Самостоятельная творческая деятельность детей

        Как же строить технологию, результатом реализации которой станет самостоятельная творческая деятельность ребенка? На наш взгляд, очень значимой для понимания ценностных основ взаимодействия с ребенком в творчестве является профессиональная позиция воспитателя или другого специалиста. Остановимся на ней подробнее и с точки зрения реализации ФГОС ДО. Первое, что должно быть у взрослого, по мнению педагогов и психологов, работающих с дошкольниками, – это установка на развитие, уверенность в том, что каждый ребенок изначально имеет творческие способности! Признание за всеми людьми, а не только за немногими избранными (художниками) или немногими отобранными (с помощью тестов, например) склонности к творчеству, выявляющейся по-разному, главным образом в зависимости от социальных и культурных факторов, подчеркивается и в книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество».

        Второе – это понимание того, что педагог при развитии творчества должен стремиться не раскрывать истину перед ребенком, а учить ее находить. Он приглашает к рассуждению и наводящими вопросами подводит ребенка к тому, чтобы тот сам нашел ответ. Такой способ не так широко распространен в дошкольной педагогике, как более традиционный, которым является объяснительно-иллюстративное обучение. На слайде рассмотрены действия педагога при объяснительно-иллюстративном обучении и в ходе развития самостоятельной творческой деятельности детей.

        Новые знания чаще всего педагоги дают ребенку в виде набора не которых фактов и идей. Педагог, отвечая на вопросы и просьбы ребенка («Как это сделать? Покажите, пожалуйста! Нарисуйте, я не умею!»), дает готовый образец для подражания. Это частично обосновано в том случае, когда ребенка обучают новому навыку, например, как держать ножницы и вырезать круг. Но если и после начального формирования остановиться только на работе по образцу, то ребенок перестает проявлять инициативу и самостоятельность и занимается только копированием. Для развития творчества педагог дает ребенку свободу замыслить свою работу и приступить к исполнению задуманного. Он задает ребенку вопросы, спрашивает его мнение, приглашает рассуждать. В результате ребенок самостоятельно или с недирективной помощью взрослого находит ответы на интересующие его вопросы. Во взаимодействии с ребенком педагогу важно научиться не ограничивать ребенка, а позволять ему реализовывать свои замыслы. Поменять оценочное восприятие того, что делает ребенок на творческое восприятие. Это непростая задача. Назидательный учительский тон следует поменять на мягкий, начинать не с указания на ошибки ребенка, а на его достижения: что он сделал сегодня хорошо, что ему удалось. Акцент на сильных сторонах ребенка позволяет развивать его творчество намного легче. Ведь ребенка вдохновляет именно то, что у него хорошо получается. Особенно внимательно следует отнестись к спокойному восприятию ошибок ребенка. Если постоянно указывать ребенку на ошибки, то у него развивается так называемое «мышление ошибками». Дети начинают бояться сделать неправильно, ответить на вопрос не так, как ожидает взрослый, ждут только очень высокой оценки, отказываются от выполнения творческих заданий, особенно от тех, где неизвестен конечный результат. Все чаще от ребенка можно слышать «не буду – не умею – не хочу». Творческие проекты, к сожалению, за детей часто выполняют взрослые, а ребенок просто выучивает социально-ожидаемый текст и рас сказывает его окружающим.

        В начале семинара уже говорилось о том, что для реализации ФГОС ДО в художественно-эстетическом направлении развития ребенка необходимы определенные условия. Созданию этих условий могут препятствовать определенные позиции взрослого. Рассмотрим на слайде, какие позиции взрослого будут препятствовать развитию самостоятельной творческой деятельности и реализации замыслов, а какие нет.

        Итак, для эффективного взаимодействия педагога и ребенка, которое будет способствовать художественно-эстетическому развитию, необходимо:

− Использовать стиль общения, способствующий развитию самостоятельной творческой деятельности детей и реализации детских замыслов.

− Выслушивать мнение каждого ребенка, поддерживать его идеи и помогать их реализовывать.

− Давать только положительные оценки, искать сильные стороны детей и развивать их.

− Идти за логикой ребенка, подчиняться ей, а не навязывать свое «взрослое» мнение и заставлять детей делать все «правильно, как у всех, по образцу».

− Учить детей аргументированно возражать, используя доказательства, а не крик, плачь, обиды, молчание и т.д.

− Объединять детей в малые группы, учить их договариваться друг с другом, слушать мнение других детей, сотрудничать.

        Третье, на что необходимо обратить внимание при реализации художественно-эстетического направления – это то, что способность к творчеству редко у кого развивается сама по себе. Поэтому при создании условий для ее развития нужно активно использовать различные игры.

Игры, способствующие развитию воображения и творчества

        В литературе описано большое количество игр, направленных на развитие воображения и творчества детей. Дьюи писал, что «специфическая функция воображения состоит в том, чтобы видеть действительность так, как она не может быть увидена при обычном восприятии. Воображение ставит своей целью явственно увидеть то, что от нас далеко, то, что сейчас отсутствует, то, что затемнено. Имеется в виду не только история, литература, география, основы естественных наук. Геометрия и арифметика также содержат много такого, что можно понять лишь с помощью воображения». Приведем несколько примеров игр, включение которых в технологию художественно-эстетического развития детей дает результаты. Эти игры не требуют никакого дополнительного оборудования, в них можно играть на прогулке, легко осваиваются родителями, которые с удовольствием играют в них со своими детьми.

Игры «Чудеса прогулок»

1. «Чудо-облака». В детстве многие рассматривают облака, плывущие по небу, ищут их сходство с разными предметами. Кто-то видит в них корабли, кто-то – медведей, а кто-то – таинственные острова. Пофантазируйте вместе с детьми: Куда плывут эти облака? Откуда? О чем они хотят нам рассказать? Почему тают и исчезают? О чем меч тают облака? и т.д.

2. «Чудо-ветер». Обратите внимание детей на то, что ветер бывает разный: теплый легкий ветерок; сильный, пронизывающий ветер; ветер, от которого падают деревья и т.д. Обсудите, есть ли ветер сейчас, и попробуйте его «оживить»: Кто его мама? Кто его папа? А есть ли у него братья и сестры? Кто его друзья? Какой характер у сегодняшнего ветра? О чем спорит ветер с солнцем? О чем договорились ветер и звезды? Где ветер ночует? и т.д.

3. «Чудо-тени». Рассмотрите с детьми тени от разных предметов. Их хорошо видно зимой при свете ярких фонарей на снегу. Или в ясный солнечный день. Обведите тень от предмета. На что она похожа? Какой у нее размер? Как меняется тень от предмета? Когда она светлее, а когда темнее? Придумайте, как ее можно дорисовать.

Игры: «Давай придумывать!»

1. «Польза-вред». Данные игры направлены на понимание ребенком «тайны двойного» – наличия противоречия в каждом событии или объекте. Взрослый и дети по очереди предлагают любое слово или событие и ищут в нем пользу и вред. Например, дождь – это хорошо, потому что он поливает землю, но дождь – это и плохо, так как из-за него бывают наводнения.

2. «Хорошо-плохо». Проводится аналогично игре «Польза-вред». Один ребенок называет пользу, другой – вред. Например, спать днем – это полезно, потому что ты отдыхаешь, но и вредно, потому что вечером не можешь долго уснуть. Важно выслушивать мнение ребенка и не подвергать его мнение критике. Только в этом случае дети перестанут бояться высказывать собственную, а не социально ожидаемую точку зрения.

3. «Время сказок». Небольшие изменения в сюжетах сказок позволяют развивать воображение, стимулируют сопереживание персонажам художественных произведений. Для этого рекомендуется в хорошо знакомой сказке: перепутать сюжет, изменить характер героя, ввести нового героя, изменить финал, изменить место действия, изменить испытания героев и т.д.

4. Игры, предложенные в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». «Сказочные методики» Джанни Родари зарекомендовали себя во многих странах мира. Автор, делясь опытом сочинения сказок, предлагает их использовать их для «запуска» детского воображения. Предлагаем Вам самостоятельно изучить книгу «Грамматика фантазии» Джанни Родари и использовать отдельные приемы в своей работе. При этом следует помнить, что, по словам Владимира Леви, приемы Родари работают не сами по себе, а только в руках думающего и наблюдательного взрослого, который относится к ребенку внимательно и с уважением, который способен учится у ребенка.

Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

        Во ФГОС ДО большое внимание уделяется обеспечению условий для освоения образовательной программы детьми с особыми образовательными потребностями. Безусловно, в зависимости от специфики развития конкретного ребенка или группы детей, меняется характер взаимодействия с детьми, задания и методики. Но общим остается комплексное решение художественно-эстетических и коррекционных задач через обращение к личному опыту ребенка и соприкосновение с собственным творческим потенциалом детей.

        Педагоги и психологи России и всего мира давно и очень эффективно используют искусство и творчество для реабилитации и социальной адаптации личности ребенка. Все исследователи подчеркивают, что творчество помогает интеграции и самореализации ребенка. Отметим, что группа детей с особыми образовательными потребностями является неоднородной.

− Состояние моторики у одних детей может соответствовать нормативному развитию, у некоторых даже опережать его, а другие испытывают трудности, например, предпочитают действовать только одной рукой, слабо удерживают в руках карандаш или кисточку, отказываются лепить.

− У большинства детей наблюдаются различные нарушения познавательной деятельности: от задержек психического развития легкой степени, обусловленных педагогической запущенностью, до интеллектуальных нарушений, что характерно, например, для детей с синдромом Дауна.

− Диапазон речевых нарушений очень широк. У одних детей могут наблюдаться единичные нарушения звукопроизношения. Другие – не используют речь для взаимодействия со взрослыми и с детьми.

− Практически все дети имеют некоторые особенности развития эмоционально-волевой сферы.

        Дети могут демонстрировать замкнутость, чрезмерную обидчивость, демонстративность, агрессивность. Со многими из них педагогу приходится длительно устанавливать контакт. Поэтому, разрабатывая технологии реализации художественно-эстетического направления для детей с особенными образовательными потребностями, следует учитывать:

• интересы ребенка (что он любит, чем увлекается, о чем рассказывает, что рисует, конструирует, во что играет, о чем спрашивает);

• поведение ребенка в разной окружающей его обстановке (как он будет реагировать, если занятия будут проводиться в другом помещении, например, в керамической мастерской);

• уровень развития мелкой моторики (какие материалы лучше предложить для творчества);

• понимание ребенком обращенной речи, инструкции (насколько подробно или кратко следует объяснять ребенку, что необходимо сделать, или следует ограничиться только показом наглядных изображений);

• самооценку и критичность ребенка (многие дети в случае неудачи могут отказаться от дальнейших попыток в продуктивных видах деятельности);

• умение взаимодействовать со сверстниками (какую роль дать ребенку в коллективной творческой работе);

• желание работать по правилам (иногда необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно экспериментировать с творчески ми материалами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - рисование/ во второй младшей группе «Рябинка для снегирей»

Программное содержание:Образовательные задачи:-дать знания о зимующих птицах - снегирях, их внешним видом и особенности их поведения,-закреплять знания о времени года – осень. Воспитательные зада...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация на тему "Божья коровка" для детей дошкольного возраста (средняя группа)...

Сюжетно-образовательная ситуация по направлению художественно –эстетическое развитие «Море волнуется» ( коллективное рисование)

Задачи: Вызвать у детей интерес к созданию образа моря по замыслуСоздавать условия для творческого применения освоенных уменийУчить договариваться и планировать коллективную работу, развивать навыки с...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе по теме «Веселые космонавты»

Конспект образовательной деятельности по направлению«Художественно-эстетическое развитие» в средней группепо теме «Веселые космонавты» Автор – составитель: музыкальн...